23 августа 2024 г. |
Дело N А83-5889/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Архипенко А.М., Градовой О.Г., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя акционерного общества "Агропромстрой" - Северина А.Н., по доверенности от 21.06.2024 б/н, представлен диплом;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 апреля 2024 года по делу N А83-5889/2021, рассмотренному по заявлению акционерного общества "Агропромстрой" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе, Администрации города Алушты Республики Крым, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Агропромстрой" (далее - АО "Агропромстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган) от 03.12.2020 N 90/016/110/2020-1121, оформленного сообщением об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилые здания, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с/с Малореченский, Судакское шоссе, 19 км (далее - нежилые здания).
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 апреля 2024 года оспариваемое решение признано незаконным, на Госкомрегистр возложена обязанность повторно рассмотреть заявления общества N 90/016/110/2020-1138, 1129, 1128, 1125, 1122, 1121, 1154, 1149, 1146, 1132, 1144, 1141, 1134 без учета оснований, указанных в уведомлении от 03.12.2020 N 90/016/110/2020-1121.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Госкомрегистр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Судебный департамент в отзыве на апелляционную жалобу сообщил сведения относительно имущества, переданного в федеральную собственность.
Отзывы на апелляционную жалобу иными лицами, участвующими в деле, не представлены.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просил судебное решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, Судебный департамент просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, что в силу положений статьи 156, части 2 статьи 200, статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена апелляционной инстанцией по правилам статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.01.2020 АО "Агропромстрой", являющееся правопреемником ОАО "Агропромстрой", зарегистрированного 27.09.1996 по законодательству Украины, обратилось в Госкомрегистр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на нежилые здания: литеры И, Н, О, Ж, У, Ф, Ч, А, Б, В, Е, З, К, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с/с Малореченский, Судакское шоссе, 19 км, представив выданные свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 21.11.2005, выписку от 25.11.2005 о государственной регистрации права собственности, устав АО "Агропромстрой", справку о правопреемстве прав и обязанностей ранее зарегистрированного ОАО "Агропромстрой".
Госкомрегистром принято решение о приостановлении государственной регистрации права, поскольку не поступил ответ Минимущества Крыма на направленный в его адрес межведомственный запрос, не подтверждено правопреемство заявителя.
Письмом от 29.01.2020 N 3805/01-07/1 Минимущества Крыма в ответ на межведомственный запрос Госкомрегистра сообщило, что указанные здания в реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым не числятся; по распоряжению Совмина Крыма от 24.03.2017 N 313-р объекты базы отдыха "Эврика" (г. Алушта, Судакское шоссе) переданы из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность и закреплены на праве оперативного управления за Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Уведомлением Госкомрегистра от 03.02.2020 N 90/016/110/2020-1121 обществу отказано в государственной регистрации права собственности в связи с неустранением причин, по которым приостановлена государственная регистрация права, и наличием препятствий к проведению государственной регистрации, поскольку база отдыха "Эврика" (г. Алушта, Судакское шоссе) по распоряжению Совета министров Республики Крым от 24.03.2017 N 313-р передана из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность и закреплена на праве оперативного управления за Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации по изложенным в нем основаниям, поскольку принадлежащие на праве собственности обществу объекты недвижимости расположены в границах Малореченского сельского совета и не входят в состав базы отдыха "Эврика", территориально расположенной в границах Лучистовского сельского совета.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 27, пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; в частности, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ к основаниям для осуществления государственной регистрации прав отнесены акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно статье 12, части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым; до 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Подпунктом 5 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совмина Крыма N 264 от 11.08.2014, установлено, что свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, выданное в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации.
Как установлено судом, для осуществления государственной регистрации права обществом представлены выданные до 16.03.2014 свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, а также доказательства регистрации этого права по законодательству Украины. Возникшее ранее по законодательству Украины право собственности на здания и сооружения подтверждено ответами БТИ на межведомственный запрос Госкомрегистра.
Так, в ответе от 28.09.2021 N 16380 ГУП РК "Крым БТИ" сообщило регистрирующему органу, что в соответствии с данными инвентаризационного дела право собственности на здания и сооружения, расположенные по ул. Судакское шоссе 19 км, с/с Малореченский в г. Алушта, зарегистрировано в целом за ОАО "Агропромстрой" на основании свидетельства о праве собственности, выданного по решению исполнительного комитета Малореченского сельского совета от 30.09.2005 N 160. Право собственности на нежилые здания с хозяйственно-бытовыми строениями (база отдыха), расположенные в г. Алушта, пос. Семидворье, микрорайон "Эврика", 26 было зарегистрировано за государством в лице Национальной академии наук Украины (в оперативном управлении Национального научного центра "Харьковский физико-технический институт") на основании свидетельства о праве собственности, выданного по решению исполнительного комитета Лучистовского сельского совета от 25.12.2012 N 150.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.03.2017 N 313-р передан безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность единый имущественный комплекс базы отдыха "Эврика" в части недвижимого имущества согласно приложению 1.
Между тем, вопреки доводам жалобы судом установлено, что объекты общества не относятся к объектам базы "Эврика", расположенной в пос. Семидворье, Лучистовский сельский совет, расположены в ином населенном пункте иного муниципального образования - с. Солнечногорское, Малореченский сельский совет, что следует также из пояснений Администрации г. Алушты и не оспаривается заинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах суд сделал верный вывод о том, что неправильное толкование Госкомрегистром представленной на межведомственный запрос информации относительно объектов базы "Эврика", не относящихся к рассматриваемому имуществу, не является законным основанием для отказа обществу в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
На основании изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводов о несогласии с избранным судом в порядке статьи 201 АПК РФ способом устранения допущенного нарушения прав заявителя апелляционная жалоба не содержит, о таком несогласии общество также не заявляет, наоборот, считает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии апеллянта с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств. В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 апреля 2024 года по делу N А83-5889/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5889/2021
Истец: АО "АГРОПРОМСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Алушты Республики Крым, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе, Совет Министров Республики Крым, Судебный департамент при Верховном суде РФ