г. Москва |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А40-1232/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ассоциация Интериствест"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2024 по делу N А40-1232/24
по заявлению ООО "Ассоциация Интериствест" (ИНН 7735605615)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745),
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
о признании незаконным и отмене решение от 09.10.2023 N КУВД-001/2023-27692277/3 об отказе в государственной регистрации в кадастровом учете; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Елизаров А.Е. по доверенности от 15.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ассоциация Интериствест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, государственный регистратор, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным и отмене решение от 09.10.2023 N КУВД-001/2023-27692277/3 об отказе в государственной регистрации в кадастровом учете; о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в кадастровом учете, связанных с изменением площадных, объемных и конструктивных характеристик Нежилого здания по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская, д. 34, стр. 3, кадастровый номер 77:10:0007001:7594.
Решением суда от 27.05.2024 в удовлетворении заявления ООО "Ассоциация Интериствест" отказано.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что у заинтересованного лица существует корреспондирующая обязанность произвести государственный кадастровый учет изменившихся характеристик объекта недвижимого имущества. Ссылается, что решением суда по делу N А40-70469/2020-54-374 признано отсутствующим право Общества на объект площадью 613 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская, д.34, стр.3, не потому, что данный объект признан некапитальным, а потому, что изменились площадные и конструктивные характеристики объекта (уменьшилась площадь, демонтированы поврежденные в результате пожара стены и кровля). Никаких выводов относительно права собственности Общества на сохранившийся фундамент решение суда по делу N А40-70469/2020-54-374 не содержит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель Управления Росреестра по Москве поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Ассоциация Интериствест" являлось собственником недвижимого имущества - здания ангарного типа площадью 613 кв.м. по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская, д.34, стр.3, кадастровый номер 77:10:0007001:7594 (далее - нежилое здание).
В результате пожара, имевшего место 13.12.2010, были утрачены такие конструктивные элементы нежилого здания как кровля и стены, а так же изменилась площадь. При этом сохранился фундамент Нежилого здания.
Общество неоднократно обращалось с заявлением о государственном кадастровом учете изменений, связанных с изменением площадных и конструктивных характеристик нежилого здания, в чем неоднократно было отказано.
28.06.2023 общество в очередной раз обратилось в отдел государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Росреестра по Москве с заявлением N MFC-0555/2023-4548445-1 о государственном кадастровом учете изменений, связанных с изменением площадных и конструктивных характеристик нежилого здания. К заявлению были приложены необходимые кадастровые документы, составленные кадастровым инженером, в том числе сопроводительная записка, содержащая пояснения, с учетом предыдущих отказов.
Уведомлением от 09.10.2023 N КУВД-001/2023-27692277/3 в совершении регистрационных действий отказано.
Как следует из вышеуказанного уведомления, в совершении регистрационных действий отказано по причине того, что: представленный технический план не позволяет идентифицировать объект недвижимости, подлежащий кадастровому учету; не представлено заявление о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета.
ООО "Ассоциация Интериствест" не согласившись с указанным отказом, обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Полномочия Управления устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации недвижимости, Положением "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 23.01.2017 N П/0027 и иными законами и подзаконными
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п.п. 1, 3 и 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Согласно сведениям ЕГРН, спорный объект - одноэтажное нежилое здание, площадью 613,0 кв. м, год завершения строительства и год ввода в эксплуатацию - 1996, поставлено на учет 16.02.2017 г. (сформирован на основании подраздела I ЕГРП), расположенное на земельном участке с к.н. 77:10:0007001:152.
Спорный объект принадлежит на праве собственности ООО "Ассоциация Интериствест" (77-01/10-58/2004-313 от 28.02.2005 г.) имеет записи об ограничении прав и обременениях - запрещение регистрации: 77:10:0007001:7594-77/055/2023-27 от 14.07.2023 г.; 77:10:0007001:7594-77/055/2023-28 от 18.07.2023 г.; 77:10:0007001:7594-77/055/2023-29 от 23.08.2023 г.; 77:10:0007001:7594-77/055/2023-31 от 29.11.2023 г.; 77:10:0007001:7594-77/055/2023-32 от 12.12.2023 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев (носит заявительный характер), и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В силу требований п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 7.4 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации акт обследовани представляет документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и требования к подготовке акта обследования утверждены Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
Согласно п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является, в том числе технический план.
В соответствии со ст. 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Форма и требования к подготовке технического плана утверждены Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
В качестве документа, являющегося основанием для проведения учетных действий, был представлен Технический план здания от 18.06.2023 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади здания с кадастровым номером 77:10:0007001:7594.
В качестве документов, являющихся основанием для подготовки Технического плана, были использованы:
1) Решение арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 N А40-70469/20-54-374, орган, выдавший документ: Арбитражный суд города Москвы;
2) Договор долгосрочной аренды земельного участка от 28.09.2007 г. N М-10-033577, орган, выдавший документ: Департамент земельных ресурсов города Москвы;
3) Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 28.07.2015 г. N М-10-033577, орган, выдавший документ: Департамент земельных ресурсов города Москвы;
4) иные документы.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено следующее.
При сравнении графической части Технического плана и сведений ЕГРН выявлено изменение объекта в части демонтажа стен и указания сведений о фундаменте.
Кадастровый инженер в "Заключении кадастрового инженера" указывает, что "13.12.2010 года в результате пожара произошло частичное разрушение вышеуказанного здания, а именно разрушению подверглись стены и кровля. Полностью сохранился фундамент, т.е. изменению подверглись объемно-площадные характеристики объекта недвижимости, что требует внесения изменений в ЕГРН для их приведения в соответствие с фактическими обстоятельствами. В 2011 году на части сохранившегося фундамента было возведено легковозводимое сооружение из металлоконструкций и сэндвич-панелей".
В связи с чем, в представленном Техническом плане не представляется возможным идентифицировать спорный объект.
Согласно указанному решению признано отсутствующим зарегистрированное право собственности ООО "Ассоциация Интериствест" на спорный объект площадью 613 кв. м.
Кроме того, в решении Арбитражного суда от 02.04.2021 г. N А40-70469/20-54-374 также указано следующее: "ответчик (Заявитель по настоящему делу) в отзыве на исковое заявление и в заседании иск оспорил, указав, что <...> в результате пожара 13.12.2010 пострадали арочные металлические конструкции здания (строение 3), остался фундамент, с 2011 года ответчик восстанавливает металлические конструкции на существующем фундаменте, спорное строение, о сносе которого заявлено истцами, является восстановленным на старом фундаменте зданием, указывает, что восстановленное строение максимально приближено по характеристикам пострадавшего в пожаре здания, указывает, что в соответствии с техническим заключением NА22/08-20 от 08.09.2020 восстановление произведено с неразрывной привязкой к существующему фундаменту, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют".
Решением суда от 02.04.2021 г. N А40-70469/20-54-374 установлено также (абз. 2 стр. 8 Решения): "в соответствии с заключением эксперта (т.8 л.д.57-58) спорный объект, расположенный по адресу г. Москва, Зеленоград, ул. Заводская, д. 34, стр. 3, не является объектом капитального строительства. Поскольку строение не является объектом капитального строительства, основания для удовлетворения заявленных требований в части сноса указанного объекта (строения 3) отсутствуют".
В соответствии с ч. 20 ст. 70 Закона о регистрации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учету в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом (до 1 января 2017 года не подлежали государственному учету в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), записи о таких объектах и правах на них исключаются из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению лица, указанного в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в Едином государственном реестре недвижимости права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в части 2.1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 45 указанного Федерального закона.
Таким образом, ч. 20 ст. 70 Закона о регистрации установлен порядок исключения ошибочно внесенных сведений в ЕГРН.
Исключение ошибочно внесенных сведений в ЕГРН осуществляется на основании заявления (техническая/реестровая ошибка) и документов (обосновывающих ошибку), представленных в Управление от органа, допустившего ошибку.
Поскольку решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-70469/20-54-374 установлено, что спорный объект не является объектом капитального строительства, Заявителю (иному заинтересованному лицу - Департаменту городского имущества) необходимо руководствоваться положениями Закона о регистрации, а именно: ч. 20 ст. 70 и ч. 8 ст. 58 Закона о регистрации.
Согласно ч. 8 ст. 58 Закона о регистрации, в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.
Государственным регистратором было указано на ошибочность избранной Заявителем кадастровой процедуры и рекомендовано для устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества обратиться с заявлением о снятии с кадастрового учета вышеуказанного нежилого здания с приложением необходимых документов.
В соответствии со ст. 1 Закона о регистрации ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
На основании вышеизложенного, государственным регистратором было законно и обоснованно отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении спорного объекта, ввиду некапитальности последнего и при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым признано отсутствующим право собственности ООО "Ассоциация Интериствест".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Москве исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.05.2024 по делу N А40-1232/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1232/2024
Истец: ООО "АССОЦИАЦИЯ ИНТЕРИСТВЕСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ