г. Москва |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А40-226966/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лапшиной В.В.,
судей Д.Г. Вигдорчика, С.Н. Веретенниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Волковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
конкурсного управляющего ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" Мазурина А.Ю. на определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2024 по делу N А40-226966/20 о признании обоснованным заявления (требование) ООО "Региональный оператор Севера" и включении требования ООО "Региональный оператор Севера" в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" в общей сумме 953 318, 70 рублей, подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" (ИНН 1106016919, ОГРН 1031100765035),
при участии в судебном заседании:
лица не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2022 ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" (ИНН 1106016919) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства долгов сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвержден Лемаева Вадима Валерьевича (член Ассоциации "МСРО АУ"). Соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 157(7358) от 27.08.2022.
В Арбитражный суд города Москвы 11.03.2024 поступило заявление (требование) ООО "Региональный оператор Севера" о включении требований в реестр требований кредиторов ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2024 обоснованным требование ООО "Региональный оператор Севера" в общей сумме 953 318, 70 рублей признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
С определением суда не согласился конкурсный управляющий ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" Мазурин А.Ю. и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
От ООО "Региональный оператор Севера" поступил письменный отзыв, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Как следует из заявления, между заявителем и должником был заключен договор N 2909/РО-П/2023 от 08.11.2023 г. на оказание услуг по обращению с ТКО, по условиям которого Заявитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО в отношении объектов, согласованных в договоре, а Должник принял обязательство оплатить оказанные услуги (пункт 1 договора).
Услуги по обращению с ТКО были оказаны в отношении объектов, поименованных в Приложении N 1 к договору.
Норматив накопления ТКО в Республике Коми в отношении объектов ответчика и тариф на услуги по обращению с ТКО был установлен в 2020-2022 гг. уполномоченным органом и использован Региональным оператором при расчете задолженности.
Заявитель в период с 01.01.2020 г. по 30.06.2022 г. включительно оказал услуги и направил УПД в адрес Должника.
Согласно заявлению, должник свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил надлежащим образом в связи с чем, с него подлежит взысканию задолженность в размере 953 318 руб. 70 коп.
В этой связи заявитель просил включить указанную задолженность в указанном размере.
Признавая заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции установил наличие в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств в обоснование спорной задолженности, а также отсутствие доказательств погашения со стороны должника обязательств на момент рассмотрения настоящего заявления.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом (пункт 6 статьи 16 Закона о банкротстве).
Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве (пункт 1 статьи 4 Закона о банкротстве).
В соответствии с п. 1 ст. 100 Закона о банкротстве для кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Пунктами 3 и 4 ст. 100 Закона о банкротстве установлено, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение месяца с даты получения внешним управляющим указанных требований.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В связи с изложенным при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 АПК РФ), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Целью такой проверки является установление обоснованности долга и недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку включение таких требований приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также интересов должника.
В круг доказывания по спору об установлении размера требований кредиторов в деле о банкротстве в обязательном порядке входит исследование судом обстоятельств возникновения долга.
С учетом специфики дел о банкротстве при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только такие требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89- ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 4 Правил N 1156 предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно Правилам N 1156 потребителем выступает собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потенциальные потребители Республики Коми были извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте Истца, средствах массовой информации - газета "Республика".
Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.
При этом, в соответствии с абзацем 4 пункта 8(17) Правила N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В отсутствие заключенного договора, предполагающего иной порядок расчета, расчет осуществляется по нормативу.
Расчет стоимости ТКО в договорах произведён согласно нормативам накопления ТКО на территории Республики Коми, утвержденных приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30 декабря 2016 г. N 20/24-Т по категориям объектов и тарифов на оплату услуг регионального оператора, действующих в соответствующие периоды.
Расчет задолженности по договору ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" не оспорен.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Как следует из п. 2 ст. 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Так, согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
При этом, согласно позиции, отраженной в п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, фактическое потребление ресурса свидетельствует о наличии между сторонами договорных отношений, что не противоречит пункту 2 статьи 432, пункта 1 статьи 435 ГК РФ, пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", абзаца 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", поскольку фактическое потребление ресурса свидетельствует о наличии между сторонами договорных отношений.
Кроме того, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Определяющим в данном случае является нахождение объекта, на котором образуются ТКО, во ведении ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ".
Деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является социально значимой и обязательной для ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем, региональный оператор не мог отказаться от выполнения указанных действий даже в отсутствие договора, у Регионального оператора возникло право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; п. 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда 28.06.2017).
Как установлено судом первой инстанции, во исполнение условий договора, в исковой период Региональным оператором были оказаны ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на сумму 953 318 рублей 70 копеек, что подтверждается универсальными передаточными документами.
Вместе с тем, оплата за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов за спорный период ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" не была внесена.
При отсутствии оборудованной контейнерной площадки и контейнеров потребитель может выбрать только учет ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
В декабре 2018 года на уровне федерального законодательства были установлены новые правила ведения реестра контейнерных площадок. Подобные реестры площадок должны вести муниципальные образования или главы поселений (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"), Реестр должен публиковаться на сайте муниципального образования. Чтобы попасть в этот реестр любое заинтересованное физическое или юридическое лицо вправе написать заявление в органы местного самоуправления и подать документы. Соответствие созданной контейнерной площадки требованиям законодательства лежит на органах местного самоуправления. А задача регионального оператора осуществлять регулярный вывоз ТКО.
Таким образом, организация мест (площадок) накопления ТКО в обязанности регионального оператора не входит (п. 3, 4 Главы 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039).
В случае, если собственник ТКО не оборудовал свои объекты контейнерными площадками для сбора ТКО, он вправе воспользоваться близлежащими контейнерными площадками.
Региональный оператор в этом случае оказывает услуги по обращению с ТКО путем вывоза ТКО с близлежащих контейнерных площадок.
Вывоз ТКО из мест накопления, расположенных согласно территориальной схеме обращения с отходами, региональный оператор осуществляет, в соответствии с действующим законодательством, оказывая, таким образом, услугу по обращению с ТКО.
При этом, правового значения не имеют обстоятельства складирования ТКО ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" в свой контейнер или в контейнер, расположенный на ближайшей контейнерной площадке.
Услуги по обращению с ТКО ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" оказывал региональный оператор вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
На основании изложенного, утверждения апеллянта о том, что в спорный период Региональный оператор не оказывал услуги по вывозу ТКО, являются несостоятельными, документально не подтвержденными и противоречат материалам обособленного спора.
С момента вступления Закона N 89-ФЗ в законную силу услуги по обращению с ТКО должны оказываться исключительно региональными операторами.
Потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Учитывая, что на территории Республики Коми услуга по обращению с ТКО оказывается только ООО "Региональный оператор Севера" либо привлеченными им лицами, и под обращением помимо вывоза, подразумевается также обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов, услуга по обращению с ТКО ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" оказывалась в любом случае вне зависимости от фактического места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации (Определение от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Согласно пункта 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 г. (Далее - Обзор), договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
В соответствии с пунктом 2 Обзора, в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
В соответствии с пунктом 3 Обзора, договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги.
В адрес Регионального оператора подписанный со стороны должника договор не поступал, в том числе, протокол разногласий и мотивированных возражений также не поступало, за урегулированием разногласий по Договору в суд Потребитель не обращался.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах производства и потребления и п. 5, п. 7 постановления Правительства N 1156.
Согласно пункта 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 г.: в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Установлено, и объекты ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" включены в территориальную схему обращения с отходами Республики Коми, соответственно данные объекты являются источниками образования отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Согласно пункту 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 г., сли собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
В соответствии с пунктом 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 г., плата за оказание услуг по обращению с ТКО может быть уменьшена судом, если собственник ТКО доказал, что региональный оператор оказал услуги не в полном объеме или ненадлежащим образом.
Вместе с тем, ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" каких-либо доказательств, подтверждающие данные обстоятельства в материалы дела не представило.
Доказательства, подтверждающие фактическое оказание услуг в полном объеме по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональным оператором предоставлены в материалы дела и ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" не оспорены.
Установлено, что нарушений требований СанПиН, в частности, наличие несанкционированных свалок на прилегающей к территории ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" местности не выявлено.
Согласно пункту 14 раздела V Типового договора "Порядок фиксации нарушений по договору", в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - (или) видео фиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Предусмотренный условиями договора акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" в материалы дела в нарушение ст. ст. 65, 68 АПК РФ не представлен.
В том числе, ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" не заявляло о нарушениях в работе Регионального оператора путем направления в адрес Истца претензии по качеству и объёму оказываемых услуг, а также их стоимости, в том числе, акты, составленные уполномоченными лицами (Росприроднадзор, прокуратура) о ненадлежащем осуществлении Региональным оператором деятельности по транспортированию ТКО.
В оспариваемый период возражения Потребителя относительно объема и качества оказанных услуг по обращению с ТКО в адрес регионального оператора не поступали.
Следовательно, оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются принятыми, и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Сам факт оказания региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
При рассмотрении дел о взыскании платы за оказание услуг по обращению с ТКО необходимо учитывать, что на распределение бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции:
жизнедеятельность потребителя (исходный факт) предполагает образование отходов (презюмируемый факт);
включение в территориальную схему сведений об источнике образования (исходный факт) предполагает оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором (презюмируемый факт).
Осуществление ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" деятельности, как субъекта гражданского оборота (исходный факт), последним не оспаривается.
В том числе, объекты ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" включены в территориальную схему обращения с отходами Республики Коми, соответственно данные объекты являются источниками образования отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Соответственно, для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО Региональному оператору достаточно подтвердить либо факт заключения договора между ним и потребителем, либо два вышеуказанных исходных факта.
При таких условиях услуга считается (предполагается) оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если последним в ходе состязательного процесса не будет прямо опровергнут любой из исходных или презюмируемых фактов.
Иное лишало бы Регионального оператора права на оплату реально оказанных услуг, поскольку, во-первых, это соответствует имманентно присущему гражданскому праву принципу эквивалентности обмена ценностями, во-вторых, мерами тарифного регулирования и корректировки НВВ в следующих тарифных периодах при формировании нового тарифа регулирующим органом должен быть учтен избыток (недостаток) доходов в предыдущем периоде регулирования (пункты 58,70,91 Основ ценообразования N 484, подпункты "к", "н" пункта 8 Правил регулирования тарифов N 484, пункты 12, 32, 38, 92 Методических указаний N 1638/16).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правомерно признал их удовлетворяющими критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности и пришёл к правильному выводу, что требование Регионального оператора к ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" является обоснованным и подлежит полному удовлетворению.
Таким образом, доводы апеллянта ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" являются несостоятельными, так как правовая позиция последнего основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Доводов относительно очередности удовлетворения заявленных требований в апелляционной жалобе не заявлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или повлекших судебную ошибку, не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2024 по делу N А40-226966/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу конкурсного управляющего ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ" Мазурина А.Ю. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Лапшина |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226966/2020
Должник: ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОДЖИ"
Кредитор: Аманов Рустам Хакимович, ИФНС России N 24 по г. Москве, ООО "Медком", ООО "НГМЛ ФИНАНС", ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВО СООРУЖЕНИЙ", Севастьянов П Б, Яковлева Наталья Вячеславовна
Третье лицо: Березина Лада Александровна, ООО к/у "СервисТехнолоджи", ООО к/у "СервисТехнолоджи" Мазурин А.Ю., Раянов Р М, Березин Александр Борисович, Лемаев Вадим Валерьевич, Мазурин Андрей Юрьевич, ООО "АВТОТЕХКОМФОРТ"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
31.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41261/2024
02.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
20.06.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
05.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17382/2024
02.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8271/2024
14.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8261/2024
12.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
17.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84827/2023
17.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-84832/2023
12.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-80234/2023
07.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
06.09.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
11.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14566/2023
05.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26869/2023
05.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26852/2023
03.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26781/2023
01.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17100/2023
25.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15496/2023
30.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-226966/20