г. Вологда |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А05-12331/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 июня 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Островное" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2024 года по делу N А05-12331/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - ООО "ЭкоИнтегратор", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Островное" (ОГРН 1162901052126, ИНН 2921127614; адрес: 163520, Архангельская область, Приморский район, село Вознесенье, улица Центральная, дом 28; далее - администрация) о взыскании 21 280 руб. 59 коп., в том числе 16 408 руб. 36 коп. долга за оказанные в период с 01.06.2020 по 31.07.2023 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в отношении объекта, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, село Вознесенье, улица Центральная, дом 28 (административное здание общей площадью 184,3 кв. м), 4 872 руб. 23 коп. неустойки за период с 13.07.2020 по 26.12.2023, а также 126 руб. почтовых расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Матвеева Анна Дмитриевна (ОГРНИП 311290108000106, ИНН 290120239964; место жительства: 163046, город Архангельск), общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПрофи" (ОГРН 1187746526472, ИНН 7720430070; адрес: 115114, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Даниловский, 2-й Павелецкий проезд, дом 5, строение 1, подвал 0, помещение 26; далее - ООО "ЭкоПрофи"), муниципальное бюджетное учреждение "Ластольское" (ОГРН 1132932000134, ИНН 2921126508; адрес: 163524, Архангельская область, муниципальный округ Приморский, деревня Ластола, улица Северодвинская, дом 4; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2024 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что в настоящее время администрация находится в процессе ликвидации, о чем имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Также указывает на то, что, учитывая территориальную отдаленность земельных участков и отсутствие транспортной доступности на территорию сельского поселения "Островное", своевременное оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором не представляется возможным. Кроме того, ссылается на то, что административное здание, заявленное в исковом заявлении, расположено по адресу: село Вознесенье, улица Центральная, дом 28, при этом данное здание имеет печное отопление, водоснабжение и водоотведение отсутствует, мусор, образующий в процессе трудовой деятельности, сжигается в печи, согласно реестру и схемам нахождения мест (площадок), утвержденных постановлением администрации от 05.04.2019 N 26, для административного здания контейнерная площадка не создана. Также указывает на то, что согласно договору аренды спецтехники с экипажем от 28.02.2022 N 02/Арх индивидуальный предприниматель Матвеева А.Д. осуществляет транспортировку твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов с контейнерных площадок потребителей, места и схемы размещения которых утверждены постановлением администрации от 05.04.2019 N 26 до пунктов временного размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения "Островное".
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области.
Истец приступил к выполнению своих обязательств регионального оператора с 01.01.2020.
В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На официальном сайте общества http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО для юридических лиц. Указанная форма в полном объеме соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональный оператор 16.01.2020, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) названных Правил, разместил в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Заявка на заключение договора от ответчика к истцу не поступала.
Истец произвел расчет оказанных ответчику услуг на вывоз ТКО за период с 01.06.2020 по 31.07.2023, стоимость которых, по данным общества, составила 16 408 руб. 36 коп.
Поскольку в добровольном порядке услуги ответчиком не оплачены, направленная в досудебном порядке претензия от 22.08.2023 N 28055/08-23 об оплате услуг и уплате неустойки также оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании задолженности в размере 16 408 руб. 36 коп. и неустойки (с учетом его уточнения).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, при этом обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 названного Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТБО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.
Презумпцию образования ТКО как естественного результата хозяйственной деятельности администрации, ответчик не опроверг.
Доказательств, достоверно подтверждающих довод, указанный в апелляционной жалобе, о том, что административное здание, заявленное в исковом заявлении, расположенное по адресу: село Вознесенье, улица Центральная, дом 28, имеет печное отопление, водоснабжение и водоотведение отсутствует, мусор, образующий в процессе трудовой деятельности, сжигается в печи, администрацией в материалы дела не представлено.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Как установлено судом и не отрицается подателем жалобы, в период с 01.06.2020 по 31.07.2023 между истцом и ответчиком отсутствовал письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, следовательно фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами N 1156. Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 6 Правил N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 этих Правил.
При этом коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
При таких обстоятельствах, как верно отмечено судом, применение способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, невозможно. В настоящем споре учет ТКО следует осуществлять исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Расчет задолженности произведен истцом на основании постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 (в редакции от 09.08.2019 N 24п) установлены следующие нормативы: 0,43 куб. м/год на одного сотрудника для административных зданий, учреждений.
Постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 N 5п нормативы для административных зданий, учреждений, офисов установлен в размере 0,07 куб. м/год с 1 кв. м общей площади.
С момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют перечисленными объектами, расположенными в данной зоне.
Поскольку в установленные сроки Администрация обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнила, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона, доказательств обращения Администрации в суд за урегулированием разногласий, возникших при заключении договора, не представлено, то в соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил N 1156 между сторонами в спорный период действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
Отсутствие в спорный период подписанного сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО в виде единого документа не препятствовало региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а ответчик не освобождался от обязанности по оплате фактически оказанных услуг.
В силу пункта 8(18) раздела I(1) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 5 и 6 типового договора установлено, что расчетным периодом по оплате услуг по обращению с ТКО является календарный месяц, а срок оплаты услуг - до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с ТКО.
Довод ответчика о том, что в ходе его деятельности твердые коммунальные отходы не образуются, оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, поскольку любая хозяйственная приводит к образованию твердых коммунальных отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Основанием для отказа в иске в рассматриваемом случае могли бы служить доказательства явного уклонения регионального оператора от оказания услуг в спорный период, некачественного оказания таких услуг, а также доказанного неосуществления деятельности субъектом гражданского оборота (опровержение презумпции продуцирования ТКО).
Как и в суде первой инстанции, ответчик в жалобе последовательно настаивает на том, что на территории сельского поселения "Островное" вывоз ТКО осуществлялся не ООО "ЭкоИнтегратор", а индивидуальным предпринимателем Матвеевой Анной Дмитриевной на основании договора аренды спецтехники с экипажем от 28.02.2022 N 02/Арх с дополнительным соглашением к нему (том 1, листы 41-53).
Вместе с тем, как видно из материалов дела, указанный договор заключен этим предпринимателем Матвеевой А.Д. с ООО "ЭкоПрофи".
В свою очередь, как следует из пояснений истца и видно из материалов дела, ООО "ЭкоПрофи" является исполнителем (оператором) для ООО "ЭкоИнтегратор" (регионального оператора) по договору на осуществление транспортирования ТКО на территории Архангельской области от 18.12.2019 N ЭИ/12-19-02, при этом согласно приложению 1 к данному договору ООО "ЭкоПрофи" также осуществляло деятельность на территории сельского поселения "Островное" в спорный период (том 1, листы 129-143, 147, 152).
Из пояснений истца следует, что данная деятельность велась ООО "ЭкоПрофи" на оснваонии государственных контрактов от 10.12.2020 N 21007000040200000030001, от 27.12.2021 N 21007000040210000050001, от 16.11.2022 N 21007000040220000120001.
Соответственно, вывоз ТКО на территории сельского поселения "Островное" осуществлялся ООО "ЭкоПрофи" с привлечением предпринимателя Матвеевой А.Д. именно в интересах регионального оператора.
В письменном мнении на иск ООО "ЭкоПрофи" подтвердило обоснованность требований истца.
Довод ответчика о том, что все отходы, образуемые объектом, вывозились учреждением посредством трактора Беларусь 82.1, опровергаются пояснениями самого учреждения, согласно которым названным третьим лицом вывозилось только сено после покоса.
Документального подтверждения заявленного довода апеллянтом в материалы дела не представлено.
Как верно указал суд, помимо регионального оператора и его операторов никто не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.
В подтверждение факта оказания соответствующих услуг региональным оператором предъявлены акты оказания услуг по указанному выше договору и государственным контрактам за спорный период, а также маршрутные журналы.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств принятия всех необходимых мер для организации собственного места накопления ТКО для здания администрации, в том время как создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям органов местного самоуправления (пункты 1-4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
В силу вышеназванных обстоятельств и нормативных положений, регулирующих спорные правоотношения, при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего договора на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме, правомерно применены нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве.
Учитывая изложенное, поскольку задолженность ответчика подтверждается материалами дела и документально не опровергнута, требования истца о взыскании суммы основного долга правомерно удовлетворены судом.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 4 872 руб. 23 коп. (с учетом ее уточнения), начисленной за период с 13.07.2020 по 26.12.2023, в расчете которой из просрочки исключен период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В пункте 22 Типового договора, утвержденного Правилами N 1156, установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Проверив расчет неустойки, представленный истцом, суд признал его обоснованным и арифметически верным. При расчете неустойки истец обоснованно исключил из расчета период действия моратория. При рассмотрении заявленного требования судом не установлено оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца правомерно взыскано 4 872 руб. 23 коп. неустойки, начисленной за заявленные истцом периоды.
Взыскание с ответчика понесенных истцом 126 руб. почтовых расходов на направление ответчику досудебной претензии (63 руб.) и искового заявления (63 руб.) соответствует статье 110 АПК РФ, пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и представленным истцом доказательствам, подтверждающих размер и факт несения данных издержек.
Мотивированных возражений против взыскания почтовых расходов апеллянтом в жалобе не приведено.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 марта 2024 года по делу N А05-12331/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Островное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12331/2023
Истец: ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Островное"
Третье лицо: Матвеева Анна Дмитриевна, Муниципальное бюджетное учреждение "Ластольское", ООО "ЭкоПрофи"