22 августа 2024 г. |
А43-38731/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдан О.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2024
по делу N А43-38731/2023,
принятое по заявлению саморегулируемой организации Союза "Строители Приволжья" (ОГРН1095200001830, ИНН 5257109369) о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.11.2023 N РП-311-118-о/23/П/08,
при участии в судебном заседании представителей:
саморегулируемой организации Союза "Строители Приволжья" - директора Максимова С.А, на основании паспорта гражданина РФ и выписки из ЕГРЮЛ, Маслова А.А. по доверенности от 09.01.2024 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
и установил:
саморегулируемая организация Союз "Строители Приволжья" (далее - СРО Союз "Строители Приволжья", Организация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, Волжско-Окское Управление Ростехнадзора, надзорный орган) от 03.11.2023 N РП-311-118-о/23/П/08 об устранении нарушений.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2024 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным. Одновременно суд взыскал с Управления в пользу Общества судебные расходы в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Управление настаивает, что у него имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку основные принципы включения сведений в реестр членов саморегулируемой организации сохранились независимо от произошедших изменений в законодательстве; в рассматриваемом деле дела членов Организации не являются единственным источником платежных поручений, подтверждающих взносы в компенсационный фонд. Первоисточником формирования единого реестра членов саморегулируемых организаций являются СРО, что подразумевает взаимодействие с Национальными объединениями саморегулируемых организаций.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу СРО Союз "Строители Приволжья" указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Организации поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в 2009 году в состав членов СРО Союз "Строители Приволжья" приняты следующие организации:
- ООО "Иста" (ИНН 5260112883) - на основании протокола Совета от 29.12.2009 N 6/09, дата уплаты взноса в компенсационный фонд 07.12.2009;
- ООО "Техинвест" (ИНН 4345120377) - на основании протокола Совета от 23.10.2009 N 1/09, дата уплаты взноса в компенсационный фонд 16.11.2009;
- ООО "Теплосантехкомплекс" (ИНН 5244016815) - на основании протокола Совета от 29.10.2009 N 6/09, дата уплаты взноса в компенсационный фонд 18.11.2009;
- ООО "Строительная компания "Лагуна" (ИНН 5262118866) - на основании протокола Совета от 23.10.2009 N 1/09, дата уплаты взноса в компенсационный фонд 17.11.2009;
- ООО "НикоСтрой" (ИНН 3720002166) - на основании протокола Совета от 29.12.2009 N 6/09), дата уплаты взноса в компенсационный фонд 04.12.2009;
- ООО "Парадиз" (ИНН 5239009523) - на основании протокола Совета от 01.12.2009 N 4/09), дата уплаты взноса в компенсационный фонд 02.12.2009.
Членство указанных организаций в СРО Союз "Строители Приволжья" прекращено в 2010 году на основании пункта 1 части 1 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации ввиду подачи заявлений о добровольном выходе.
ООО "Иста", ООО "Техинвест" исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица 20.02.2014, 11.04.2016.
ООО "Парадиз", ООО "Строительная компания "Лагуна" ликвидированы 11.04.2014, 18.08.2016.
ООО "НикоСтрой" находится в процедуре банкротства с 14.08.2019.
На основании распоряжения от 04.04.2023 N РП-311-30-о Волжско-Окское Управление Ростехнадзора провело в отношении СРО Союз "Строители Приволжья" плановую выездную проверку в рамках государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изыскания, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В ходе проверочных мероприятий надзорный орган установил и отразил в акте от 22.05.2023 N РП-311-30-о/23/А/08, что согласно сведениям, содержащимся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее - единый реестр) на официальном сайте Ассоциации "Общероссийская негосударственная коммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - НОСТРОЙ), по состоянию на 20.04.2023 общее количество членов СРО Союз "Строители Приволжья" составило 1264 члена, из которых 522 - действующих членов и 742- исключенных членов.
При этом в едином реестре отсутствуют сведения об организациях, исключенных из членов СРО Союз "Строители Приволжья":
- ООО "Иста" (ИНН 5260112883) исключено на основании протокола Совета от 16.08.2010 N 57;
- ООО "Техинвест" (ИНН 4345120377) исключено на основании протокола Совета от 15.10.2010 N 67);
- ООО "Теплосантехкомплекс" (ИНН 5244016815) исключено на основании протокола Совета от 29.10.2010 N 68);
- ООО "Строительная компания "Лагуна" (ИНН 5262118866) исключено на основании протокола Совета от 15.10.2010 N 67);
- ООО "НикоСтрой" (ИНН 3720002166) исключено на основании протокола Совета от 28.12.2010 N 75);
- ООО "Парадиз" (ИНН 5239009523 исключено на основании протокола Совета от 12.11.2010 N 69).
Управление посчитало СРО Союз "Строители Приволжья" нарушившей положения части 1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для выдачи СРО Союз "Строители Приволжья" предписания от 22.05.2023 N РП-311-30-о/23/П/08 со сроком устранения нарушений до 20.07.2023 (пункт 5 предписания).
Организация не оспаривала данное предписание Управления.
На основании распоряжения от 12.10.2023 N РП-311-118-о Волжско-Окское Управление Ростехнадзора провело в отношении СРО Союз "Строители Приволжья" внеплановую документарную проверку на предмет проверки исполнения пунктов 1-6 предписания от 22.05.2023 N РП-311-30-о/23/П/08, в процессе которой установлено, что СРО Союз "Строители Приволжья" не исполнило пункт 5 предписания от 22.05.2023 N РП-311-30-о/23/П/08.
По результатам проверки Управление выдало новое предписание от 03.11.2023 N РП-311-118-о/23/П/08 о необходимости в срок до 31.12.2023 предпринять меры к внесению в единый реестр сведений об исключенных членах ООО "Иста", ООО "Техинвест", ООО "Теплосантехкомплекс", ООО "Строительная компания "Лагуна", ООО "НикоСтрой", ООО "Парадиз".
Не согласившись с данным предписанием, СРО Союз "Строители Приволжья" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 55.6, 55.13, 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 N 945 и исходил из того, что Волжско-Окское Управление Ростехнадзора не доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В пункте 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ указано, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении различных видов государственного контроля (надзора), в том числе государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1202 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций.
Федеральный государственный надзор в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетического обследования осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 5.3.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор осуществляет полномочия, в том числе по проведению проверок (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4 указанного постановления Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Действовавшие в 2009 - 2010 годах нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривали порядок приема в члены саморегулируемой организации и обязанность саморегулируемых организаций по ведению реестра членов саморегулируемой организации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Часть 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержала перечень документов, предоставляемых в целях приема в члены саморегулируемой организации.
Согласно части 4 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не позднее, чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 настоящей статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.
В силу части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Часть 2 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в реестре членов саморегулируемой организации в отношении каждого ее члена должны содержаться следующие сведения: 1) идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование юридического лица, его адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства; 2) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске; 3) сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о выдаче данного свидетельства. В день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о принятом решении.
Согласно части 3.1 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении действия выданного такому члену свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о прекращении действия данного свидетельства.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 327-ФЗ в нормы Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2017.
В частности, статья 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена частями 15 и 16, предусматривающими обязанность саморегулируемой организации вести дело члена саморегулируемой организации в отношении каждого лица, принятого в члены саморегулируемой организации. В состав такого дела подлежат включению, в том числе, документы об уплате взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации. Также установлена обязанность саморегулируемой организации постоянно хранить дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в саморегулируемой организации. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций дела членов саморегулируемой организации, а также дела лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций.
Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ в нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся ведения реестра членов саморегулируемых организаций, внесены изменения, и статья 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции.
Данные изменения вступили в силу с 02.09.2022.
Так, частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемых организаций вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Полномочия по формированию и ведению единого реестра членов саморегулируемых организаций отнесены к компетенции соответствующих Национальных объединений саморегулируемых организаций, которые являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза) (части 1, 3 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений" (далее - Постановление N 945).
В состав сведений единого реестра подлежит включению информация о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права выполнять определенные виды работ, об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, определяемый в соответствии с частью 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации фактический совокупный размер обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов.
В соответствии с пунктом 2 в состав единого реестра подлежит включению информация о наличии у члена саморегулируемой организации документов, подтверждающих его право на выполнение работ, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть документов, подтверждающих размер уплаченного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, размер страховой суммы по договору о страховании риска ответственности за нарушение членом саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов), дате уплаты взноса (дополнительного взноса) в такой фонд саморегулируемой организации, дата приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства).
Постановлением N 945 утверждены также Правила формирования и ведения единого реестра, которыми предусмотрено, что единый реестр формируется и ведется в электронном виде и включает сведения о членах саморегулируемой организации и лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, предусмотренные составом сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил единый реестр состоит из последовательно заполняемых разделов, каждый из которых идентифицируется реестровым номером, присваиваемым при открытии раздела и внесении в раздел первой записи, и содержит сведения об одном члене саморегулируемой организации.
Каждая запись, внесенная в единый реестр (при открытии раздела, внесении изменений в раздел, закрытии раздела), содержит дату и основание совершения такой записи (реквизиты документа, на основании которого вносится запись).
Согласно пункту 8 Правил при исключении сведений о члене саморегулируемой организации из реестра членов саморегулируемой организации, который в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана вести в составе единого реестра (далее - реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра), соответствующий раздел, содержащий сведения о нем, закрывается, а его реестровый номер сохраняется.
Таким образом, нормативным регулированием, действовавшим до 2022 года, было предусмотрено ведение реестра членов СРО непосредственно СРО путем указания в нем наименования соответствующего члена Организации, а также сведений о выданных ему свидетельствах о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а в случае выхода из членов СРО - сведений о прекращении действия выданных свидетельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат положений о действии во времени норм названного Кодекса.
Вместе с тем, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральные законы от 03.07.2016 N 327-ФЗ и от 30.12.2021 N 447-ФЗ, внесшие изменения в нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации о порядке ведения дел членов СРО, а также о порядке включения сведений о них в единый реестр членов СРО, не указывают на возможность их применения к правоотношениям, возникшим до вступления их в силу. Соответственно, названные законы не распространяются на отношения, возникшие и прекратившиеся до их вступления в силу (2009 - 2010 годы).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у Управления не имелось правовых оснований для выдачи Обществу предписания от 03.11.2023 N РП-311-118-о/23/П/08.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, но не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявление СРО Союз "Строители Приволжья".
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные СРО Союз "Строители Приволжья" требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с надзорного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2024 по делу N А43-38731/2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.05.2024 по делу N А43-38731/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38731/2023
Истец: Саморегулируемая организация Союз Строители Приволжья
Ответчик: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Саморегулируемая организация Союз "Строители Приволжья"