город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2024 г. |
дело N А32-34566/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Мельситовой И.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гатиловой М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2024 по делу N А32-34566/2023
по иску индивидуального предпринимателя Галицына Николая Ивановича
к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района, министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Туапсинскому району в лице администрации Туапсинского района,
третье лицо: Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края,
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Галицын Николай Иванович обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района о взыскании 10 438 229 руб. задолженности по муниципальному контракту от 06.07.2021.
Определением суда от 21.11.2023 в качестве самостоятельных ответчиков к участию в деле привлечены: министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Туапсинский район в лице администрации Туапсинского района.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
Решением от 06.06.2024 по делу N А32-34566/2023 суд взыскал с администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района в пользу ИП Галицина Н.И. 10 438 229 руб. задолженности. В иске к министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края судом отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что контракт б/н от 06.07.2021, представленный истцом, не имеет своего законного подтверждения, равно как и факт оказания услуг по контракту. Ответчик не является лицом, которое привлекло истца к выполнению работ на подведомственной ответчику территории по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории МО Туапсинский район 05.07.2021 (таким лицом является министерство ГО и ЧС Краснодарского края, полномочия которому переданы решением Совета Джубгского городского поселения Туапсинского района от 29.10.2020 N 62).
В отзыве на апелляционную жалобу министерство ГО и ЧС Краснодарского края просит обжалуемое решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность решения от 06.06.2024 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 05.07.2021 по 06.07.2021 на территории Джубгского городского поселения произошло наводнение, вызванное ливневыми дождями. В условиях сложившейся чрезвычайной ситуации природного характера территория населенных пунктов Джубского городского поселения Туапсинского района пострадала в результате сильных ливневых дождей.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 05.07.2021 N 1015 "О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация" с 23:30 часов 05.07.2021 для органов управления и сил Туапсинского муниципального районного звена территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация", в связи с сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район, а также установлена зона чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Туапсинский район - территория Джубгского городского поселения Туапсинского района.
Кроме того, постановлением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 06.07.2021 N 405 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района" с 08:00 часов 06.07.2021 введен режим функционирования Джубгского поселенческого звена Туапсинского района звена ТП РСЧС Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация".
Письмом от 06.07.2021 N 1474 глава Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьин А.И. обратился к ИП Галицину Н.И., указав, что, учитывая многолетний опыт в ликвидации последствий стихийных бедствий, администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района обращается к ИП Галицину Н.И. с просьбой оказать содействие в выполнении аварийно-спасательных работ в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями с 05 на 06 июля 2021 года для очистки очистных сооружений - 1 ед., канализационных станций - 3 ед., фекальной канализации около 1 500 м, диаметр трубы от 150 мм до 300 мм. по ул. Советская, (в районе Магнита, в районе очистных сооружений, по ул. Набережная, для очистки подвалов подтопленных домов - 6 ед., по ул. Советская дома N 35, 37, 39, 41 "А", переулок Зеленый дома N 5, N 7, в том числе для очистки ливневой канализации по ул. Советская.
Так, между ИП Галициным Н.И. (исполнитель) и администрацией Джубгского городского поселения Тупасинского района (заказчик) заключен муниципальный контракт б/н от 06.07.2021 (далее - контракт) на оказание услуг для муниципальных нужд в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями на территории муниципального образования Туапсинский район 05-06 июля 2021 года, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать заказчику услуги по проведению неотложных аварийно-восстановительных работ по откачке воды, ила с территорий населенных пунктов Джубгского городского поселения Туапсинского района, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Краснодарского края в объеме и с характеристиками согласно спецификации (приложение N 1), расчета и обоснования на оказание услуг (приложение N 2), локального сметного расчета на оказание услуг (приложение N 3), являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта. Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом (пункты 1.1, 1.2 контракта).
По условиям пунктов 2.1, 2.2 контракта стоимость оказания услуг составляет 12 273 967,00 руб. (НДС не предусмотрен). Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта общий срок выполнения работ осуществляется в течение 70 календарных дней с момента заключения контракта. Контракт действует с даты его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.07.2021.
Оплата оказанных услуг производится в пределах цены контракта не позднее 30 календарных дней после подписания заказчиком документа о приемке оказанных услуг к настоящему контракту, предоставления подрядчиком документа на оплату и доведение до заказчика лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 N 273 "О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий за счет средств, выполненных из федерального и краевого бюджетов" (пункт 3.4 контракта).
Согласно пункту 7.1 контракта приемка оказанных услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу.
Приемка результатов исполнения контракта осуществляется с порядке, установленном контрактом, и оформляется документов о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо исполнителю в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке результатов исполнения контрактом приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Дополнительно истцом к контракту представлен локальный сметный расчет, утвержденный заказчиком, на общую сумму 12 273 967 рублей.
В период с 06.07.2021 по 09.09.2021 ИП Галицын Н.И выполнил работы, предусмотренные контрактом, по откачке воды, ила с территорий населенных пунктов Джубгского городского поселения Туапсинского района.
Вместе с тем письмом от 09.09.2021 ИП Галицын Н.И обратился к главе (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И. с просьбой оказать содействие в принятии работ, поскольку при производстве работ были обнаружены завалы в подвалах и сложившаяся часть иловых отложений. Жители домов, в которых выполнялись аварийно-восстановительные работы по очистке подвалов домов по ул. Советской: дом N 35 - 936 кв.м, дом N 37 - 618 кв.м, дом N 39 - 638 кв.м., дом N 41А - 928 кв.м; по пер. Зеленый: дом N 5 - 675 кв.м, дом N 7 - 782 кв.м пояснили, что после первой стихии подвалы никто не чистил.
Письмом от 10.09.2021 N 00-23478/21 ИП Галицын Н.И направил обращение в министерство гражданской обороны и чрезвычайный ситуаций Краснодарского края с просьбой соблюсти требования правил и приказа на финансирование выполненных работ.
В ответном письме от 29.09.2021 N 68-07-04-3583/21 министерство сослалось на отсутствие заявок и обосновывающих документов, подтверждающих выполненные работы, а также сообщило, что администрация Краснодарского края и иные органы исполнительной власти Краснодарского края не вправе влиять на решения муниципальных образований Краснодарского края.
Письмом от 03.11.2022 в адрес заказчика направлены акты формы КС-2 и справка КС-3 N 1 от 09.09.2021 на сумму 10 438 229 рублей.
Как указано в исковом заявлении, по просьбе главы Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьина А.И. коллектив ИП Галицына Н.И. выполнил аварийно-восстановительные работы по очистке подвалов домов по ул. Советской: дом N 35 - 936 кв.м, дом N 37 - 618 кв.м, дом N 39 - 368,4 кв.м, дом N 41А - 928 кв.м; пер. Зеленый: дом N 5 - 675 кв.м, дом N7 - 782 кв.м, ливневая канализация по ул. Советская. В работе участвовало 11 человек специалистов и 6 единиц спецтехники на базе шасси КамАЗа. Работы производились с 08.07.2021 по 20.08.2021. Контракт заключен, но требует уточнения в связи с дополнительными работами. При производстве работ обнаружили завалы в подвалах и слежавшиеся части иловых отложений. Жители пояснили, что после первой стихии подвалы никто не чистил. От подписания акта и оплаты работ заказчик уклонился, сумма задолженности за оказанные услуги по контракту составляет 10 438 229 руб.
Согласно письму МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" от 11.04.2023 N 729 на запрос истца (вх. N 240 от 20.02.2023) предприятие подтвердило факт выполнения работниками ИП Галицына Н.И работ по откачке (очистке) сетей и сооружений хоз.фекальной канализации МУП "ЖКХ города Туапсе" в Туапсинском районе в период ЧС 05-06.07.2021.
В обоснование расчета стоимости работ в акте КС-2 истец приложил заключение специалиста Банникова Н.М. N 08/23 от 16.05.2023, согласно которому специалист пришел к следующим выводам.
По первому вопросу: Кем и когда выполнялись работы по ликвидации последствий наводнения 5-6 июля 2021 года на части территории Джубгского городского поселения?
На территории Туапсинского района 5-6 июля 2021 года прошли сильные ливневые дожди со значением ОЯ, в результате которых часть территории Джубгского городского поселения подтоплено дождевыми и паводковыми водами реки Джубга. Подвалы и первые этажи жилых многокватрирных домов по ул. Советской N N 35, 37, 39, 41А и переулку Зеленому NN 5, 7 оказались затоплены, в подвалах произошло оседание глинистых частиц. Толщина ила по подвалам домов составила от 25 до 40 см. Отложения ила также были зафиксированы в колодцах, трубопроводах и лотках фекальной и ливневой канализации. После установления режима "Чрезвычайная ситуация" на территории Джубгского городского поселения, администрацией поселения были предприняты оперативные меры по ликвидации последствий наводнения, в частности, между администрацией Джубгского городского поселения и ИП Галицын Н.И. был заключен муниципальный контракт б/н от 06.07.2021 о проведении аварийно-восстановительных работ. Работы по откачке воды и ила были выполнены ИП Галицын Н.И. в полном объеме, необходимом для нормальной эксплуатации жилых многоквартирных домов и инженерной инфраструктуры Джубгского городского поселения.
По второму вопросу: Какова сметная стоимость фактически выполненных аварийно-восстановительных работ на территории Джубгского городского поселения?
Сметная стоимость фактически выполненных аварийно-восстановительных работ на территории Джубгского городского поселения составила 19 936 541 руб.
01.06.2023 в адрес ответчика истцом была направлена претензия с требованием уплатить задолженность по муниципальному контракту.
Уклонение ответчика от выполнения требований претензии явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим с иском.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В данном случае между сторонами фактически сложились отношения, которые регулируются положениями глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Кодекса).
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
На основании статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (статья 1 Закона).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Статьей 24 главы 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления (пункт 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Как установлено судом, предметом спора является взыскание стоимости работ по очистке подвалов от грязи и ила в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации природного характера территорий населенных пунктов Джубского городского поселения Туапсинского района, пострадавших в результате сильных ливневых дождей, прошедших 05-06 июля 2021 года.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 05.07.2021 N 1015 "О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 06.07.2021 N 405 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района" с 08:00 часов 06.07.2021 введён режим функционирования Джубгского поселенческого звена Туапсинского района звена ТП РСЧС Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация".
В материалы дела представлено письмо от 06.07.2021 N 1474, подписанное главой Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьиным А.И., согласно которому ИП Галицын Н.И приглашен администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района для выполнения аварийно-спасательных работ в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями с 05 на 06 июля 2021 года для очистки очистных сооружений - 1 ед., канализационных станций - 3 ед., фекальной канализации около 1 500 м, диаметр трубы от 150 мм до 300 мм по ул. Советская, (в районе Магнита, в районе очистных сооружений, по ул. Набережная, для очистки подвалов подтопленных домов - 6 ед., по ул. Советская дома N 35, 37, 39, 41 "А"; пер. Зеленый дома N 5, N 7; очистки ливневой канализации по ул. Советская.
В этой связи 06.07.2021 между администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района и ИП Галицыным Н.И. заключен муниципальный контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 24.10.2018 N 1733 "О введении режима функционирования Туапсинского районного звена ТП РСЧС Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация", который предусматривал оказание услуг по проведению неотложных аварийно-восстановительных работ по откачке воды, ила с территорий населенных пунктов Джубгского городского поселения Туапсинского района, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года.
Факт оказания услуг по контракту подтверждается актом о приемке выполненных работ от 09.09.2021 за отчетный период с 06.07.2021 по 09.09.2021 на сумму 10 438 229 руб., справкой о стоимости выполненных работ (направление документов подтверждается описью о вложении с отметкой сотрудника почты России от 03.11.2022).
Суд апелляционной инстанции констатирует, что вопреки доводам ответчика, информация о введении на территории Туапсинского района, в том числе на территории Джубгского городского поселения, режима ЧС, размещена на официальном сайте поселения, является общедоступной и не требует подтверждения.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Согласно пункту 17 постановления администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 07.07.2021 N 406 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия и всестороннему жизнеобеспечению пострадавшего населения Джубгского городского поселения Туапсинского района" директору МКУ "КУМИ Джубгского городского поселения" и председателям сельских комитетов определено организовать помощь гражданам в откачке септиков, выгребных ям, туалетов; помощь в расчистке от ила дворов граждан, вывоз мусора, пришедшей в негодность мебели и т.д.; расчистку и уборку улиц от наносов, завалов, мусора и т.д.; очистку ливневых канализационных стоков.
Материалами дела подтверждается, что к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района и выполнению аварийно-восстановительных работ, вызванных чрезвычайной ситуацией, был привлечен истец, что подтверждается, в том числе письмом МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство города Туапсе" от 11.04.2023 N 729 на запрос истца (вх. N240 от 20.02.2023), в котором предприятие подтвердило факт выполнения работниками ИП Галицына Н.И работ по откачке (очистке) сетей и сооружений хоз.фекальной канализации МУП "ЖКХ города Туапсе" в Туапсинском районе в период ЧС 05-06.07.2021.
Наряду с изложенным имеющаяся в материалах дела первичная документация подтверждает проведение истцом очистки и вывозу ила с территории Джубгского городского поселения Туапсинского района, то есть виды и объемы работ, выполненные истцом, являлись необходимыми для ликвидации последствий наводнения. При этом апелляционной суд также учитывает, что чрезвычайная ситуация возникла в период пика курортного сезона, срочные работы направлены на предотвращение нарушения санитарных норм, загрязнения вод.
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 07.07.2021 N 407 "О проведении обследования объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры и дорожно-мостовой сети, попавших в зону подтопления, вызванного сильным ливневым дождем с 5-6 июля 2021 года на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района" было назначено ответственное лицо (директор МКУ "КУМИ Джубгского городского поселения Туапсинского района") за определение размера ущерба, причиненного подтоплением объектам соцкультбыта, инженерной инфраструктуры и дорожно-мостовой сети, подготовку и направление в администрацию муниципального образования Туапсинский район документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Пунктом 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Кодекса).
Из представленного в дело письма главы администрации МО Туапсинский район от 26.01.2024 N 166/24-08.1-01, адресованного министру транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, судом первой инстанции установлено, что администрацией Джубгского городского поселения для устранения наводнения, вызванного сильными ливневыми дождями в период с 05-06.07.2021, привлекались иные подрядчики с оформлением договоров в соответствии с Законом N 44-ФЗ, однако в связи со сменой главы Джубгского городского поселения закрывающие документы по заключенным контрактам не были подписаны. На основании вышеизложенного в судебные инстанции обратились подрядчики, в числе которых ИП Галицин Н.И., сумма задолженности перед которым составляет 10 438 229 руб. В настоящее время для закрытия счетов по оставшимся контрактам администрацией Туапсинского района направлено ходатайство о выделении денежных средств из резервного фонда администрации Краснодарского края на оплату контрактов по выполнению аварийно-восстановительных работ, произведенных подрядчиками на территории Джубгского городского поселения в 2021 году. Из письма также следует, что глава администрации МО Туапсинский район просил министерство оказать содействие в приостановке претензионно-исковой работы по подведомственным организациям в отношении администрации Джубгского городского поселения до выделения соответствующего финансирования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что муниципальный контракт от 06.07.2021 между администрацией Джубгского городского поселения и ИП Галициным Н.И. является заключенным, что в силу статей 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации налагает на заказчика обязанность оплатить оказанные (выполненные) услуги (работы).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, письмом от 06.07.2021 N 1474 глава Джубгского городского поселения Туапсинского района Марьин А.И. непосредственно обратился к ИП Галицину Н.И., указав, что, учитывая многолетний опыт в ликвидации последствий стихийных бедствий, истцу предложено оказать содействие в выполнении аварийно-спасательных работ в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения, вызванного ливневыми дождями с 05 на 06 июля 2021 года. Муниципальный контракт б/н от 06.07.2021 ИП Галициным Н.И. был заключен с администрацией Джубгского городского поселения Тупасинского района.
Доказательств того, что спорные работы были выполнены силами администрации или с привлечением третьих лиц, представлено не было.
Стоимость выполненных ИП Галициным Н.И. работ ответчиками не оспаривалась, в свою очередь суд первой инстанции критически оценил выводы специалиста Банникова Н.И., изложенные в заключении N 08/23 от 16.05.2023, поскольку установленная им стоимость работ (19 936 541 руб.) превышает сумму, заявленную самим исполнителем в представленном акте ф. КС-2 N 1 от 09.09.2021.
При таких обстоятельствах факт и объем выполнения истцом работ для нужд муниципального образования на заявленную истцом в иске сумму 10 438 229 руб. является доказанным.
В пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства о конкретной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что работы выполнялись в условиях, при которых всякое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения, поскольку промедление в устранении результатов подтопления не только препятствовало нормальному транспортному сообщению, но и ввиду загрязнения территории несло угрозу вспышки инфекционных заболеваний. Выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей чрезвычайной ситуации и ее последствий.
Наличие сговора между сторонами, иные злоупотребления и наличие в действиях сторон намерения обойти требования Закона о контрактной системе и недобросовестным образом получить преимущество перед иными участниками гражданского оборота, апелляционным судом не установлены.
Более того, в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано легальное определение "чрезвычайной ситуации" как обстановки на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, официальное объявление режима чрезвычайной ситуации презюмирует необходимость срочного устранения последствий таковой, в связи с чем бремя доказывания обратного (отсутствия срочной необходимости выполнения работ, оказания услуг) надлежит распространять на орган публичной власти.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.08.2023 по делу N А32-49417/2022.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования о взыскании с администрации Джубгского городского поселения 10 438 229 руб. задолженности по муниципальному контракту от 06.07.2021 заявлены ИП Галициным Н.И. правомерно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2024 по делу N А32-34566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
И.Н. Мельситова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34566/2023
Истец: Галицын Николай Иванович
Ответчик: Администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района, администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района в лице главы Джубского городского поселения Туапсинского района Извеков Сергей Николаевич, Администрация муниципального образования Туапсинский район, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
Третье лицо: Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края