20 июня 2024 г. |
Дело N А84-10048/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей: Приваловой А.В., Архипенко А.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
- от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя - Гущина А.А., представитель по доверенности от 22.12.2023 N 51;
- от Управления Федерального казначейства по г. Севастополю - Поляков А.Э., представитель по доверенности от 19.12.2023 N 74-15-17/6;
- от Департамента здравоохранения города Севастополя - Овчинникова Т.А., представитель по доверенности от 16.01.2024 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 марта 2024 года по делу N А84-10048/2023, принятому по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента здравоохранения города Севастополя, о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее - заявитель, ТФОМС г. Севастополя) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю (далее - Казначейство, УФК по г. Севастополю, заинтересованное лицо) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 28.07.2023 N 74-18-04/2059.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Департамент здравоохранения города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06 марта 2024 года заявленные требования удовлетворены частично, признанно недействительным представление Управления Федерального казначейства по г. Севастополю от 28.07.2023 N 74-18-04/2059 в части требования произвести возврат из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет города Севастополя для последующего перечисления в федеральный бюджет средств в сумме 9063,40 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебный акт первой инстанции обжалован ТФОМС г. Севастополя в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе ТФОМС г. Севастополя просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, ТФОМС г. Севастополя считает, что представление от 28.07.2023 N 74-18-04/2059 Казначейством вынесено необоснованно, ТФОМС г. Севастополя не является стороной соглашения N 056-17-2021-416 от 03.08.2021, на него не распространяются требования п. 4.3.6 Соглашения N 056-17-2021-416 от 03.08.2021: "возвратить в федеральный бюджет, не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств иного межбюджстного трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации", равно как и иные условия соглашения N 056-17-2021-416 от 03.08.2021. Правилами N 1125, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125, на ТФОМС города Севастополя не возложена обязанность по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, кроме того, ТФОМС г. Севастополя при этом не располагает никакими правовыми и функциональными инструментами, способными повлиять на ход проведения углубленной диспансеризации, в том числе, на количество граждан, прошедших диспансеризацию.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
В ходе разбирательства в суде апелляционной инстанции от Казначейства поступил отзыв и письменные пояснения, в которых заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражая против отмены состоявшегося судебного акта, Казначейство указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы заявителя и считает, что в апелляционной жалобе отсутствуют ссылки на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Казначейством решение суда в части признания представления недействительным по сумме, подлежащей возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет города Севастополя для последующего перечисления в федеральный бюджет, не обжалуется в апелляционном порядке, возражения в этой части судебного акта не поданы.
От Департамента здравоохранения города Севастополя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент не согласен с доводами апелляционной жалобы и просит разрешить дело в соответствии с действующим законодательством.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В итоговом судебном заседании представитель заявителя просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, представитель Казначейства просил судебное решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, представитель департамента поддержал свою правовую позицию, изложенную в отзыве и дополнительных пояснениях.
Законность судебного акта проверена судебной коллегией по правилам главы 34 АПК РФ, установлены следующие обстоятельства, имеющее значение для дела.
УФК по г. Севастополю была проведена внеплановая камеральная проверка Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 на основании приказов от 26.04.2023 N 90, от 08.06.2023 N 115, в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, по теме: "Проверка достижения значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 989, от 07.08.2021 N 1310, от 07.07.2021 N 1125".
По результатам проведенной проверки составлен акт от 21.06.2023, а также вынесено представление от 28.07.2023 N 74-18-04/2059 (л.д. 11-19, т. 1).
В соответствии с указанным представлением от 28.07.2023 N 74-18-04/2059 выявлено следующее нарушение:
В нарушение пункта 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), ТФОМС г. Севастополя являясь получателем средств межбюджетного трансферта на углубленную диспансеризацию в соответствии с заявкой от 12.08.2021 не осуществил возврат средств в сумме 18 809,16 руб. из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет города Севастополя для последующего перечисления в федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта.
В результате УФК по г. Севастополю требует по нарушению, указанному в представлении, осуществить возврат из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет города Севастополя для последующего перечисления в федеральный бюджет средств в сумме 18 809,16 руб. и принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения в срок до 01.11.2023.
Не согласившись с данным предписанием, ТФОМС г. Севастополя обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения участников судебного процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены состоявшегося судебного акта.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы Федерального казначейства осуществляют внутренний государственный контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил N 1125 данные правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и (или) подлежащих углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - застрахованные лица), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - иные межбюджетные трансферты).
Между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Севастополя заключено соглашение от 03.08.2021 N 056-17-2021-416 (л.д. 20-22, т. 1), о предоставлении в 2021 году из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополь иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение - из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, согласно которому общий размер иного межбюджетного трансферта составляет 8 258 400 рублей.
Согласно п. 4.3.3 соглашения Субъект обязан обеспечивать достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.
Уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством здравоохранения РФ, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставление отчетности, является Департамент здравоохранения города Севастополя (пункт 6.1.1 Соглашения).
Согласно заявке ТФОМС г. Севастополя от 12.08.2021 (л.д. 30, т.1), направленной в Департамент, установлены значения результата предоставления межбюджетного трансферта - 17 166 единиц. При этом плановое количество случаев углубленной диспансеризации лиц, застрахованных по ОМС и перенесших новую коронавирусную инфекцию (19), определено исходя из суммы иного межбюджетного трансферта, распределенного для города Севастополя, а также тарифов, установленных на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Постановлением N 1125.
Денежные средства в размере 8 258 400,00 руб. перечислены Департаменту в соответствии с заявкой, в свою очередь Департамент перечислил указанные средства иного межбюджетного трансферта ТФОМС г. Севастополя.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31.12.2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет ^возврата), определяется по формуле:
Vвозврата = VTP х (1 - Т/S), где:
VTP - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
Т - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
Судом установлено и фондом не оспаривается, что установленный показатель (17 166) им не достигнут, фактически проведено и оплачено 19 случаев углубленной диспансеризации.
ТФОМС г. Севастополя на основании заявки на возврат от 29.11.2021 осуществил возврат неиспользованного иного межбюджетного трансферта в сумме 8 239 700 руб. в бюджет города Севастополя (платежное поручение от 30.11.2021 N 91063) (л.д. 33, т. 1).
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом первой инстанции, полученные ТФОМС г. Севастополя денежные средства подлежат возврату в бюджет города Севастополя для последующего перечисления в федеральный бюджет, в соответствии с п. 15 Правил N 1125, в сумме 8 249 315,76 руб. (8 258 400 х (1-19/17166).
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, ТФОМС г. Севастополя часть суммы иного межбюджетного трансферта уже была возвращена 30.11.2021, следовательно, подлежит перечислению оставшаяся часть суммы 9 745,76 руб. (8 249 315,76 - 8 239 700).
Доводы апеллянта отклоняются как ничтожные. Утверждение о необоснованно вынесенном представлении УФК по г. Севастополю от 28.07.2023 N 74-18-04/2059, поскольку в адрес ТФОМС г. Севастополя не направлялось решение УФК по г. Севастополю о наличии оснований для направления представления руководителем органа контроля по результатам рассмотрения им акта проверки, является ошибочным, так как Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 не предусмотрено направление указанного решения органу контроля.
Довод заявителя об отсутствии у него обязанности по возврату в бюджет города Севастополя иного межбюджетного трансферта обоснованно отклонены судом, как противоречащие приведенным выше нормам. Вопреки доводам заявителя, для возврата не использованных по назначению бюджетных средств не требуется установление его вины. Средства подлежат возврату в федеральный бюджет именно в связи с их неиспользованием на выделенные цели, согласно пункту 15 Правил N 1125.
То, что ТФОМС г. Севастополя не является стороной соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансфера, также не имеет значения.
Заявителем не оспаривается получение этого трансферта в сумме 8 258 400 руб. Кроме того, согласно пунктам 1, 2 Правил N 1125 установлено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством здравоохранения Российской Федерации как получателем средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и (или) подлежащих углубленной диспансеризации.
Также, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что наличие действительных объективных обстоятельств, а также отсутствие у заявителя возможности повлиять на достижение плановых показателей, не снимает с ТФОМС г. Севастополя обязанности соблюдать положения Правил N 1125, в том числе п. 15 данных Правил.
Обязанность по осуществлению возврата именно территориальным фондом обязательного медицинского страхования средств, в случае не достижения им значения показателя результативности подтверждается многочисленной судебной практикой, в том числе ВС РФ, по дделам: N А05-10969/2022; N А29-7473/2022; N А32-58295/2022; N А39-8024/2022; N А50-16007/2023; N А39-9060/2023; N А60-51650/2022; N А52-891/2024.
Вопреки утверждению ТФОМС г. Севастополя, нарушений норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено, основания для отмены судебного акта по заявленным доводам не установлены, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положения части 4 ст. 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку ТФОМС г. Севастополя освобожден от оплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о судебных расходах судебной коллегией не разрешался.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 марта 2024 года по делу N А84-10048/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-10048/2023
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Управление Федерального казначейства по г. Севастоолю