г. Владивосток |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А51-5637/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р. Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс",
апелляционное производство N 05АП-4623/2024
на решение от 01.07.2024
судьи Нестеренко Л.П.
по делу N А51-5637/2024 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (ИНН 5406755347, ОГРН 1135476122231)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным и отмене решения от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003123;
при участии в заседании:
от Владивостокской таможни: представитель Цветков В.С. по доверенности от 24.04.2024, сроком действия до 25.05.2025, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0802), паспорт;
от ООО "Астра Плюс": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (далее - заявитель, общество, ООО "Астра Плюс") обратилось в суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003123.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.07.2024 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Астра Плюс" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара.
Так, заявитель утверждает, что выбранная им классификация товара основана на информации от производителя, содержащейся как в письмах и каталоге с описанием назначения товара и его характеристик, так и в Сертификате происхождения товара, в котором производитель прямо указывает субпозицию 4011 80, на сравнении соответствия спорных шин требованиям национальных стандартов России, на данных полученных от лиц, эксплуатирующих шины.
Общество поясняет, что TP ТС 018/2011 и Правила ЕЭК ООН N 54 распространяются на товары, характеристики которых не совпадают с фактическими характеристиками спорных шин. По мнению апеллянта, суд первой инстанции проигнорировал данное обстоятельство и, сославшись на указанные документы, сделал необоснованные выводы о характеристиках товара.
Апеллянт настаивает на том, что спорные шины в полной мере не соответствуют ни одному из ГОСТов 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин" и 52899-2007 "Шины пневматический для грузовых механических транспортных средств и прицепов". Также, помимо отсутствия какой-либо информации о товаре, предусмотренной национальными стандартами, по мнению общества, усматривается прямое противоречие между характеристиками товара и нормами ГОСТа в части требования ГОСТ 52899-2007 о предельной скорости - шины TECHKING SUPER ETOT предназначены для эксплуатации на скорости до 50 км/ч, в то время как указанный ГОСТ не применим к шинам со скоростями до 80 км/ч. Судом первой инстанции данное обстоятельство оставлено без внимания.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Астра Плюс" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и подало во Владивостокском таможенном посту (центре электронного декларирования) Владивостокской таможни таможенную декларацию N 10702070/200222/3067451, в которой в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар "шины пневматические, резиновые, новые, с рисунком протектора отличным "в ёлочку", для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования. посадочный диаметр: 22,5 дюйма, ширина шины 312 мм, внешний диаметр 1090 мм, индекс скорости "B". Без упаковки: шины 315/80R22.5 164/160B E3 производитель TECHKING TIRES LIMITED Тов.знак не обозначен, марка TECHKING Модель Super ETOT количество 218 шт.".
В графе 33 ДТ в отношении указанного товара декларантом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза ("Шины и покрышки пневматические резиновые новые: -для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %, НДС - 20%).
22.12.2023 Владивостокской таможней проведена проверка документов и сведений, оформленная актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10702000/210/221223/А003636.
По результатам данной проверки таможней принято решение от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003123 о классификации товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/200222/3067451 в подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита -принятое таможенным органом любого государства - члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
В силу положений статей 20, 50, 52 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В силу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемая Комиссией.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случаях выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. При этом согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 15 Закона N 289-ФЗ решение о классификации товара должно содержать обоснование решения о классификации товара, включая причины, послужившие основанием для принятия такого решения.
Решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации (пункт 3 статьи 15 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (г. Брюссель) классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система, ГС), осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
В приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется по ТН ВЭД ЕАЭС на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ). Согласно пунктам 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим Описанием.
Классификация товара внутри товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствий с ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми; также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения N 522), затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям - в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения N 522).
Следовательно, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.
Анализ приведенных правовых норм, указывает на то, что при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции указанной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара.
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Согласно абзацу 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В рамках применения ОПИ 1 и таможня, и заявитель определили одинаковую товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, спора между сторонами в части товарной позиции нет. Между тем, при определении товарной субпозиции на основании применении ОПИ 6, у сторон возникли разногласия.
Товарная позиция 4011 группы 40 "Каучук, резина и изделия из них" включает следующие субпозиции:
- 4011 10 000 "- для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили):", которые далее делятся по посадочному диаметру;
- 4011 20 "- для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов:", которые далее делятся по индексу нагрузки;
- 4011 30 000 0 "- для использования на воздушных судах";
- 4011 40 000 0 "- для мотоциклов";
- 4011 50 000 "- для велосипедов:";
- 4011 70 000 0 "- для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин";
- 4011 80 000 0 "- для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности";
- 4011 90 000 0 "- прочие".
Согласно Пояснениям к коду 4011 ТН ВЭД ЕАЭС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.
Товарная субпозиция 4011 20, избранная таможенным органом, включает в себя "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
Товарная позиция 4011 80 000 0, избранная декларантом, включает "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Следовательно, для правильной классификации спорного товара необходимо установить область применения шин - для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Для того, чтобы рассматривать все последующие субпозиции товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС при классификации спорного товара, необходимо установить невозможность его классификации в предыдущих субпозициях.
Иными словами, для рассмотрения возможности классификации товара в субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо установить невозможность классификации его в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товарная позиция 8704 ТН ВЭД ЕАЭС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" включает, в том числе, автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (8704 10), а также прочие, в том числе, с полной массой от не более 5 тн до более 20 тн.
Поскольку транспортные средства для перевозки грузов включаются в товарную позицию 8704, следовательно, они не могут быть отнесены к иным транспортным средствам и машинам товарных позиций группы 84.
Таким образом, к транспортным средствам для перевозки грузов относятся все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от условий использования - по дорогам общего пользования, в условиях бездорожья, в смешанных условиях.
Следовательно, условия использования шин - по дорогам общего пользования ("ON ROAD") или по бездорожью ("OFF ROAD") - не являются классификационным признаком для целей таможенной классификации.
В целях установления идентификационных характеристик товара в адрес ООО "Астра Плюс" направлено письмо Владивостокской таможни от 29.09.2023 N 07-01-23/36957 "О предоставлении документов и (или) сведений".
Вместе с тем, при таможенном декларировании обществом не представлены документы, подтверждающие тип машин, с которыми используются ввозимые товары.
Анализ сведений, содержащихся на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru, показал, что в отношении товаров "компоненты транспортных средств: шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей торговой марки "TECHKING" ООО "Драйв" получен сертификат соответствия N ЕАЭС KG417/024.CN.02.00825 сроком действия с 18.10.2021 по 17.10.2023. В соответствии с сертификатом наименованием продукции: "шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей".
Согласно сведениям, содержащимся в сертификате соответствия, шины модели "SUPER ЕТОТ" размер 315/80R22.5, индекс нагрузки 164/160, соответствуют требованиям Технического регламента TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Пункт 2 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относит: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1, согласно которому в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N 1, N 2, N 3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе, специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, автолесовозы, автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, пожарные автомобили, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как щины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
При этом, согласно подпунктам 1, 7 пункта 3, пункту 4 раздела 1 TP ТС 018/2011 действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч, на внедорожные большегрузные транспортные средства, а также на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 8 пункта 3 настоящего технического регламента (раздела 1 TP ТС 018/2011).
В сертификате соответствия N KG417/024.CN.02.00825 в строке "выдан на основании" имеется ссылка на сообщение об официальном утверждении типа шин "E4-54R-0028633", выданного Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов.
Согласно пункту 1 Правил ЕЭК ООН N 54 данные Правила распространяются на шины, предназначенные для транспортных средств категорий М3, N3, 03, 04, обозначенных индексами категории скорости не менее 80 км/час и с индексом несущей способности более 121 (с учётом последующих поправок), то есть и на шины для грузового транспорта.
Правилами ЕЭК ООН N 54 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН N 54) предусмотрено, что тип пневматической шины - это категория пневматических шин, не имеющих между собой существенных различий, в частности в отношении следующих характеристик: предприятие-изготовитель; обозначение размера шины; категория использования (нормальная, специальная, зимняя); конструкция (диагональная, радиальная); категория скорости; индекс несущей способности; поперечное сечение шины (подпункт 2.1).
Согласно подпунктам 5.4, 5.4.1, 5.4.2 Правил ЕЭК ООН N 54 на каждой шине, соответствующей типу пневматической шины, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из: круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение <*> (сноска <*>: 4 - Нидерланды), и номера официального утверждения.
Приложение N 2 (обязательное) к Правилам ЕЭК ООН N 54 приводит пример схемы знака официального утверждения, согласно которому знак "Е4 в круге" указывает, что этот тип шины официально утвержден в Нидерландах.
Таким образом, знак "Е4 в круге" является знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий МЗ, N3, 03, 04, то есть, в том числе, шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).
Вопреки доводу заявителя о наличии маркировки на шинах "Е3" и отсутствие маркировки "Е4" в рассматриваемом контексте не имеет правового значения, поскольку данная маркировка выступает знаком официального утверждения страны и отличительный номер меняется в зависимости от страны, предоставившей официальное утверждение.
Следует отметить, что положения TP ТС 018/2011 и Правил ЕЭК ООН N 54 не распространяются ни на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, ни на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
При этом, прекращение действия сертификата соответствия на момент таможенной проверки и вынесения решения в рассматриваемом случае не исключает сам факт сертификации шин в качестве грузовых и данный документ имеет техническое значение, что не может не рассматриваться в рамках разрешения спорного вопроса.
В своих доводах общество указывает, что из каталога производителя шин "TECHKING TIRES LIMITED" следует, что на спорную модель шин нанесена маркировка "POR" и означает Professional Off Road, что подразумевает их использование на специальной технике по бездорожью.
Вместе с тем, использование шин на специальной технике никоим образом не подтверждает их исключительное применение на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле и промышленности и не исключает их использование на транспортных средствах для перевозки грузов (например, карьерный самосвал БелАЗ предназначен для перевозки грузов и является спецтехникой).
Из представленных в материалы дела писем производителя также не следует определенного вывода о том, что спорные шины используются исключительно на специализированной технике, которая не имеет возможности передвигаться по дорогам общего пользования.
Кроме того, в материалы дела представлено заключение таможенного эксперта от 23.03.2022 N 12410007/0005126 в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10702070/200222/3067451, из которого следует, что объектом исследования являются радиальные, пневматические шины марки TECHKING, модели SUPER ЕТОТ, размер -315/80R22.5, индекс несущей способности - 164/160, символ скорости - В (до 50 км/ч), OFF THE ROAD, Е3, 22 PR, POR. Индексы нагрузки образцов товара - 164/160, соответствуют (нагрузке на одинарную шину/на сдвоенную шину) значениям (согласно маркировке на образцах) 5000/4500 кг. Представленные на исследование образцы товара являются радиальными, пневматическими, среднегабаритными шинами марки TECHKING, модели SUPER ЕТОТ, размерами 315/80R22.5, без следов эксплуатации (новыми).
По результатам анализа маркировки экспертом было установлено:
- маркировка "ЕЗ" не соответствует маркировке, наносимой по ГОСТ 8430-2003;
- размер исследуемого образца отсутствует в ГОСТ 8430-2003;
- размер исследуемого образца указан в ГОСТ Р 52899-2007, действующего в отношении транспортных средств для перевозки грузов;
- маркировка CYCLIC отсутствует;
- маркировка UNDER GROUND (предназначенные для эксплуатации в шахтах) отсутствует;
- маркировка ML (предназначенные для добычи полезных ископаемых) отсутствует;
- маркировка МРТ отсутствует.
Указанное экспертное заключение составлено уполномоченным лицом, экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, заключение эксперта не допускает двусмысленного толкования, оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов, предупрежденных об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется, в связи с чем указанное экспертное заключение является не только документом, подтверждающим фактические сведения о спорных товарах, но и надлежащим доказательством по делу (статьи 68, 71 АПК РФ, статьи 26.1, 26.2 КоАП РФ).
Как установлено пунктом 5.4.1. ГОСТ 26585-2003. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей. Технические условия (введен приказом Ростехрегулирования от 19.10.2004 N 36-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта"), на шины пневматические для карьерной техники, должны быть, помимо прочего, нанесено обозначение "CYCLIC" - на шины, предназначенные для эксплуатации на машинах, работающих в цикличном режиме.
Применительно к возможности использования в рассматриваемом случае ГОСТов коллегия отмечает, что таможенное законодательство регулирует отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Между тем, те вопросы, которые не входят в названную сферу, регулируются нормами иных отраслей права, в том числе законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, что согласуется с положениями статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, применение положений ГОСТов и технических регламентов не противоречит действующим международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, принимая во внимание изложенные обстоятельства, коллегия приходит к выводу о том, что технико-эксплуатационные характеристики спорных шин и имеющиеся на них маркировочные обозначения обусловливают эксплуатацию данных шин на транспортных средствах для перевозки грузов, что указывает на отсутствие исключительной области применения шин, обозначенной в тексте субпозиции 4011 80 000 0, выбранной декларантом.
Соответственно, у таможни имелись основания для принятия решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 25.12.2023.
Таким образом, оспариваемое решение о классификации товара не могло нарушить права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, поскольку реализация предусмотренной статьей 20 ТК ЕАЭС, статьи 15 Закона N 289-ФЗ процедуры классификации товара таможенным органом, поставлена в зависимость от соблюдения обществом установленных названными нормами требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.07.2024 по делу N А51-5637/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5637/2024
Истец: ООО "АСТРА ПЛЮС"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ