г. Москва |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А40-288845/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Власенковой Н.Ю.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2024 по делу N А40-288845/23
по заявлению Власенковой Н.Ю.; Довгань И.Д.; Овчинникова О.И.; Чернышева Ф.Д.
к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ,
третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 35 ПО Г. МОСКВЕ,
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителей: |
не явились, извещены; |
от заинтересованного лица: |
Накутная О.В. по доверенности от 26.04.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2024 по делу N А40-288845/23 оставлено без удовлетворения заявление физических лиц о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве (далее - налоговый орган) по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Потребительского Автостояночного кооператива "АСК-1539" (далее - кооператив), о признании незаконным решения налогового органа от 11.05.2007 N 16839 о предстоящем исключении кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц, о возложении обязанности на налоговый орган восстановить кооператив в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующее юридическое лицо, об обжалования записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 01.09.2007 за государственным регистрационным номером 2077759656456 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении налоговым органом кооператива.
Не согласившись с решением суда, физические лица обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят решение суда отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель налогового органа поддержал решение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч.ч.3, 5 ст.156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в делу лиц, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Оспариваемые решения налогового органа приняты в порядке ст.21.1. Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.21.1. Закон N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу п.2 ст.21.1. Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
Согласно справке налогового органа от 16.03.2007 N 2756-С на дату 09.03.2007 у кооператива отсутствовало движение денежных средств по банковскому счету в течение последних 12 месяцев.
Согласно справке налогового органа от 16.03.2007 N 2756-О кооператив не представлял отчетность в течение последних 12 месяцев.
Отсутствие движения денежных средств по банковскому счету и не представление отчетности позволило налоговому органу принять решения о предстоящем исключении кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц, об исключении кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц.
Между тем, налоговым органом не учтено следующее.
Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является потребительский кооператив, разновидностью которого выступает гаражный кооператив (автостояночный кооператив). Как следует из пункта 3 статьи 50, статей 123.1 и 123.2 ГК РФ, потребительский кооператив создается в целях удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В соответствии с пунктом 4 статьи 218 данного Кодекса член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Правовое положение гаражного кооператива, права и обязанности его членов непосредственно Конституцией Российской Федерации не определяются. Они устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом СССР от 26 мая 1988 года N 8998-XI "О кооперации в СССР", который может применяться ограниченно - в части, не противоречащей нормам российского законодательства. Между тем ни Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" правовой статус гаражного кооператива не регулируется.
Будучи некоммерческой корпоративной организацией, гаражный кооператив является, согласно пункту 4 статьи 123.1 ГК Российской Федерации, собственником своего имущества и в соответствии с положениями главы 4 данного Кодекса, в частности ее параграфа 1, может открывать расчетный и иные счета в банках, иметь печати и штампы, совершать от своего имени любые сделки, не запрещенные законом, для достижения своих уставных целей, приобретать имущественные и неимущественные права. При этом он отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не несет ответственности по обязательствам своих членов. Его члены, в свою очередь, солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса, что предусмотрено пунктом 2 статьи 123.3 данного Кодекса.
Как и другие некоммерческие корпоративные организации, гаражные кооперативы не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК Российской Федерации). Гаражный кооператив, созданный для удовлетворения потребностей в создании и эксплуатации гаражей, а также для управления имуществом общего пользования, обеспечивает содержание гаражной инфраструктуры и предоставление его членам коммунальных услуг, необходимых для эксплуатации гаражей (электро-, водоснабжение и пр.), и осуществляет свою деятельность за счет имущественных (паевых и иных) взносов его членов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65.1 ГК Российской Федерации в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Кооперативные права и обязанности участников (в том числе членов гаражного кооператива) сохраняются до прекращения юридического лица - до внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.
Гаражный кооператив, действуя в гражданском обороте от собственного имени, но в интересах и, в экономическом смысле, за счет своих членов, выступает для них средством создания имущества и правовой формой управления им. Полезный эффект от этого своими действиями извлекают все члены кооператива вне зависимости от приобретения ими права собственности на отдельные гаражи. Причем федеральным законодательством не установлены какие-либо особые требования к таким кооперативам, в том числе к лицензированию их деятельности, и к лицам, осуществляющим функции их органов. Это также говорит о том, что такие кооперативы не могут рассматриваться как профессиональные участники гражданского оборота, а их органы - как состоящие из квалифицированных специалистов по корпоративному управлению. Обязанность участия в управлении гаражным кооперативом выступает для его членов вынужденным условием реализации их бытовых потребностей и исполняется по мере знаний и возможностей, присущих рядовым гражданам, - без свойственных подготовленному управленцу прогнозирования и минимизации рисков, сопряженных с хозяйственной деятельностью организации, включая риски прекращения ее деятельности по указанным в п.1 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ основаниям.
Для любой некоммерческой организации, а значит, и для гаражного кооператива регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно действующему законодательству регистрирующие органы не имеют полномочий уведомлять юридическое лицо, в том числе гаражный кооператив, о том, что ему грозит признание прекратившим деятельность на основании п.1 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, иначе как путем опубликования в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, своего решения о предстоящем его исключении из реестра. В такой ситуации они могут и не получить от фактически действующего кооператива (продолжающего предоставлять своим членам коммунальные услуги, необходимые для эксплуатации гаражей, и собирать имущественные взносы своих членов) своевременных возражений после опубликования сообщения о его предстоящем исключении из реестра, поскольку его члены - в отсутствие удобных способов информирования граждан о принятых регистрирующим органом решениях и не имея обыкновения знакомиться с касающимися, как правило, коммерческих организаций публикациями - не предвидят такой возможности. Даже в случае получения информации, подтверждающей, что деятельность кооператива продолжается, регистрирующие органы не вправе изменить решение об исключении юридического лица из реестра. Более того, они не вправе самостоятельно запрашивать у третьих лиц дополнительную информацию для установления факта прекращения кооперативом его уставной деятельности.
Вместе с тем регистрация в качестве юридического лица - обязательное условие легального существования некоммерческой организации, включая гаражный кооператив; без таковой его деятельность (в том числе обеспечение содержания имущества, требуемого для эксплуатации гаражей, и предоставление необходимых владельцам гаражей коммунальных услуг) становится невозможной. Главным негативным последствием прекращения деятельности гаражного кооператива путем его исключения из единого государственного реестра юридических лиц является утрата права на земельный участок, предоставленный ему под постройку гаражей (в части земель под не переданными в собственность граждан гаражами и земель общего пользования), что в дальнейшем может привести к сносу гаражей членов кооператива. При этом создание нового гаражного кооператива взамен исключенного из реестра не гарантирует восстановления утраченного права на земельный участок и возможности пользования гаражами.
Отсутствие у уполномоченных государственных органов обязанности информировать юридическое лицо о предстоящем исключении из реестра на основании рассматриваемых норм и эффективного механизма уведомления заинтересованных лиц об этом возлагает на членов гаражных кооперативов чрезмерные обязанности. Члены такого кооператива, заинтересованные в его сохранении как юридического лица, должны отслеживать информацию о том, представляет ли его исполнительный орган отчетность в налоговую инспекцию, осуществляются ли операции по его банковскому счету, и с этой целью - регулярно брать выписки из единого государственного реестра юридических лиц либо посещать сайты "Вестника государственной регистрации" и Федеральной налоговой службы для поиска публикаций о предстоящем прекращении деятельности организации, чтобы обжаловать соответствующие решения. Однако подобное поведение затруднительно и часто недостижимо для рядовых граждан. Тем самым на сегодняшний день отсутствует доступный для членов гаражного кооператива, эффективный и необременительный механизм получения сведений о предстоящем его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Поскольку гаражный кооператив представляет собой основанное на членстве добровольное объединение, как правило, именно граждан, то при его исключении из реестра пострадавшими и наиболее незащищенными становятся лица, которые не являются специалистами в сфере корпоративного управления. Стандарт должной осмотрительности, применяемый к ним в данном случае, явно завышен. Несвоевременное получение информации о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении кооператива из реестра и пропуск срока на предъявление заинтересованными лицами заявлений, предусмотренных п.3 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, не должны подвергать членов гаражного кооператива риску неблагоприятных последствий, связанных с прекращением его деятельности, даже в случае неправомерных действий его руководства и, следовательно, недостаточной заботливости членов кооператива при формировании его органов и при контроле за ними.
В соответствии с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 23 марта 2021 года N 305-ЭС20-16189) наличие признаков, названных в ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, само по себе не может быть безусловным основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и такое решение может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Эта правовая позиция в целях обеспечения единообразия судебной практики включена в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (пункт 24).
Вышеприведенные положения изложены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.12.2021 N 51-П.
То, что кооператив является фактически действующим юридическим лицом, что после принятии налоговым органом оспариваемых решений кооператив фактически продолжал действовать являются представленные в суд первой инстанции следующие доказательства: распоряжения Префекта Зеленоградского административного округа от 20.01.2004 N 78-рп, от 28.06.2005 N 630-рп, от 28.06.2006 N 677-рп, от 06.02.2009 N 133-РП о предоставлении кооперативу земельного участка, договоры краткосрочной аренды земельного участка от 05.02.2004, от 05.07.2005, от 30.06.2006, от 04.03.2009, справки к договорам аренды о состоянии финансово-лицевого счета, письмо Департамента городского имущества города Москвы в адрес кооператива от 23.07.2015, чеки-ордера Сбербанка об уплате арендной платы за землю за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, письмо ДГИ г.Москвы в адрес кооператива от 06.04.2015, уведомление Территориального объединения регулирования земплепользования Зеленоградского админстративного округа в адрес кооператива от 20.02.2003 N 10/162, кадастровый план земельного участка от 24.08.2006 с указанием в нем кооператива, протоколы собраний членов кооператива от 04.06.2006, от 02.04.2007, от 16.05.2008, от 20.04.2009, от 12.05.2011, от 20.05.2012, от 09.06.2013, от 12.05.2014, от 01.03.2015, от 25.05.2016, от 07.06.2017, от 26.05.2018, от 17.04.2019, от 14.05.2020, от 27.05.2021, от 01.06.2022, от 25.05.2023, от 15.09.2023, дополнительное соглашение к договору энергоснабжения от 01.01.2009, письма Мосэнергосбыт в адрес кооператива от 01.03.2018, счета Мосэнергосбыт в адрес кооператива от 30.06.2017, от 31.01.2019, акт сверки с Мосэнергосбыт от 30.11.2023.
Перечисленные доказательства налоговым органом не опровергнуты.
Следовательно, фактического прекращения деятельности кооператива не произошло.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для признания кооператива недействующим юридическим лицом, о незаконности оспариваемых решений налогового органа, о необходимости восстановления кооператива в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующего юридического лица.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Записи, внесенные в ЕГРЮЛ, имеют лишь правоподтверждающее значение и не являются по смыслу действующего законодательства правовыми актами, подлежащими обжалованию в судебном порядке, так как, в силу пункта 3 статьи 5 и статьи 11 Закона о государственной регистрации, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Правовая позиция по данному вопросу изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.01.2017 по делу N 305-ЭС16-10612.
При таких обстоятельствах подлежит прекращению производство по настоящему делу в части обжалования кооперативом записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 01.09.2007 за государственным регистрационным номером 2077759656456 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении налоговым органом кооператива.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, кооператив узнал, что сведения о нем исключены из ЕГРЮЛ из объявлений Управы района Крюково, размещенных в сентябре 2023 на стенах каждого машино-места.
Доказательства обратного налоговым органом не представлены.
Следовательно, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок кооперативом не пропущен.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2024 по делу N А40-288845/23 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Потребительского Автостояночного кооператива "АСК-1539" (ИНН 7735073512, ОГРН 1037735019508).
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве от 11.05.2007 N 16839 о предстоящем исключении недействующего юридического лица Потребительского Автостояночного кооператива "АСК-1539" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 46 по г.Москве восстановить Потребительский Автостояночный кооператив "АСК-1539" в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующее юридическое лицо.
Прекратить производство по делу в части обжалования записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 01.09.2007 за государственным регистрационным номером 2077759656456 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 46 по г. Москве юридического лица Потребительский Автостояночный кооператив "АСК-1539".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-288845/2023
Истец: Власенкова Наталья Юрьевна, Довгань Игорь Данилович, Овчинников Олег Игоревич, Чернышев Федор Дмитриевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 35 ПО Г. МОСКВЕ