город Томск |
|
23 августа 2024 г. |
Дело N А27-2696/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохряковой Н.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания" (N 07АП-5961/2024) на решение от 21.06.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2696/2024 (судья Потапов А.Л.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания" (ОГРН 1174205019779) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1114217002833) о признании недействительным решения N 2820 от 18.09.2023 в части,
третье лицо - Правительство Кемеровской области - Кузбасса в лице Министерства экономического развития Кузбасса (ОГРН 1144205020222).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Бочкарева М.Р. - доверенность от 22.02.24, Денисова Е.А. - доверенность от 15.12.23
УСТАНОВИЛ:
ООО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) N 2820 от 18.09.2023 в части доначисления страховых взносов за неправомерное применение льготных ставок в рамках деятельности общества на ТОСЭР "Новокузнецк" в сумме 53 661,76 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Кемеровской области - Кузбасса в лице Министерства экономического развития Кузбасса (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.06.2024 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что обществом не создано новых рабочих мест для спорных работников; суд не учёл позицию ФНС России, изложенную в письме от 06.04.2023 N БС-4-11/4196@, в том числе относительно того обстоятельства, что рабочее место руководителя, созданное до даты получения плательщиком страховых взносов статуса резидента ТОР, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов признается новым рабочим местом.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по итогам камеральной налоговой проверки по вопросу расчёта страховых взносов за 1 квартал 2023 года, проведённой в отношении ООО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", Инспекцией составлен акт налоговой проверки N 351 от 02.08.2023 и вынесено решение N 2820 от 18.09.2023, которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 55 861,36 руб., в том числе:
- 53 661,76 руб. - доначисление в связи с неправомерным применением льготных ставок страховых взносов, предусмотренные в рамках ТОСЭР "Новокузнецк";
- 2 199,60 руб. - доначисление по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование по работникам, занятым во вредных условиях труда;
Также обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением N 265 от 23.11.2023 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в удовлетворении апелляционной жалобы общества на решение Инспекции отказано.
Не согласившись с решением Инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции поддержал выводы налогового органа, что рассматриваемые должности общества не соответствуют признакам нового рабочего места, закрепленного положениями абз.3 пп. 10.1 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьей 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ).
В силу части 3 статьи 34 Закона N 473-ФЗ резидентами ТОСЭР, указанных в части 1 данной статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 данной статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:
1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи;
3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 данной статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
4) юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) или ее дочерней организацией.
Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ по существу уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
В целях названного пункта статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом N 473-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Из изложенного следует, что резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Судом установлено, что между обществом и Правительством Кемеровской области - Кузбасса заключено соглашение от 11.10.2019 N 403-17 "Об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Новокузнецк", предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на реализацию инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" (далее - соглашение).
Пунктом 2.1.3 соглашения предусмотрено, что общество (резидент) обязуется создать рабочие места в количестве не менее установленного в бизнес-плане инвестиционного проекта, но не менее 10 (десять) новых рабочих мест в течение первого года с даты заключения данного соглашения.
Согласно пункту 6 бизнес-плана инвестиционного проекта "Организация производства горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих" от 28.11.2019 количество трудоустроенных сотрудников по проекту составляет 32 человека, в том числе 30 вновь созданных рабочих мест.
Общество представило в Инспекцию расчет по страховым взносам за 1 квартал 2023 года.
По данным представленного расчета по страховым вносам за 1 квартал 2023 года общество применяет пониженный тариф в отношении 36 сотрудников (Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах").
Инспекцией в ходе проверки вышеуказанных расчетов установлено, что общество при исчислении страховых взносов за 1 квартал 2023 года неправомерно применило пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% (код тарифа 15) на суммы выплат, начисленных в пользу 4 физических лиц, а именно: Ермакова Е.А., Дударева С.В., Волкова А.Н., Сапожкова П.Р., которые являлись работниками общества до включения в реестр резидентов ТОСЭР "Новокузнецк".
Так, Инспекцией принято во внимание, что до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР физические лица Ермаков Е.А., Дударев С.В., Волков А.Н., Сапожков П.Р. осуществляли трудовую деятельность в обществе на основании трудовых договоров либо гражданского-правовых договоров; должностные обязанности данных лиц после заключения с ними трудовых договоров не изменились; после включения заявителя в реестр резидентов ТОСЭР договоры с указанными лицами были перезаключены обществом.
При этом из анализа договоров (первоначальных и вновь заключенных), должностных инструкций, показаний свидетелей следует, что трудовые обязанности указанных сотрудников после перезаключения с ними договоров не изменились, должностные инструкции плавильщика металла, электрогазосварщика, фрезеровщика, коммерческого директора не были дополнены новыми обязанностями, связанными с производством горно-шахтного оборудования, запасных частей и комплектующих.
Принимая во внимание, что спорные рабочие места были предусмотрены в обществе до заключения соглашения, а не впервые созданы им с целью реализации инвестиционного проекта, следовательно, обществом не соблюдены требования и ограничения, установленные статьей 427 НК РФ, Законом N 473-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа о неправомерности применения обществом пониженных страховых тарифов в отношении указанных выше сотрудников.
Таким образом, в ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что Дударев С.В., Волков А.Н., Ермаков Е.А., Сапожков П.Р. осуществляли свои трудовые функции на установленном на территории общества оборудовании в период до включения общества в реестр резидентов ТОСЭР "Новокузнецк" и продолжили осуществлять те же функции после получения обществом статуса резидента ТОСЭР.
Ссылка общества на Письмо ФНС России от 06.04.2023 N БС-4-11/4196@, направленного Письмом ФНС России от 11.04.2023 N БС-4-11/4362@ является несостоятельной, поскольку материалами дела подтверждается несоблюдение обществом условий относительно создания рабочих мест впервые.
При этом Сапожков П.Р. не являлся генеральным директором общества до получения статуса резидента ТОСЭР, на должность коммерческого директора Сапожков П.Р. принят на основании трудового договора N 3 от 01.11.2019.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2696/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2696/2024
Истец: ООО "Машиностроительная Компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области-Кузбассу
Третье лицо: Министерство экономического развития Кузбасса