г. Санкт-Петербург |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А26-8661/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненковым А.И.
при участии:
от истца: Яружина Ю.Э. (доверенность от 18.12.2023),
от ответчика: Трушникова А.С. (доверенность от 28.02.2024),
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12038/2024) публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2024 по делу N А26-8661/2023 (судья Моисеенко А.Б.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Электрокомплект"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - Общество) об обязании в срок до 01.06.2024 очистить от порубочных остатков в квартале 31 выделы 20, 26, в квартале 32 выдел 17, в кварталах 65 выделы 22, 23, 24 Яккимского участкового лесничества ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", убрать сортименты с лесосеки в квартале 31 выделы 20, 26, в квартале 32 выдел 17 Яккимского участкового лесничества ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество".
Решением суда от 05.03.2024 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель истца возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в письменных возражениях и дополнении к ним.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 130 от 22.10.2021 (далее - Договор), предметом которого является передача в аренду лесного участка площадью 8,52 га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, Лахденпохское лесничество, Яккимское участковое лесничество, Яккимское лесничество, в границах лесных кварталов 31, 32, 65, 66; вид разрешенного использования - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; цель использования лесов - для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - строительство ВЛ-10 кВ от Л-34-03-4 с установкой ТП10/0,4 кВ в районе п. Сикопохья Лахденпохского района (технологическое присоединение КФХ Болтухов А.М. N СПБ80-16509С/20 от 17.12.2020) и реконструкция В-10 кВ Л-34-03-8 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП-10/0,4 кВ, строительством ВЛ-0,4 кВ в Лахдепохском районе.
Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров и осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к Договору.
В соответствии с приложением N 6 к Договору Общество обязано обеспечивать пожарную и санитарную безопасность на лесном участке постоянно.
В связи с невыполнением арендатором своих договорных обязательств в части очистки арендованного лесного участка от порубочных остатков и сортиментов Министерство направило Обществу требование N 704 от 08.06.2022 об устранении зафиксированных в акте N 15 от 17.05.2022 нарушений требований пожарной безопасности в срок до 11.07.2022.
Как следует из указанного требования, лесничим Яккимского участкового лесничества в присутствии государственных инспекторов Яккимского участкового лесничества проведен осмотр лесного участка площадью 8,52 га, переданного по Договору Обществу, в ходе которого установлено, что произведена заготовка древесины, которая складирована в штабеля; в кварталах 31, 32 объём складированной древесины составляет 274,68 куб.м, а в кварталах 65, 66 - 147 куб.м; порубочные остатки и сортименты лежат на месте рубки непосредственно вдоль стены леса, на всей площади очистка от порубочных остатков не произведена, полностью сортименты с лесосеки не убраны. По факту выявленных нарушений лесохозяйственных требований составлен акт осмотра N 15 от 17.05.2022.
Впоследствии были проведены повторные осмотры лесосек, находящихся в аренде у ответчика по Договору, по результатам которых составлены акты заключительного осмотра лесосеки от 22.09.2022 N 47 и от 26.09.2022 N 48.
В результате указанных осмотров установлено, что на местах лесосечных работ оставлена (не вывезена) древесина объемом 50,84 куб. м, а также неудовлетворительно выполнена очистка мест рубок на площади 1,71 га. Требование N 704 от 08.06.2022 не исполнено.
21.08.2023 в присутствии представителя ответчика Стрижовой Г.Н. (по доверенности) произведен осмотр спорного лесного участка, о чем составлен акт осмотра N 26 от 21.08.2023 (с фототаблицей).
По результатам осмотра установлено, что очистка от порубочных остатков не произведена в квартале 31 выделах 20, 26, в квартале 32 выделе 17, в квартале 65 выделах 22, 23, 24; полностью сортименты с лесосеки не убраны в квартале 31 выделах 20, 26, в квартале 32 выделе 17; выводы и предложения: заготовленную древесину уложить в штабель, произвести очистку лесосеки.
Неисполнение ответчиком в добровольном порядке обязанности по очистке арендованного лесного участка послужило поводом для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 названного Кодекса одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Согласно пункту 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 434 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно пункту 17 Правил N 434 лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, - искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, - осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также - ликвидации их последствий.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
В соответствии с пунктом 45 названных Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил.
Пунктом 26 Правил N 1614 установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29, 30 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт допущенного Обществом лесонарушения, выраженного в необеспечении им как арендатором расчистки участка от горючих материалов в виде срубленных стволов деревьев и порубочных остатков.
Оставление порубочных остатков на лесосеке после завершения рубки лесных насаждении (тем более в пожароопасный период) не допускается и является нарушением пункта 3.4 Договора, приложения N 6 к нему и Проекта освоения лесов.
При таком положении довод ответчика о том, что требование Министерства об обязании убрать порубочные остатки противоречит нормам действующего законодательства, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм лесного законодательства и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, в том числе Правил N 1614.
Кроме того, по мнению Общества, требование Министерства об обязании произвести очистку мест рубок от порубочных остатков фактически неисполнимо, поскольку в исковом заявлении не указан способ очистки, который необходимо применять ответчику.
Данные возражения подателя жалобы также не приняты апелляционным судом во внимание, поскольку, вопреки позиции ответчика, в силу прямого указания пункта 45 Правил N 1614 уборка порубочных остатков осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 названных Правил. Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, не усмотревший неопределенности в вопросе исполнения судебного акта по данному требованию истца, ответчик вправе самостоятельно выбрать способ проведения очистки лесосеки из тех способов, которые предусмотрены указанными положениями Правил N 1614.
Иных аргументированных возражений на судебный акт в части обязания провести очистку мест рубки от порубочных остатков апелляционная жалоба не содержит.
Возражая против требования Министерства об обязании Общества убрать заготовленную древесину (сортименты), податель жалобы заявил об отсутствии у него обязанности по ее вывозу с лесного участка, поскольку Общество не является собственником заготовленной древесины (сортиментов) и не вправе ей распоряжаться.
Указанный довод отклонен апелляционным судом с учетом следующего.
Как пояснил представитель Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.08.2024, исковое требование об обязании убрать сортименты не предполагает намерение Министерства возложить на Общество обязанность по вывозу заготовленной древесины (сортиментов) с территории спорного лесного участка, о чем истец заявлял также и в суде первой инстанции. Из пояснений представителя истца следует, что, заявляя соответствующее требование, Министерство фактически имело в виду необходимость убрать сортименты определенным образом (складировать) как того требуют нормы лесного законодательства.
Вопреки позиции подателя жалобы, из мотивировочной части обжалуемого судебного акта не следует, что суд первой инстанции воспринял данное требование истца в иной трактовке по сравнению с той, которая указана представителем Министерства, и рассмотрел по существу другое требование. Напротив, в мотивировочной части решения суд, анализируя правомерность требования истца об обязании убрать сортименты, пришел к выводу, что Обществом, на которое возложена обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии и по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, не представлено доказательств соблюдения нормативно установленных правил хранения древесины на лесном участке (статьи 9, 65 АПК РФ). Исследовав приложенные к актам осмотра лесного участка фотоматериалы, суд установил, что сортименты расположены на лесном участке хаотично, в отсутствие необходимого складирования, в необработанном виде.
Как отметил суд первой инстанции, ввиду отсутствия с 2022 года надлежащей обработки древесины и несоблюдения условий ее хранения возрастают риски, связанные как с утратой стоимости этой древесины, так и с возникновением пожара на лесном участке, что повлечет причинение вреда лесному фонду и его собственнику.
Таким образом, из содержания мотивировочной части обжалуемого решения однозначно следует, что предметом рассмотрения в суде первой инстанции являлось именно требование об обязании ответчика обеспечить надлежащие условия хранения заготовленной древесины (сортиментов) на арендованном лесном участке.
Соответствующие требования к хранению сортиментов установлены пунктами 29, 30, 31 Правил N 1614. В частности, пунктом 31 названных Правил предусмотрено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
На основании изложенного довод ответчика об отсутствии у него обязанности вывезти сортименты с лесного участка не принят апелляционным судом во внимание как не имеющий в данном случае (с учетом предмета исковых требований) правового значения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Министерством требования.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили исчерпывающую правовую оценку. Оснований для иных выводов апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с изложенным у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2024 по делу N А26-8661/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8661/2023
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Лахденпохское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "Россети Северо-Запад"
Третье лицо: ООО "Электрокомплект", ПАО "Россети Северо- Запад"