г. Москва |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А40-287843/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2024 по делу N А40-287843/23,
по заявлению ООО "Квантум Логистик"
к Федеральной таможенной службе
третье лицо: Московская таможня
о признании незаконным решение об отказе во включении в реестр уполномоченных
экономических операторов; возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Ващенко В.А. по доверенности от 09.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Иванова А.С. по доверенности от 05.12.2023; |
от третьего лица: |
Волков В.В. по доверенности от 28.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Квантум Логистик" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России) о признании незаконным решения от 07.11.2023 об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее - УЭО).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.05.24 удовлетворены требования заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФТС обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель ФТС и третьего лица поддержали доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, приходит к следующему.
Как следует из заявления 15 августа 2023 ООО "Квантум Логистик" обратилось в ФТС России с заявлением о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
В период с 29.08.2023 по 15.09.2023 в соответствии с решением о проведении выездной таможенной проверки от 24.08.2023 N 10013000/210/240823/Р001412 на основании статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Московской таможней проведена выездная таможенная проверка.
По результатам выездной таможенной проверки, проведенной Московской таможней, ООО "Квантум Логистик" был представлен акт выездной таможенной проверки от 15 сентября 2023 года N 1001300/210/150923/А001412 (далее - Акт проверки).
Согласно Акту проверки установлено, что ООО "Квантум Логистик" не в полном объеме соблюдены условия, установленные подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС и частью 8 статьи 383 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) - наличие у юридического лица системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, отвечающей типовым требованиям, установленным ЕЭК, а также следующим требованиям:
1) осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС;
2) обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров.
07.11.2023 на основании Акта проверки ФТС России приняла решение об отказе во включении ООО "Квантум Логистик" в реестр УЭО.
Общество полагает, что решение ФТС России от 07.11.2023 об отказе во включении в реестр УЭО нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 430 ТК ЕАЭС уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и включенное в реестр УЭО в порядке и при соблюдении условий, которые установлены главой 61 ТК ЕАЭС.
Статьей 433 ТК ЕАЭС определены условия включения в реестр УЭО.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 07.11.2023 ФТС России принято решение об отказе во включении ООО "Квантум Логистик" в реестр УЭО, в связи с несоблюдением в полном объеме условий, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС и частью 8 статьи 383 Федерального закона N 289-ФЗ, в части осуществления раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС и обеспечения для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров.
Решение от 07.11.2023 принято на основании выводов акта выездной таможенной проверки (Московской таможни) от 15 сентября 2023 года N 1001300/210/150923/А001412.
Выводы об отсутствии раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС и необеспечении для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров Московской таможней в Акте проверки обоснованы тем, что в Учетной политике на 2023 год Обществом не закреплено, с использованием какого программного средства осуществляется ведение бухгалтерского учета (стр. 6 Акта проверки); витрина данных не содержит сведений о количестве и стране происхождения товаров, сведения о времени постановки товара на учет (есть только дата), а также отсутствует возможность просмотра первичных учетных документов в электронном виде, как по поступлению, так и по реализации товаров.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС, условиями включения в реестр уполномоченных экономических операторов является наличие у юридического лица системы учета товаров, отвечающей требованиям установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям.
Те же условия включения в реестр УЭО предусмотрены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 383 Федерального закона N 289-ФЗ.
Требования к системе учета товаров в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 289-ФЗ, Федеральным законом от 06.12.2011 N 02-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), другими нормативными правовыми актами РФ.
Законодательством РФ не установлены способы и правила ведения раздельного учета товаров иностранного происхождения и товаров ЕАЭС.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета организуется и другими обязательными нормативными актами:
- Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденным приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н (далее - ФСБУ 5/2019 "Запасы"),
- Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106Н (далее - ПБУ 1/2008),
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов, Инструкция по применению Плана счетов).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета предусматривает полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
Порядок ведения раздельного учета предусмотрен отраслевыми стандартами, которые ООО "Квантум Логистик" также вправе учитывать в силу части 2 статьи 8, статьи 4, части 1 статьи 21 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 7.1 ПБУ 1/2008.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, аналитический учет по счету 41 "Товары" ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.
Именно такой порядок учета, предусмотренный Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, применяется ООО "Квантум Логистик".
В частности, порядок раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами государств - членов ЕАЭС установлен ООО "Квантум Логистик" в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов и утвержден приказами от 30 декабря 2022 г. N 177 и 178 в полном объеме отражен в программе 1С: Предприятие: раздельный учет товаров осуществляется с использованием аналитических счетов, включая субсчета, как вид аналитических счетов, и утвержден в Учетной политике ООО "Квантум Логистик".
Данные приказы были направлены в адрес Московской таможни.
Согласно Положению об учетной политике ООО "Квантум Логистик", утвержденному приказом от 30 декабря 2022 г. N 177, приобретаемые Обществом товары от поставщиков стран ЕАЭС отражаются с использованием субсчета 41.01.3, приобретаемые товары от российских поставщиков - с использованием субсчета 41.01.1, приобретаемые товары от иностранных поставщиков вне ЕАЭС - на субсчете 41.01.2.
Постановка товаров на учет осуществляется в момент перехода права собственности. Прием товаров на счет осуществляется в сумме фактических затрат на приобретение (стоимость товаров согласно коммерческим документам).
Факты хозяйственной жизни оформляются первичными учетными документами, составленными по формам, утвержденным Росстатом России.
Таким образом, система бухгалтерского учета товаров, предусмотренная Учетной политикой ООО "Квантум Логистик" для целей бухгалтерского учета, утвержденная приказами от 30 декабря 2022 г. N N 177 и 178, соответствует требованиям действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета и обеспечивает раздельный учет иностранных товаров и товаров ЕАЭС.
В материалы дела заявителем представлено заключение специалиста Некоммерческого Партнерства "Европейское Бюро Судебных Экспертов" от 12.03.2024 N 002/2024 (далее - заключение специалиста от 12.03.2024 N 002/2024).
Согласно заключению специалиста от 12.03.2024 N 002/2024 совокупность способов группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации на 2023 год, сформированная и принятая генеральным директором ООО "Квантум Логистик" Юсупджоновым Ф.Н. Приказом N 177 от 30.12.2022, в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации. Изученные способы ведения бухгалтерского учета в ООО "Квантум Логистик" позволяют своевременно, достоверно и в полном объеме отражать факты хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
В заключении от 12.03.2024 N 002/2024 специалист НП "Европейское Бюро Судебных Экспертов" пришёл к выводу, что применяемая заявителем система бухгалтерского учета обеспечивает осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС.
Доводы ответчика о необходимости закрепления заявителем в Учетной политике на 2023 год программного средства, с использованием которого осуществляется ведение бухгалтерского учета судом рассмотрены и признаются несостоятельными и не опровергающими установленные выше обстоятельства и сделанные на их основе выводы, ввиду следующего.
Действующим законодательством не установлена обязанность закреплять в Учетной политике конкретное программное средство, с помощью которого ведется бухгалтерский учет.
В своем отзыве ФТС России, проанализировав содержание нормативно-правовых актов, сама приходит к выводу, что организация вправе разработать обоснованную методику (со ссылкой на нормативные акты), которую необходимо закрепить в учетной политике. Право юридического лица не является обязанностью, и не может порождать для такого лица негативные последствия и налагать на него обязательства, прямо не предусмотренными нормативно-правовыми актами.
В письме в адрес Московской таможни от 6 декабря 2023 г. N 177 ООО "Квантум Логистик" информировало, что бухгалтерский учет ведется с использованием программного средства "1С: Управление фирмой 8 ПРОФ", номер лицензии 802165483, "1С: бухгалтерия 8 ПРОФ", регистрационный номер 800521401 (далее - 1С: Предприятие), что отражено в Акте проверки.
В данном программном средстве учтены необходимые требования законодательства о ведении бухгалтерского учета, который применяется в автоматизации процесса бухгалтерского учета в соответствии с ГОСТ Р ИСО / МЭК 12207-2010 "Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств" (утвержден и введет в действие приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 г. N 631-ст).
В программе 1С: Предприятие учитываются данные о стране происхождения и номере декларации на товары, а также предусмотрена система аналитических счетов, которая включает в себя счета, субсчета и субконто нескольких порядков, специальные справочники - как объекты аналитического учета.
ООО "Квантум Логистик" на законных основаниях использует и пользуется программой 1С: Предприятие, которая автоматически позволяет ООО "Квантум Логистик" вести раздельный учет товаров, предусмотренный программой 1С: Предприятие.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 433 ТК ЕАЭС и п.1 ч.8 ст. 383 Федерального закона N 289-ФЗ в проверяемый период осуществляло раздельный учет совершения операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС.
Доводы ФТС России и Московской таможни, приведенные в отзыве, в судебном заседании и Акте проверки, об отсутствии возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров, ввиду того, что витрина данных не содержит сведений о количестве и стране происхождения товаров, а также отсутствует возможность просмотра первичных учетных документов в электронном виде, как по поступлению, так и по реализации товаров, судом рассмотрен и признан несостоятельным по следующим основаниям.
Пункт 2 части 8 статьи 383 Федерального закона N 289-ФЗ обязывает обеспечить для должностных лиц таможенных органов возможность доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров. При этом действующее таможенное законодательство не содержит требований к порядку организации удаленного доступа к сведениям из системы учета УЭО.
Согласно разъяснениям, содержащимся на официальном сайте ФТС России (https://customs.gov.ru/aeo/organizacziya-sistemy-ucheta-tovarov-ueo), доступ к сведениям из системы учета может быть обеспечен любым из перечисленных на данной странице способом, в том числе через веб-адрес к витрине данных.
С целью обеспечения удаленного доступа к сведениям из системы учета ООО "Квантум Логистик" на базе программы 1С: Предприятие создана витрина данных, повторяющая сведения из системы учета. Доступ к витрине данных 1С реализован через веб-адрес. Работа и интерфейс витрины данных отражены на стр. 6-10 Акта проверки.
На созданной Обществом витрине данных видны раздельный учет иностранных товаров и товаров ЕАЭС, а также подробные об их движении (хозяйственных операциях).
Действующее таможенное законодательство не содержит требований к составу сведений в витрине данных. По этой причине вывод таможни о несоответствии разработанной витрины данных установленным требованиям не основан на нормах действующего таможенного законодательства.
В действующем таможенном законодательстве отсутствует норма, обязывающая отражать в витрине данных электронные формы первичных учетных документов и страну происхождения.
Разработанная и применяемая в экспериментальном режиме витрина данных ФТС России (Распоряжение ФТС России от 07.05.2019 N 81-р "О проведении тестирования информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности") не содержит страну происхождения, а также обязанности размещать в электронном виде первичные учетные документы.
Витрина данных содержит сведения о стране отправления товаров (которая в данном случае совпадает со страной происхождения), что подтверждается заключением специалиста от 12.03.2024 N 002/2024.
Из заключения специалиста от 12.03.2024 N 002/2024 следует, что для сопоставления сведений, предоставленных таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в учете ООО "Квантум Логистик" и в целях исполнения условий пункта 2 части 8 статьи 383 Федерального закона N 289-ФЗ, а также подпункта 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС, в учетной программе 1С:Предприятие 8.3 создана витрина данных с доступом через вэб-адрес http://quant.leso.pro:8082/Acc/ru/ (стр.19 заключения специалиста). Информация по указанной ссылке позволяет сверить данные в разрезе поставщиков товара, номенклатуры, номеров таможенных деклараций, стран; кроме этого отражена информации о стоимости товара в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ, а также о сумме пошлины на каждую позицию. Также в витрине данных имеется информация, по какому субсчету принят товар к учету. На стр.19-23 заключения специалиста от 12.03.2024 N 002/2024 размещены принт-скрины информации, содержащейся в витрине данных.
Следовательно, вывод таможенного органа, положенный в основу обжалуемого решения от 07.11.2023, является неправомерным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и опровергается заключением специалиста НП "Европейское Бюро Судебных Экспертов" от 12.03.2024 N 002/2024.
Учитывая изложенное, требования заявителя обоснованно удовлетворены
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.05.2024 по делу N А40-287843/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-287843/2023
Истец: ООО "КВАНТУМ ЛОГИСТИК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: МОСКОВСКАЯ ТАМОЖНЯ