г. Челябинск |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А07-5371/2024 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корсаковой М.В. рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водолей" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2024 по делу N А07-5371/2024.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заявитель, ОСФР по Республике Башкортостан, Фонд) 20.02.2024 обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - ответчик, ООО "Водолей") о взыскании расходов в размере 245 457 руб. 47 коп., излишне понесенных в связи с переплатой пособия по обязательному социальному страхованию, а также штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 5000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Попова Марина Афанасьевна.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2024 заявленные требования удовлетворены: с ООО "Водолей" в пользу ОСФР по Республике Башкортостан взысканы излишне понесенные расходы в связи с переплатой пособия по обязательному социальному страхованию в сумме 245 457 руб. 47 коп., штраф за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 5000 руб.; c ООО "Водолей" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8009 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Водолей" просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что страхователю ООО "Водолей" при наступлении страховых случаев и представлении реестров не было известно о наличии инвалидности у застрахованного лица Поповой М.А., в связи с чем ООО "Водолей" не указало в графе "Условия исчисления пособий" код 45. При трудоустройстве застрахованное лицо Попова М.А. скрыла от работодателя и страхователя ООО "Водолей" сведения о своей инвалидности. Таким образом, при предоставлении Фонду информации ООО "Водолей" не имело возможности указать на наличие у застрахованного лица инвалидности ввиду отсутствия такой информации, а также отсутствия права получить такую информацию и обязанности ее истребовать, поскольку информация об инвалидности гражданина относится к персональным данным и защищена законом; страхователь мог руководствоваться только той информацией, которая была предоставлена ему работником. У Фонда есть обязанность по контролю за представляемыми страхователями сведениями при проверке обоснованности начисления и выплаты пособий; наличие инвалидности у Поповой М.А. могло быть установлено Фондом путем обращения к Федеральному реестру инвалидов, доступ к которому есть у Фонда (ст. 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Наличие оснований для взыскания с ООО "Водолей" убытков не доказано.
ОСФР по Республике Башкортостан в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом было принято решение от 10.05.2023 о проведении в отношении ООО "Водолей" выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, за период с 01.07.2020 по 31.12.2022.
По результатам проверки Фондом составлен акт выездной проверки от 21.06.2023 и вынесено решение от 26.07.2023 о предложении обществу "Водолей" возместить 245 457 руб. 47 коп. излишне понесенные Фондом расходы на выплату страхового обеспечения в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или документов) либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление его размера.
Обществу "Водолей" Фондом выставлено требование от 25.08.2023 о возмещении в срок до 18.09.2023 указанных расходов.
Как указано Фондом, а также отражено в акте от 21.06.2023 и решении от 26.07.2023, от страхователя ООО "Водолей" в филиал N 9 государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (реорганизовано 01.01.2023 путем присоединения к государственному учреждению Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, а затем переименовано в ОСФР по Республике Башкортостан) поступили электронные реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Поповой М.А.
На основании представленных реестров и в соответствии с указанными в них сведениями застрахованному лицу Поповой М.А. в 2020 году назначены за счет средств бюджета Фонда пособия по временной нетрудоспособности за 175 календарных дней на общую сумму 343 638 руб. 22 коп., из них:
- по реестру Е_0249000630_2020_08_18_02:1 от 18.08.2020 за период с 23.06.2020 по 25.06.2020 - 5 916 руб. 78 коп., в том числе НДФЛ 769 руб., за 3 календарных дня;
- Е_0249000630_2020_08_18_01:1 от 18.08.2020 за период с 26.06.2020 по 07.08.2020 - 84 807 руб. 18 коп., в том числе НДФЛ 11 025 руб., за 43 дней;
- Е_0249000630_2020_11_03_01:1 от 03.11.2020 за период с 08.08.2020 по 07.09.2020 - 61 140 руб. 06 коп., в том числе НДФЛ 7 948 руб., за 31 дней;
- Е_0249000630_2020_11_03_02:1 от 03.11.2020 за период с 08.09.2020 по 30.09.2020 - 43 854 руб. 70 коп., в том числе НДФЛ 5 701 руб., за 23 дня;
- Е_0249000630_2020_12_07_02:1 от 07.12.2020 за период 18.10.2020 по 05.11.2020 - 37 472 руб. 94 коп., в том числе НДФЛ 4 872 руб., за 19 дней;
- Е_0249000630_2020_12_21_01:1 от 21.12.2020 за период 06.11.2020 по 07.12.2020 - 63 112 руб. 32 коп., в том числе НДФЛ 8 205 руб., за 32 дня;
- Е_0249000630_2021_01_17_02:1 от 17.01.2021 за период 08.12.2020 по 31.12.2020 - 47 334 руб. 24 коп., в том числе НДФЛ 6 154 руб., за 24 дня.
В 2021 году назначены за счет средств бюджета Фонда пособия по временной нетрудоспособности за 235 календарных дней на общую сумму 338 545 руб. 80 коп., из них:
-по реестру Е_0249000630_2021_01_17_02:1 от 17.01.2021 за период с 01.01.2021 по 11.01.2021 - 21 694 руб. 86 коп., в том числе НДФЛ 2 820 руб., за 11 календарных дня;
- Е_0249000630_2021_02_04_01:1 от 04.02.2021 за период с 12.01.2021 по 25.01.2021 - 27 611 руб. 64 коп., в том числе НДФЛ 3 589 руб., за 14 дней;
- Е_0249000630_2021_03_14_0001:1 от 14.03.2021 за период с 13.02.2021 по 05.03.2021 - 28 923 руб. 93 коп., в том числе НДФЛ 3 760 руб., за 21 дней;
- Е_0249000630_2021_04_11_0001:1 от 11.04.2021 за период с 06.03.2021 по 07.04.2021 - 45 451 руб. 89 коп., в том числе НДФЛ 5 909 руб., за 33 дня;
- Е_0249000630_2021_05_19_0001:1 от 19.05.2021 за период 08.04.2021 по 30.04.2021 - 31 678 руб. 59 коп., в том числе НДФЛ 4 118 руб., за 23 дня;
- Е_0249000630_2021_07_07_0001:1 от 07.07.2021 за период 01.05.2021 по 11.06.2021 - 57 847 руб. 86 коп., в том числе НДФЛ 7 521 руб., за 42 дня;
- Е_0249000630_2021_09_07_0006:1 от 07.09.2021 за период 12.06.2021 по 22.07.2021 - 56 470 руб. 53 коп., в том числе НДФЛ 7 341 руб., за 41 дней;
- Е_0249000630_2021_09_07_0004:1 от 07.09.2021 за период 23.07.2021 по 24.08.2021 - 45 451 руб. 89 коп., в том числе НДФЛ 5 909 руб., за 33 дня;
- Е_0249000630_2021_10_01_0002:1 от 01.10.2021 за период 25.08.2021 по 10.09.2021 - 23 414 руб. 61 коп., в том числе НДФЛ 3 043 руб., за 17 дней.
Общая продолжительность нетрудоспособности застрахованного лица Поповой М.А. в 2020 году составила 213 календарных дней, в 2021 году - 238 календарных дней; пособие по временной нетрудоспособности на основании указанных листков назначено и выплачено застрахованному лицу Поповой М.А. в полном объеме за весь период нетрудоспособности.
По данным ФГИС "Соцстрах", а также представленных страхователем документов застрахованному лицу Поповой М.А. с 15.09.1989 установлена инвалидность. Документы-основания, подтверждающие льготную категорию: выписка из акта освидетельствования в МСЭ серия МСЭ-2013 N 2284536 выдана ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России Бюро N 2 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" 14.07.2014. Инвалидность действует бессрочно.
В нарушение п. 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 (далее - Порядок N 579), сведения о наличии у застрахованного лица Поповой М.А. инвалидности на день наступления страхового случая страхователем в представленных реестрах не указаны.
Учитывая инвалидность Поповой М.А., в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), при определении периода оплаты пособия Поповой М.А. следует применять ограничение "пять месяцев в календарном году", следовательно, последним днем оплачиваемого периода нетрудоспособности в 2020 году является 29.10.2020, периоды нетрудоспособности с 30.10.2020 оплате не подлежат, в 2021 году последним днем оплачиваемого периода нетрудоспособности является 14.06.2021, периоды нетрудоспособности с 15.06.2021 оплате не подлежат.
В нарушение ч. 3 ст. 6 Закона N 255-ФЗ на основании представленных страхователем недостоверных сведений застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период, превышающий пяти месяцев в календарном году. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с представлением страхователем недостоверных сведений, составили 245 457 руб. 42 коп.
Кроме того, по результатам проверки в одном случае было установлено нарушение страхователем установленного ч. 8 ст. 13 Закона N 255-ФЗ срока предоставления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Как указано Фондом, по данным ФГИС "Соцстрах" 16.12.2022 для подтверждения выплаты по проактивному процессу 151321278 страхователю обществу "Водолей" направлен запрос на проверку, подтверждение, корректировку сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Зубковой А.Ю. за период нетрудоспособности с 06.12.2022 по 16.12.2022 на основании поступивших 16.12.2022 от ГАУЗ "ДГКБ" г. Оренбурга сведений о закрытии листка нетрудоспособности N 910152372706. Последний день предоставления страхователем сведений в данном случае приходился на 21.12.2022. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия на основании листка нетрудоспособности N 910152372706, представлены страхователем 27.12.2022 путем направления электронного реестра Е_0249000630_2022_12_27_0001. В связи с изложенным Фондом было принято решение от 26.07.2023 о привлечении ООО "Водолей" к ответственности и взыскании штрафа в размере 5000 руб. на основании ч. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ. Обществу было выставлено требование от 25.08.2023 об уплате штрафа.
Фонд, сославшись на вышеизложенное, указав, что его требования ООО "Водолей" в добровольном порядке не исполнены, обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования Фонда являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, учитывая доводы апелляционной жалобы, полагает судебный акт подлежащим изменению.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Особенности назначения и выплаты в 2021 году отдельных видов страхового обеспечения установлены Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375).
В соответствии с п. 2 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
На основании п. 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных заявлений документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой фондом.
Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, представляется страхователями в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации в соответствии с пунктом 4 Положения N 2375 (пункт 1.1 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, утвержденного приказом Фонда социального страхования от 04.02.2021 N 26 (далее - Порядок N 26)).
В главе III Порядка N 26 зафиксирован Порядок заполнения сведений о получателе пособия и иных сведений.
Так, согласно п. 3.12 в графе 25 "Заключение бюро МСЭ (установлена или изменена группа инвалидности)" проставляется значение "да" при установлении или изменении группы инвалидности получателя пособия по временной нетрудоспособности согласно отметке в листке нетрудоспособности (электронном листке нетрудоспособности). В иных случаях в данной графе проставляется прочерк.
Согласно п. 3.17 Порядка N 26 в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов):
код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется;
код 49 - в случае, если продолжительность заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы превышает 4 месяца подряд - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности);
код 50 - в случае, если продолжительность заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности);
При отсутствии оснований для проставления в указанной графе вышеназванных кодов в данной графе проставляется прочерк.
При этом согласно п. 1.4 Порядка N 26 информация, предусмотренная главой III настоящего Порядка, предоставляется страхователем на основании имеющихся у него сведений, а также документов, представленных застрахованным лицом, обратившимся за получением указанных пособий.
В период с 29.01.2018 по 01.05.2021 действовал Порядок N 579, содержащий аналогичные положения.
В соответствии с п. 10 Положения N 2375 после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым п. 8 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
В случае выявления территориальным органом Фонда нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю, а в случае, указанном в п. 7 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. Форма извещения утверждается Фондом.
В силу п. 11 Положения N 2375 выплата пособия производится территориальным органом Фонда непосредственно застрахованному лицу способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно п. 19 Положения N 2375 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов на выплату в пользу застрахованного лица сумм страхового обеспечения, рассчитанного на основании представленных страхователем сведений, если страхователем осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на основание и размер выплаты соответствующего пособия.
По смыслу ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ суммы излишне выплаченных пособий квалифицируются как убытки, понесенные страховщиком (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
На основании ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как наличие вреда, причиненного потерпевшему, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет отказ в возмещении убытков.
В ситуации когда страховщик, осуществляя последующую проверку полноты и достоверности представленных страхователем сведений, приходит к выводу об излишней выплате пособия застрахованному лицу по причине недостоверности указанных сведений, то территориальный орган страховщика направляет страхователю требование о возмещении убытков, и в случае его неисполнения обращается за взысканием излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в суд.
Как следует из содержания искового заявления, назначая и выплачивая застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного ч. 3 ст. 6 Закона N 255-ФЗ, Фонд опирался на сведения, представленные обществом в подтверждение факта наступления нетрудоспособности Поповой М.А., которые, между тем, являлись неполными, поскольку в них отсутствовала информация об инвалидности застрахованного лица.
Между тем, из п. 10 Положения N 2375 следует, что представление страхователем документов, подтверждающих факт наступления страхового случая, не является безусловным основанием для выплаты застрахованному лицу сумм страхового обеспечения.
В соответствии с ч. 16 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии страхователя в их установлении.
На основании подпунктов 4, 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик обязан обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам. Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователем для назначения и выплаты соответствующего вида пособия застрахованному лицу, осуществляют территориальные органы страховщика в установленном порядке (п. 20 Положения N 2375).
Таким образом, фонд, как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями и обязанный не допускать факты необоснованного расходования средств, после получения от страхователя сведений обязан провести анализ представленных документов и исключить выплату пособия при отсутствии оснований для его выплаты.
При этом страхователь, в отличие от страховщика, действующим законодательством не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2021 N 310-ЭС21-3249).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, вопреки названным нормам и разъяснениям, вину за излишнюю выплату пособия застрахованному лицу возложили на общество, по сути, освободив Фонд от публично-правовой обязанности осуществления контроля за обоснованностью и правильностью расходования средств страхового обеспечения.
Руководствуясь положениями ст. 15 и 15.1 Закона N 255-ФЗ и, безусловно требуя от общества правильно заполнить соответствующие сведения о застрахованном лице в листке нетрудоспособности, выданном этому лицу, и отразить соответствующие сведения при направлении реестра в отделение Фонда, суд первой инстанции при этом ошибочно не учел, что страхователь, будучи работодателем застрахованного лица, не обладает правовыми средствами, позволяющими истребовать иные сведения, помимо тех, что работник представляет добровольно, поскольку медицинские организации и иные уполномоченные органы не вправе разглашать персональные данные физического лица, а работник, в свою очередь, вправе умолчать личную информацию (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 65, 86 Трудового кодекса Российской Федерации), в то время как у Фонда, напротив, имеется возможность получить информацию о состоянии здоровья застрахованного лица, а также обязанность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия соответствующего решения.
Как указано ООО "Водолей", при наступлении страховых случаев и представлении спорных реестров в Фонд обществу не было известно о наличии инвалидности у застрахованного лица Поповой М.А., в связи с чем ООО "Водолей" и не указало в графе "Условия исчисления пособий" соответствующий код. ООО "Водолей" отмечено, что при трудоустройстве застрахованное лицо Попова М.А. скрыла от работодателя и страхователя ООО "Водолей" сведения о своей инвалидности. ООО "Водолей" также обоснованно указало на отсутствие у него права получить информацию о наличии/отсутствии у застрахованного лица инвалидности, равно как и права или обязанности ее истребовать, поскольку соответствующая информация относится к персональным данным гражданина и защищена законом; страхователь мог руководствоваться только той информацией, которая была предоставлена ему работником. В свою очередь, наличие инвалидности у Поповой М.А. могло быть установлено Фондом путем обращения к Федеральному реестру инвалидов, доступ к которому есть у Фонда (ст. 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Фондом или третьим лицом приведенные ООО "Водолей" доводы относительно отсутствия у общества сведений об инвалидности застрахованного лица на момент представления спорных реестров в Фонд путем представления относимых, допустимых, достоверных и в совокупности достаточных доказательств не опровергнуты. При этом апелляционный суд отмечает, что доказывание отрицательных фактов в большинстве случаев либо невозможно, так как несостоявшиеся события и деяния не оставляют следов, либо крайне затруднительно.
Фонд, в свою очередь, как лицо, предъявившее исковые требования и в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанное доказать названную совокупность обстоятельств для привлечения ООО "Водолей" к ответственности в виде взыскания убытков, не представил сведений и доказательств, достоверно указывающих на то, что сведения об инвалидности Поповой М.А. имелись в распоряжении страхователя, либо должны были быть ему известны на момент подачи электронных реестров. Фондом также не доказано обстоятельств, исключающих способность получения этих сведений самим страховщиком при назначении пособия указанному застрахованному лицу.
Довод Фонда о том, что согласно акта выездной проверки от 21.06.2023 при проведении проверки страхователем представлена выписка из акта освидетельствования в МСЭ серия МСЭ-2013 N 2284536, выданная ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России Бюро N 2 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" 14.07.2014, согласно которой Поповой М.А. с 15.09.1989 установлена инвалидность бессрочно, апелляционным судом отклоняется.
ООО "Водолей" данное обстоятельство опровергает. В акте проверки и решении, в свою очередь, значится, что Фондом по данным ФГИС "Соцстрах", а также представленных страхователем документов установлено, что застрахованному лицу Поповой М.А. установлена инвалидность, сделана ссылка на указанный акт освидетельствования как документ-основание, подтверждающий инвалидность. Таким образом, в акте проверки от 21.06.2023 отсутствует указание на обстоятельства предоставления указанной выписки из акта освидетельствования Фонду именно обществом "Водолей". Фондом свои доводы документально не подтверждены. Из приложенных к иску материалов проверки, в том числе ответов ООО "Водолей" на требования Фонда, не усматривается затребование Фондом и представление обществом каких-либо документов по инвалидности Поповой М.А.
Согласно п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В данном случае из материалов дела не усматривается осведомленность ООО "Водолей" об инвалидности застрахованного лица на момент представления спорных реестров по застрахованному лицу в Фонд, недобросовестность, виновность действий общества по неуказанию сведений о наличии у застрахованного лица инвалидности в соответствующих реестрах истцом не доказана.
Поскольку вина ООО "Водолей" в причинении Фонду убытков и причинно-следственная связь между представлением обществом недостоверных (неполных) сведений и фактом излишней выплаты страховщиком пособия не доказаны, основания для привлечения общества к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков отсутствуют. Указанное исключает правомерность удовлетворения иска в соответствующей части.
Относительно судебного акта в части удовлетворения исковых требований о взыскании штраф в размере 5000 руб. апелляционная жалоба каких-либо обоснованных возражений не содержит. Апелляционный суд оснований не согласиться доводами Фонда и выводами суда первой инстанции относительно наличия оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не усматривает, полагает соответствующие выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Таким образом, решение суда подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований подлежит изменению также судебный акт в части взыскания с ответчика в доход федерального бюджета государственной пошлины согласно подпункту 2 п. 2 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации; учитывая принцип пропорциональности, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 160 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.04.2024 по делу N А07-5371/2024 изменить, изложив резолютивную часть судебного акта в следующей редакции:
"Заявленные требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (ИНН 0249008343, ОГРН 1140280038183) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан штраф за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в размере 5000 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (ИНН 0249008343, ОГРН 1140280038183) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 160 руб.".
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водолей" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5371/2024
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "ВОДОЛЕЙ"
Третье лицо: Попова М.А.