город Москва |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А40-196912/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Индивидуального предпринимателя Некрасовой Любови Евгеньевны, ООО "Глобал Сервис"
на определение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2024 года
о возвращении встречного искового заявления
по делу N А40-196912/23,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2024 года
по делу N А40-196912/23,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к Индивидуальному предпринимателю Некрасовой Любови Евгеньевны
третье лицо: Правительство Москвы
об изъятии
по встречному иску ИП Некрасовой Л.Е.
к Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении условий изъятия
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Глобал Сервис": не явился; извещен;
от истца: Христофорова Ю.А. по доверенности от 11.12.2023,
диплом 107704 0137432 от 18.03.2020;
от ответчика: Елагин Р.И. по доверенности от 22.03.2023,
уд. адвоката N 11320 от 28.04.2011;
от третьего лица: Христофорова Ю.А. по доверенности от 22.02.2024,
диплом 107704 0137432 от 18.03.2020;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Индивидуальному предпринимателю Некрасовой Любови Евгеньевны (далее - ответчик) об изъятии нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0016001:3969, общей площадью 119,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, пом. III.
Протокольным определением суда от 08.02.2024 принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском встречное исковое заявление ИП Некрасовой Любови Евгеньевны к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении условий изъятия нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0016001:3969, общей площадью 119,9 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, пом. III.
Решением суда от 20.03.2024 г. первоначальный иск удовлетворен частично: судом постановлено изъять у ИП Некрасовой Любови Евгеньевны (ОГРНИП: 310774613300602, ИНН: 772195156893) для государственных нужд города Москвы нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0016001:3969, площадью 119,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, пом. III, с установлением суммы возмещения в соответствии с отчетом ООО "Центр оценки "Аверс" от 03.05.2023 N П1970-1195-ИЗ/2023 в размере 14 270 050 руб. (четырнадцать миллионов двести семьдесят тысяч пятьдесят рублей).
Вступившее в законную силу решение по делу на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" является основанием для прекращения ограничений (обременений), содержащихся в ЕГРН, в отношении изымаемого недвижимого имущества, государственной регистрации прекращения права собственности ИП НЕКРАСОВОЙ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ и возникновения права собственности города Москвы на нежилое помещение площадью 119,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, пом. III, и государственной регистрации таких изменений. Судом установлены условия возмещения.
В удовлетворении требования по встречному иску было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и ООО "Глобал Сервис" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Кроме того, ответчик обратился с апелляционной жалобой на определение суда от 31.01.2024 о возврате встречного искового заявления.
В судебное заседание не явился представитель ООО "Глобал Сервис", извещен. Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Представитель ответчика доводы апелляционных жалоб поддержал по изложенным в них обстоятельствам. Представитель истца и третьего лица против доводов апелляционных жалобы возражал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность и обоснованность определения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
Установлено, Ответчиком заявлено ходатайство о принятии встречного искового заявления о признании недействительным отчета об оценке рыночной стоимости от 03.05.2023 N П1970- 1195-ИЗ/2023 для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Определением суда от 31.01.2024 г. указанное встречное исковое заявление было возвращено заявителю.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно ч. 1 и 4 ст. 132 АПК РФ ответчик до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 132 АПК РФ встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если: 1) встречное требование направлено к зачету первоначального требования; 2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; 3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.
В силу ч. 4 ст. 132 АПК РФ в случае отсутствия условий, предусмотренных частью 3 данной статьи, арбитражный суд возвращает встречный иск по правилам ст. 129 АПК РФ. Таким образом, встречный иск может быть возвращен, если не соблюдено хотя бы одно из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 132 АПК РФ.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что основное и встречное требования различны по содержанию. Обстоятельства, подлежащие включению в предметы судебного исследования, не одинаковы и подлежат доказыванию различными доказательствами.
Между тем, вопреки доводам ответчика, спор об установлении размера возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества, с кадастровым номером 77:07:0016001:3969, общей площадью 119,9 кв.м., расположенного по адресу г. Москва, ул. 2-я Рейсовая, д. 8/29, пом. III, выделен в отдельное производство определением суда от 31.10.2023 г.
С учетом фактических обстоятельств дела, предмета и основания первоначального и встречного заявления суд пришел к обоснованному выводу о том, что рассмотрение встречного иска о признании недействительным отчета об оценке рыночной стоимости от 03.05.2023 N П1970-1195-ИЗ/2023 совместно с первоначальным является нецелесообразным.
В силу ч. 4 ст. 132 АПК РФ арбитражный суд возвращает встречный иск, если отсутствуют условия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, по правилам статьи 129 настоящего Кодекса.
Таким образом, встречное исковое заявление было возвращено правомерно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве. ИП Некрасова Любовь Евгеньевна (далее - правообладатель, ответчик) является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0016001:3969, площадью 119,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-я Рейсовая ул., д. 8/29, пом. III (далее -нежилое помещение), о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена запись о регистрации права собственности от 05.04.2019 N 77:07:0016001:3969-77/007/2019-2. На нежилое помещение зарегистрировано ограничение (обременение) в виде ипотеки, о чем ЕГРН сделана запись от 13.01.2023 N 77:07:0016001:3969-77/055/2023-9.
Статья 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает, что органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве утверждают программу реновации жилищного фонда в городе Москве, а ст. 7.4 предусматривает, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве, а постановлением от 23.12.2015 N 941-ПП Правительство Москвы утвердило Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (приложение 4).
В соответствии с указанным Порядком Департамент градостроительной политики города Москвы направляет в Департамент городского имущества города Москвы обращение (уведомление) о готовности к переселению многоквартирного дома по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве.
Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения указанного обращения (уведомления) направляет запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а в течение 14-ти рабочих дней со дня поступления обращения (уведомления) осуществляет подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (решение об изъятии нежилых помещений).
В срок не позднее 10-ти календарных дней со дня принятия решения об изъятии нежилых помещений Департамент городского имущества города Москвы обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования решения об изъятии земельных участков, решения об изъятии нежилых помещений; информирует собственников изымаемых нежилых помещений путем направления уведомлений и копии решения об изъятии нежилых помещений почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на нежилые помещения, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если собственник изымаемых нежилых помещений сообщил для связи адрес электронной почты, копия уведомления и решения об изъятии нежилых помещений также направляется по адресу электронной почты); направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр; обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых и (или) предоставляемых нежилых помещений в случае принятия решения о предоставлении нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, взамен изымаемых, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений, с приложением необходимых документов и информации, перечень и сроки предоставления которых определяются совместным правовым актом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок не позднее 24-х рабочих дней со дня получения документов и информации от Департамента городского имущества города Москвы организует проведение независимой оценки рыночной стоимости изымаемых и (или) предоставляемых нежилых помещений, а также определение убытков, причиненных изъятием нежилых помещений, и обеспечивает направление отчетов об оценке объектов оценки в Департамент городского имущества города Москвы, который в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения от Департамента экономической политики и развития города Москвы отчетов об оценке объектов оценки обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания.
В соответствии с п. 6 Порядка соглашение об изъятии заключается в письменной форме между собственником изымаемого нежилого помещения и Департаментом городского имущества города Москвы и содержит: наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии; сведения об изымаемых нежилых помещениях, в том числе кадастровые номера нежилых помещений, подлежащих изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а при отсутствии условных номеров иное описание нежилых помещений; цель изъятия нежилых помещений; реквизиты решения об изъятии; права на нежилые помещения, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии; срок передачи изымаемых нежилых помещений; размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые нежилые помещения в денежной форме и (или) сведения о нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставляемых взамен изымаемых, содержащие в том числе кадастровые номера нежилых помещений, подлежащих предоставлению, их адрес или описание местоположения.
В п. 7 Порядка установлено, что возмещение за изымаемые нежилые помещения осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в денежной форме на основании отчетов об оценке объектов оценки и (или) путем предоставления нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, взамен изымаемых (при наличии таких нежилых помещений в собственности города Москвы и возможности их предоставления), стоимость которых определяется на основании отчетов об оценке объектов оценки и не превышает стоимость изымаемых нежилых помещений (равноценные нежилые помещения).
Согласно п. 8 Порядка переход права собственности на изымаемые нежилые помещения к субъекту Российской Федерации - городу Москве в лице Департамента городского имущества города Москвы подлежит государственной регистрации, обеспечиваемой Департаментом городского имущества города Москвы на основании подписанного соглашения об изъятии и документов, подтверждающих выплату возмещения в денежной форме.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским (ст. ст. 279 - 282), Земельным (ст. ст. 49, 56) и Жилищным (ст. 32) кодексами РФ.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвердило государственную программу, направленную на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным нормативным актом, Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Законом города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статьей 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 установлено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14, собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
При этом, ст. 2 указанного закона определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Из подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Из пункта 6 статьи 279 ГК РФ следует, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст. ст. 281, 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п. 4.2.14(1) Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:
- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;
- направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;
- опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;
- направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;
- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;
- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;
- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.
Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) издано распоряжение от 11.04.2023 N 21146 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", нежилое помещение, принадлежащие Правообладателю. В соответствии с отчетом об оценке от 03.05.2023 N П1970-1195-ИЗ/2023, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс" определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество. Сумма денежной компенсации за изымаемое нежилое помещение составляет 14 270 050 руб. и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные правообладателю в связи с изъятием.
В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано, что когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана, и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (вопрос 7).
В тех случаях, когда собственник (пользователь) не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии объекта, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Судом учтено, что срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ и ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца.
В указанный срок подписанный проект соглашения не поступил.
Поскольку соглашение об изъятии соответствует требованиям ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, учитывая наличие спора о размере возмещения за помещение, подлежащее изъятию, положения п. 4 ст. 281 Гражданского кодекса РФ, п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции на условиях, предложенных истцом.
Ответчик ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению стоимости изымаемого имущества не заявлял.
Доводы ответчика относительно срока передачи помещения, апелляционной коллегией не принимаются как необоснованные.
Согласно п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что удовлетворение требований в заявленной редакции будет способствовать фактическому исполнению судебного акта в реальности, установлен достаточный срок для исполнения судебного акта, в том числе и для освобождения помещения ответчиком.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Глобал Сервис", поданной порядке ст. 42 АПК РФ, заявитель ссылается на то, что Общество является арендатором спорного нежилого помещения и, как полагает заявитель, обжалуемым решением суда непосредственно затрагиваются его права.
Суд апелляционной инстанции, проверив обстоятельства и материалы дела в их совокупности, полагает, что производство по апелляционной жалобе ООО "Глобал Сервис" (в порядке ст. 42 АПК РФ) подлежит прекращению, по следующим основаниям.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы эти судебные акты были непосредственно приняты об их правах и обязанностях.
Необходимым условием для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта является то, что последний должен касаться его прав и обязанностей.
Лицами, названными в статье 42 АПК РФ, в соответствии ч. 1 ст. 65 АПК РФ должны быть представлены доказательства нарушенных прав и законных интересов. Однако, таких доказательств заявителем жалобы ООО "Глобал Сервис" не представлено. Как нарушены его права принятым судебным актом по настоящему делу апеллянтом не указано.
Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
Учитывая, что заявитель апелляционной жалобы не является лицом, участвующим по настоящему делу и арбитражный суд не принимал судебный акт об его правах и обязанностях, то производство по апелляционной жалобе ООО "Глобал Сервис" подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, ст. 269, п. 1 ч. 4 ст. 272, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2024 года по делу N А40-196912/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Некрасовой Любови Евгеньевны - без удовлетворения.
Производство по апелляционной жалобе ООО "Глобал Сервис" на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2024 года по делу N А40-196912/23 прекратить.
Возвратить ООО "Глобал Сервис" из федерального бюджета РФ 3 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 28 от 18.04.2024 г.
Определение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2024 года о возвращении встречного искового заявления по делу N А40-196912/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Некрасовой Любови Евгеньевны - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196912/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Некрасова Любовь Евгеньевна
Третье лицо: ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "КУБАНЬ КРЕДИТ", Правительство Москвы, ООО "ГЛОБАЛ СЕРВИС"