25 июня 2024 г. |
Дело N А83-6207/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Архипенко А.М., Кравченко В.Е., |
при ведении протокола судебного заседания до объявления перерыва секретарем судебного заседания Волковой О.Л. после окончания перерыва секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Логиновой Юлии Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 марта 2024 года по делу N А83-6207/2023, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Логиновой Юлии Николаевны к Администрации Симферопольского района Республики Крым, при участи третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кемаловой Сусанны Эдемовны, о признании недействительными предписаний
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Логинова Юлия Николаевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Логинова Ю.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными предписаний Администрации Симферопольского района Республики Крым (далее - администрация) от 03.02.2023 N 156 и N 157 о демонтаже рекламных конструкций.
Дело рассмотрено судом при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кемаловой Сусанны Эдемовны.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, так как суд не учел, что на информационные конструкции требования Федерального закона от 13.03.2026 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) не распространяются, а потому на их установку не требовалось получение разрешения в соответствии счастью 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена апелляционной инстанцией по правилам статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, оценив представленные в дело доказательства, судебная коллегия усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта с учетом следующего.
Судом установлено и из дела следует, в том числе его электронных материалов, что администрацией Симферопольского района Республики Крым 31.01.2023 в результате проведенной проверки объектов наружной рекламы и информации (далее - ОНРИ) выявлены рекламные конструкции, представляющие собой объемные буквы ("Агентство недвижимости Долина") и объемные цифры (номер телефона), на которых, по мнению администрации, размещена информация рекламного характера. Рекламные конструкции размещены на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Заречное, ул. Просторная, 24, владелец ОНРИ - ИП Логинова Ю.Н., разрешение на их установку и эксплуатацию отсутствует.
Результаты проверки и фотофиксация отражены в актах проверки от 31.01.2023 N 156 и 157.
Администрация, ссылаясь на Федеральный закон от 13.03.2026 N 38-ФЗ "О рекламе", на Правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории Симферопольского района (без указания на дату и номер), выдала предпринимателю предписания от 03.02.2023 N 156 и N 157, которыми предписано в срок до 03.03.2023 демонтировать рекламные конструкции, а также в течение трех дней с момента получения предписания удалить размещенную на них информацию.
Не согласившись с предписаниями администрации, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Признавая законными оспоренные предписания и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, согласившись с доводами заявителя о том, что конструкции не являются рекламными и носят информационный характер, самостоятельно переквалифицировал установленное администрацией нарушение и, сославшись на пункты 4.5.2 и 4.5.3 Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории Симферопольского района, утвержденных решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 30.04.2015 N 242 (далее - Правила N 242), согласно которым на размещение информационных конструкций необходимо согласование с администрацией, которое у заявителя отсутствует, пришел к выводу, что предписания о демонтаже рекламных конструкций выданы в соответствии с законом.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, сделанными при неправильном применении норм права, и исходит из следующего.
Из содержания актов проверки и выданных предписаний следует, что администрация расценила конструкции заявителя как рекламные, содержащие информацию рекламного характера, в связи с чем сделала вывод, что они размещены с нарушением требований Закона о рекламе без получения соответствующего разрешения на их размещение.
Свою позицию о том, что предприниматель на фасаде здания, в котором осуществляет свою предпринимательскую деятельность, разместила именно рекламные конструкции, на размещение которых должно быть получено соответствующее разрешение в силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе, администрация изложила суду первой инстанции в отзыве на заявление, указав, что рекламные конструкции, расположенные по адресу: ул. Просторная, д.24, с. Заречное Симферопольский район, не соответствуют установленным Правилами N 242 параметрам для информационных вывесок, а значит, не могут относиться к вывеске, следовательно, данные конструкции являются рекламными и на них распространяются требования Закона о рекламе.
Суд первой инстанции, изменяя квалификацию вмененного предпринимателю нарушения статьи 19 Закона о рекламе (отсутствие разрешения на установку рекламной конструкции) на нарушение пунктов 4.5.2, 4.5.3 Правил N 242 (не согласовано размещение информационной конструкции), никак такие действия не обосновал, в судебном решении не привел соответствующих мотивов, тогда как такого нарушения проверкой установлено не было и заявителю не вменено.
Решение о законности или незаконности предписания, за неисполнение которого наступает юридическая ответственность, принимается судом по тем основаниям, которые установлены соответствующим органом, в том числе в части описания вменяемого нарушения, и которые не только положены в основу процессуальных документов, но и приведены в их содержании. Те основания, которые не приведены в процессуальных документах, не могут быть расценены судом в качестве оснований для принятия соответствующего решения.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Закон о рекламе не распространяется информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Таким образом, по смыслу Закона о рекламе под самовольно установленной рекламной конструкцией понимается конструкция, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа. В случае выявления факта эксплуатации рекламной конструкции в отсутствие соответствующего разрешения органы местного самоуправления вправе выдать предписание о ее демонтаже.
Решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 30.04.2015 N 242 утверждены Правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории Симферопольского района Республики Крым (утратили силу в связи с изданием решения Симферопольского районного совета Республики Крым от 22.02.2023 N 822), которые устанавливали в спорный период требования к установке и эксплуатации ОНРИ на территории Симферопольского района Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил N 242 объекты наружной рекламы и информации подразделяются на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции), объекты информации Симферопольского района, объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения (вывески и информационные конструкции), а пунктами 4.5.2, 4.5.3 установлены требования к вывескам и информационным конструкциям предприятий и организаций по обслуживанию населения.
Так, пунктом 4.5.2 названных Правил предусмотрено, что вывески, не содержащие сведений рекламного характера, - информационные таблички юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, предназначенные для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначения места входа в занимаемое им помещение и содержащие исключительно и в совокупности информацию на русском языке, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом в целях защиты прав потребителей (статья 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). Вывеска, не содержащая сведений рекламного характера, устанавливается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения.
Допустимые размеры объектов информации, предусмотренных настоящим пунктом: - не более 0,6 м2 - для вывески, содержащей сведения об одном юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (изготовителе, исполнителе, продавце); - не более 1,5 м2 - для вывески, содержащей сведения о двух и более юридических лицах и (или) индивидуальных предпринимателях (изготовителях, исполнителях, продавцах). Высота букв и цифр надписей - не более 0,10 м. Заключение договора и выдача разрешения на установку и эксплуатацию вывески, не содержащей сведений рекламного характера, не требуются.
В пункте 4.5.3 Правил N 242 указано, что предприятия и организации по обслуживанию населения в дополнение к вывеске могут устанавливать информационные конструкции, предназначенные для размещения информации на русском языке о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей о местах осуществления розничной торговли, обслуживания населения. Информационная конструкция предприятия и организации по обслуживанию населения может быть установлена на фасаде здания, в котором расположено предприятие, в пределах занимаемого помещения или над входом в него; высота букв информационного оформления должна быть не менее 0,15 м; информационные конструкции должны быть подсвечены в темное время суток внутренними источниками света; возможность применения внешних источников света определяется администрацией в каждом конкретном случае; установка и эксплуатация информационных конструкций предприятий и организаций по обслуживанию населения должна быть согласована с администрацией.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адреса) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении исполнителя.
В пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" указано, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Из сведений единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей судом установлено, что ИП Логинова Ю.Н. осуществляет деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на иной договорной основе (код ОКВЭД ОК 029-2014 - 68.31), свою деятельность агентства недвижимости "Долина" предприниматель осуществляет в помещении площадью 45,0 кв.м., расположенном в двухэтажном нежилом здании площадью 230,5 кв.м. (кадастровый номер 90:12:040302:2146) по адресу: Симферопольский район, с. Заречное, ул. Просторная, 24, на основании договора аренды от 26.03.2021 с ИП Кемаловой С.Э. Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 90:12:040302:225, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, образование и просвещение, магазины, объекты дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного договора арендатор вправе размещать на фасаде здания в пределах линейного размера помещения вывески и наружную рекламу, а при согласовании с арендодателем - и в иных местах нежилого здания.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11 следует, что для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения; размещение сведений о реализуемых товарах представляет собой необходимую информацию о товарах и не является рекламой.
По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Содержание надписи "Агентство недвижимости Долина" и указание номера телефона не позволяют отнести ее к рекламе в смысле, придаваемом статьей 3 Закона о рекламе.
Предпринимателем в данном случае в наглядной и доступной форме реализована установленная законом в интересах неограниченного круга лиц (потребителей) публичная обязанность по размещению информации о сфере своей деятельности по месту нахождения, ее размещение не может рассматриваться как реклама.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", приведена на спорной конструкции не в полном объеме, как и несоответствие манеры ее исполнения утвержденным требованиям, само по себе не влечет признание этой информации рекламой.
Как указано в пункте 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для предпринимателя обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
С учетом изложенного, Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок в части обязательной информации.
Доводы администрации о том, что спорные конструкции не соответствуют параметрам, установленным Правилами N 242 для вывесок, не содержащих сведения рекламного характера, а значит - являются рекламными, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенному правовому регулированию, содержащейся на спорных конструкциях информации и не соответствует фактическому содержанию актов проверки и спорных предписаний.
Как указано выше, Правила N 242 содержат требования к размещению ОНРИ как рекламных конструкций, информационных конструкций, так и вывесок.
Положениями пункта 4.5.2 Правил установлено, что заключение договора и выдачи разрешения на установку и эксплуатацию информационной таблички не требуется.
Вместе с тем, из предписаний не усматривается, по каким критериям спорные объекты могут быть квалифицированы в качестве объектов, требующих обязательного согласования на установку и эксплуатацию и какой конкретно пункт Правил нарушил предприниматель.
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для предпринимателя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными правовыми актами и являющегося обязательным, и возможные конкретные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.10.2022 по делу N А83-13473/2021.
Таким образом, оспариваемые предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующих требований заявителя у суда не имелось.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 марта 2024 года по делу N А83-6207/2023 отменить.
Признать недействительными предписания Администрации Симферопольского района Республики Крым от 03.02.2023 N 156, N 157 о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Заречное, ул. Просторная, 24.
Взыскать с Администрации Симферопольского района Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя Логиновой Юлии Николаевны 450, 00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6207/2023
Истец: Логинова Юлия Николаевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1372/2023
31.05.2024 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6207/2023
06.03.2024 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6207/2023
12.07.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2790/2023
28.04.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1372/2023