г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2024 г. |
Дело N А42-1421/2024 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16927/2024) АО "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.04.2024 по делу N А42-1421/2024, принятое
по заявлению акционерного общества "Ситиматик"
к Административной комиссии Ленинского административного округа городского округа город-герой Мурманск
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - региональный оператор, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа городского округа город-герой Мурманск (далее - Комиссия, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 13.02.2024 N 54 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" в виде наложения административного штрафа в сумме 10000 руб. за нарушение 01.01.2024 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утверждённых Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N40-712, по причине необеспечения сбора и транспортирования твёрдых коммунальных отходов в виде переполненных контейнеров, загрязнённой территории рядом с контейнерной площадкой, расположенной в районе многоквартирного дома N 16 по улице Аскольдовцев города Мурманска, и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 26.04.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. В части прекращения производства по административному делу производство по делу N А42-1421/2024 прекращено.
Не согласившись с решением суда, АО "Ситиматик" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что является необоснованным вывод суда о том, что региональным оператором допущена несвоевременность вывоза ТКО. Административным органом ошибочно установлено лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 01.01.2024 в 17 час.47 мин. должностным лицом Отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Ленинского административного округа администрации города Мурманска (далее - Отдел) в ходе обследования территории с применением средств фотофиксации произведён осмотр контейнерной площадки (далее - КП), расположенной в районе многоквартирного дома (далее - МКД) N 16 по улице Аскольдовцев города Мурманска.
В ходе данного мероприятия установлено нарушение пунктов 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства; выявлено перенакопление ТКО в контейнерах в виде бытовых отходов; своевременный вывоз ТКО не произведён; вследствие чего КП и прилегающая к ней территория захламлена.
Результаты осмотра отражены в докладной записке (л.д.46) с приложенной к ней фототаблице (л.д.47).
Усмотрев в действиях регионального оператора нарушение пунктов 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства, в отношении последнего составлен протокол от 30.01.2024 N 17 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, который (протокол) был направлен в Комиссию для рассмотрения (л.д.27).
Рассмотрев материалы дела N 54/25-07-02 об административном правонарушении, Комиссия постановлением от 13.02.2024 привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, наложив на Общество штраф в сумме 10000 руб. (л.д.4, 5).
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом в Примечании к названной статье под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В рамках приведенных норм федерального законодателя соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 2.73 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.
Понятие контейнерной площадки дано в пункте 5.2.14.1 Правил благоустройства.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил благоустройства контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
При этом, в силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
В силу пункта 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области" КП, расположенная по адресу: ул.Аскольдовцев, д.16, г.Мурманск, предназначена для сбора отходов, в том числе от указанного МКД.
Организацией, участвующей в обслуживании жилищного фонда города Мурманска, является Общество как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
При этом в силу пункта 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом вышеизложенных норм, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно материалам дела, 01.01.2024 Общество не обеспечило своевременный вывоз ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: ул.Аскольдовцев, д.16, г.Мурманск, допустив тем самым её захламление. Поскольку на Общество возложены обязанности регионального оператора по обращению с отходами, Общество, как организация обеспечивающая оказание социально-значимых услуг, обязано исполнять соответствующее обязательство, не допуская при его исполнении нарушение норм действующего законодательства, в том числе Правил благоустройства и графика вывоза ТКО, в связи с чем доводы регионального оператора о поломке мусоровоза, об отсутствии свободного доступа из-за припаркованного автотранспорта и увеличении объема ТКО в связи с новогодними праздниками судом первой инстанции правомерно отклонены.
Факт нарушения Обществом вышеназванных норм и правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях акционерного общества "Ситиматик" состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд первой инстанции также правомерно не установил нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Требование Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не соответствует положениям части 1 статьи 208 и части 2 статьи 211 АПК РФ, согласно которой в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования арбитражный суд не наделен полномочием на прекращение производства по административному делу.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26 апреля 2024 года по делу N А42-1421/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1421/2024
Истец: АО "СИТИМАТИК", АО Мурманский ф-л "Ситиматик"
Ответчик: Административная комиссия Ленинского административного округа МО г.Мурманска
Третье лицо: Кривенцова Людмила Романовна