город Томск |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А45-30186/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Синдеевой Ксении Александровны (N 07АП-2922/2024(2)) на решение от 19 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30186/2023 (судья Нахимович Е. А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Синдеевой Ксении Александровны (ОГРНИП: 310220418600021, ИНН: 220415707042) г. Бийск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (ОГРН: 1035401913568, ИНН: 5405116098), г. Новосибирск, публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893) Сибирский банк) г. Москва, обществу с ограниченной ответственностью "Совтех Сибирь" (ОГРН: 1205400046191, ИНН: 5407979646), г.Новосибирск, о признании незаконным и отмене решения от 19.09.2023 N054/01/18.1-1833/2023,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Синдеев А. М. по дов. от 16.11.2023, диплом,
От УФАС по Новосибирской области: Княжева Е. Н. по дов. от 27.12.2023, диплом;
от ПАО "Сбербанк России": Мальцев А. В. по дов. от 14.10.2021, диплом,
от ООО "Совтех Сибирь": без участия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Синдеева Ксения Александровна (далее - ИП Синдеева К.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление, УФАС по НСО, антимонопольный орган), публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России"), обществу с ограниченной ответственностью "Совтех Сибирь" (далее - ООО "Совтех Сибирь") о признании незаконным и отмене решения от 19.09.2023 N 054/01/18.1-1833/2023.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на незаконность оспариваемого решения антимонопольного органа.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от УФАС по НСО и ПАО "Сбербанк России" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами заявителя, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Совтех Сибирь" отзыв на апелляционную жалобу не представило; о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ООО "Совтех Сибирь".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители УФАС по НСО и ПАО "Сбербанк России" - доводы отзывов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя не настывал на удовлетворении заявленного в апелляционной жалобе ходатайства об истребовании у Арбитражного суда по Новосибирской области копии видеозаписи судебного заседания от 05.03.2024; ходатайство не разрешается судом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя, УФАС по НСО и ПАО "Сбербанк России", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, в Новосибирское УФАС России поступила жалоба ИП Синдеевой К.А. (вх. N 16464-ЭП/23 от 08.09.2023) на действия заказчика Сибирского банка ПАО "Сбербанк России" при проведении адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на техническое обслуживание оборудования (ЗП - 8100101079) (извещение N 32312642013 на сайте https://zakupki.gov.ru/).
Решением УФАС по НСО от 19.09.2023 N 054/01/18.1-1833/2023 жалоба ИП Синдеевой К.А. на действия заказчика при проведении адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на техническое обслуживание оборудования (ЗП - 8100101079) (извещение N 32312642013 на сайте https://zakupki.gov.ru/) признана необоснованной.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решения антимонопольного органа незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения (действий, бездействия) действующему законодательству и нарушение принятым решением (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного Закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Как следует из материалов дела, 03.08.2023 ПАО Сбербанк разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 32312642013 о проведении адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на техническое обслуживание оборудования (ЗП - 8100101079).
Дата начала срока подачи заявок - 03.08.2023. Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.08.2023 18:00 (время московское). Дата окончания рассмотрения заявок и подведения итогов закупки - 13.10.2023. Дата начала срока предоставления разъяснений документации - 03.08.2023. Дата и время окончания срока предоставления разъяснений документации - 18.08.2023 18:00 (время московское). Начальная максимальная цена позиции лота - 66 698 731,56 руб.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Закупочной документации, установлен перечень документов, предоставляемых Участником в отношении критериев, порядка оценки и сопоставления заявок, применяемых к предлагаемым Участниками Закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Наличие опыта работы Участника в сфере обслуживания инженерных систем, ремонтно-восстановительных работ инженерных систем, мелкосрочных ремонтных работ в стоимостном выражении (стоимость оказанных услуг (рублей) с учетом всех налогов и сборов), за период с 2020 года - по настоящее время. Сведения, в том числе подтверждающие документы (копии договоров), подаются Участником по форме 3 представленной к разделу 4.
Таким образом, участнику торгов необходимо представить не только сведения по форме 3 раздела 4, но и копии договоров.
Согласно протоколу N 68 заседания Конкурсной комиссии Сибирского банка ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг о подведении итогов адресного запроса предложений (среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по ЗП - 8100101079 (техническое обслуживание оборудования) (далее - протокол N 68), 18.08.2023 в 11 час 44 мин была зарегистрирована заявка ИП Синдеевой К.А. (заявке присвоен номер 6702), 18.08.2023 в 13 час. 32 мин. зарегистрирована заявка ООО "СОВТЕХ СИБИРЬ" (номер заявки 6858), 16.08.2023 в 13 час 17 мин была зарегистрирована заявка ИП Дербеневой Н.В. (номер заявки 3096). Согласно п. 2.2 Протокола N 68, все заявки признаны соответствующими требованиям.
Условие о необходимости предоставления копий договоров ИП Синдеевой К.А. не обжаловалось.
При этом судом установлено, что ИП Синдеевой предоставлена справка об опыте по форме заказчика (в справке отражены 2 договора непосредственно с Заказчиком), копии договоров, подтверждающих наличие опыта работы, не представлены, на основании чего заказчик присвоил заявке 6702 по критерию наличия опыта 0,000.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел в действиях заказчика при проведении адресного запроса предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на техническое обслуживание оборудования нарушение порядка организации и проведения торгов.
Отклоняя довод заявителя о том, что ИП Синдеева К.А. обладает большим опытом, чем ООО "Совтех Сибирь", суд первой инстанции верно указал, что заявитель не учитывает, что в соответствии с закупочной документацией опыт участника определяется не периодом его регистрации в качестве юридического лица или ИП, а стоимостью оказанных услуг за период с 2020 года - по настоящее время.
Согласно материалам дела (с учетом представленных в составе заявок документов), по договорам, заключенным ИП Синдеевой К.А., стоимость оказанных услуг за период с 2020 года составляет 19 672 916,42 руб., тогда как из представленной в заявке на участие в закупке информации ООО "Совтех Сибирь" стоимость оказанных услуг за период с 2020 года составляет 1 678 429 581,51 руб.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, даже в случае рассмотрения заявленных договоров заявителя, без предоставленных скан-копий, итоговые результаты не изменились бы, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав заявителя.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы права и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ИП Синдеевой К.А. требований, поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не удовлетворил ходатайства заявителя об истребовании доказательств, не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, так как суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30186/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Синдеевой Ксении Александровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30186/2023
Истец: ИП Синдеева Ксения Александровна
Ответчик: ООО "СОВТЕХ СИБИРЬ", ПАО Сибирский банк "Сбербанк", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд