22 августа 2024 г. |
Дело N А83-1277/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Архипенко А.М., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при фиксации хода судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.03.2024 по делу N А83-1277/2023
по заявлению Пьеро Александра Игоревича - финансового управляющего должника Ращенко Евгения Сергеевича об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя Зыковой Татьяны Сергеевны,
в присутствии в судебном заседании представителей:
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Швец Д.И.;
от Пьеро А.И. - финансового управляющего должника Ращенко Е.С. - Рощин В.В.;
от индивидуального предпринимателя Зыковой Т.С. (посредством использования системы веб-конференции) - Никитин Д.С.,
УСТАНОВИЛ:
финансовый управляющий должника Ращенко Евгения Сергеевича - Пьеро Александр Игоревич (далее - Пьеро А.И., финансовый управляющий или заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (в редакции ходатайства об уточнении требований от 19.12.2023) о признании незаконными решений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, комитет или государственный орган), выраженных в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав от 15.12.2022 N N КУВД-001/2022-39439271/6, КУВД-001/2022-39438188/4, КУВД-001/2022-39448459/4, КУВД-001/2022-39449870/6, КУВД-001/2022-39451239/6, КУВД-001/2022-39440920/6, КУВД-001/2022-39447098/6 в отношении зданий с кадастровыми номерами 90:11:240101:1981, 90:11:240101:1926, 90:11:240101:1983, 90:11:240101:1978, 90:11:240101:1984, 90:11:240101:1980, 90:11:240101:1977, расположенных по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Штормовое, ул. Горького (далее вместе - спорные объекты).
В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявитель просит возложить на Госкомрегистр обязанность произвести государственную регистрацию права собственности на спорные объекты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена индивидуальный предприниматель Зыкова Т.С. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.03.2024 по делу N А83-1277/2023 требования финансового управляющего удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с названным судебным актом, комитет обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора и нормам права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы государственный орган указывает, что спорные объекты фактически используются в качестве гостиничного комплекса (таунхаусов), а поэтому регистрация этих объектов как индивидуальных жилых домов на одном земельном участке с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" противоречит требованиям закона.
Определением от 25.04.2024 апелляционная жалоба Госкомрегистра принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу финансовый управляющий и третье лицо не согласились с приведенными в ней доводами, полагают их несостоятельными и основанными на неверном толковании и применении норм материального права, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в рамках дела N А83-2314/2020 Арбитражным судом Республики Крым принято решение от 01.06.2020 о признании Ращенко Е.С. несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина (до 01.12.2024 - в редакции определения суда от 07.08.2024), в качестве финансового управляющего гражданина Ращенко Е.С. утвержден арбитражный управляющий Пьеро А.И.
08.09.2022 Ращенко Е.С. в лице финансового управляющего Пьеро А.И. обратился в Госкомрегистр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Крым, Сакский р-н, с. Штормовое, ул. Горького, а именно: жилое здание площадью 56,9 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1981 (заявление N КУВД-001/2022-39439271); нежилое здание площадью 10,6 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1926 (заявление N КУВД-001/2022-39438188); жилое здание площадью 56,4 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1983 (заявление N КУВД-001/2022-39448459); жилое здание площадью 56,6 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1978 (заявление N КУВД-001/2022-39449870); жилое здание площадью 266,6 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1984 (заявление N КУВД-001/2022-39451239); жилое здание площадью 56,1 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1980 (заявление N КУВД-001/2022-39440920); жилое здание площадью 245,1 кв. м, кадастровый номер 90:11:240101:1977 (заявление N КУВД-001/2022-39447098).
К каждому из указанных заявлений были приложены: решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.06.2020 по делу N А83-2314/2020; определение о продлении срока реализации имущества от 02.06.2022 по делу N А83-2314/2020; декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 21.12.2012 под N КР14312512997 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым (далее - декларация от 21.12.2012); чек об уплате государственной пошлины на сумму 2 000,00 рублей.
Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 90:11:240101:1981, 90:11:240101:1926, 90:11:240101:1983, 90:11:240101:1978, 90:11:240101:1984, 90:11:240101:1980, 90:11:240101:1977 расположены в границах земельного участка площадью 2 048 кв. м, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", кадастровый номер 90:11:240101:1871, находящегося в собственности Ращенко Е.С. (дата государственной регистрации права - 26.09.2016) на основании государственных актов на право собственности на земельный участок от 23.06.2004 серии КМ N N 090877, 049471. Указанный земельный участок был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 90:11:230101:47 и 90:11:240101:147.
Декларацией от 21.12.2012 зафиксировано завершение строительных работ и готовность к эксплуатации объекта строительства "Строительство жилых домов по ул. Горького, 29-31 в с. Штормовое, Сакского района, АР Крым", расположенного на земельных участках, предоставленных в собственность Ращенко Е.С. по государственным актам на право собственности на земельный участок от 23.06.2004 серии КМ N N 090877, 049471. В данной декларации указаны следующие сведения о разрешительных документах - разрешение на выполнение строительных работ от 19.09.2007 N 193, выданное Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Сакского района, а также о характеристиках домов - лит. "А" площадью 266,6 кв. м, лит. "В" площадью 56,9 кв. м, лит. "Г" площадью 56,4 кв. м, лит. "Д" площадью 56,1 кв. м, лит. "Е" площадью 57,2 кв. м, лит. "Ж" площадью 57,4 кв. м, лит. "З" площадью 56,6 кв. м, лит. "К" (летняя кухня) площадью 245,1 кв. м, лит. "Б" (сарай) площадью 10,6 кв. м.
Уведомлениями от 15.09.2022 N N КУВД-001/2022-39439271/1, КУВД-001/2022-39438188/1, КУВД-001/2022-39448459/1, КУВД-001/2022-39449870/1, КУВД-001/2022-39451239/1, КУВД-001/2022-39440920/1, КУВД-001/2022-39447098/1 орган регистрации приостановил до 15.12.2022 государственную регистрацию прав по заявлениям Ращенко Е.С., указав, со ссылкой на пункты 7, 22 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), на отсутствие возможности подтвердить подлинность декларации от 21.12.2012, а также на то, что объекты капитального строительства не являются индивидуальными жилыми домами (согласно сведениям в сети интернет заявленные объекты являются гостиницей).
При этом, к выводу об отсутствии возможности подтвердить подлинность декларации от 21.12.2012 орган регистрации пришел на основании следующих документов:
письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 12.09.2022 N 13587/01-34/5/1, в котором министерство сообщило о том, что не является правопреемником органов государственного архитектурно-строительного контроля, действовавших на территории Республики Крым до 01.01.2015, и как следствие, на отсутствие у него возможности подтвердить либо опровергнуть достоверность выданных/зарегистрированных до указанной даты разрешительных документов, равно как и наличие/отсутствие таких документов;
письма Государственного казенного учреждения Республики Крым "Государственный архив Республики Крым" от 15.04.2019 N Т-1802 (получено Госкомрегистром в рамках межведомственного взаимодействия при рассмотрении иных заявлений о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав), исходя из которого органы государственного архитектурно-строительного контроля, действовавшие на территории Республики Крым до 01.01.2015, не являются источником комплектования государственного архива, документы на хранение в государственный архив не поступали, информацией о местонахождении документов государственный архив не располагает.
Согласно предоставленной Администрацией Сакского района Республик Крым в орган регистрации информации (письмо от 22.09.2022 N 77/13840/01-29/1) в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденными решением Сакского районного совета от 28.12.2018 N 235, земельный участок с кадастровым номером 90:11:240101:1871 расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, малоэтажными жилыми домами (Ж-1).
В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлениях от 15.09.2022 N N КУВД-001/2022-39439271/1, КУВД-001/2022-39438188/1, КУВД-001/2022-39448459/1, КУВД-001/2022-39449870/1, КУВД-001/2022-39451239/1, КУВД-001/2022-39440920/1, КУВД-001/2022-39447098/1 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, Госкомрегистром приняты решения, оформленные уведомлениями от 15.12.2022 NN КУВД-001/2022-39439271/6, КУВД-001/2022-39438188/4, КУВД-001/2022-39448459/4, КУВД-001/2022-39449870/6, КУВД-001/2022-39451239/6, КУВД-001/2022-39440920/6, КУВД-001/2022-39447098/6, об отказе государственной регистрации прав.
Не согласившись с указанными решениями Госкомрегистра об отказе в государственной регистрации прав, финансовый управляющий обратился в Арбитражный суд Республики Крым с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определены основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 40-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
При этом, представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в следующих случаях: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); назначение или разрешенное использование созданного (создаваемого) объекта недвижимости не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), за исключением случаев, если в соответствии с законом размещение такого объекта на данном земельном участке допускается независимо от вида его разрешенного использования (пункт 22).
В силу части 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В рассматриваемом случае, оспариваемые решения Госкомрегистра об отказе государственной регистрации прав мотивированы отсутствием возможности проверить достоверность и актуальность сведений, указанных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 21.12.2012 под N КР14312512997 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, а также несоответствием объектов капитального строительства 90:11:240101:1981, 90:11:240101:1926, 90:11:240101:1983, 90:11:240101:1978, 90:11:240101:1984, 90:11:240101:1980, 90:11:240101:1977 виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:11:240101:1871 ("индивидуальное жилищное строительство").
В силу прямого указания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", регламентирующим вопросы в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, исходя из подпунктов 1, 22 пункта 1 которого такими документами являются государственный акт на право собственности на землю (земельный участок) и решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
В соответствии с действовавшим на момент регистрации декларации от 21.12.2012 на территории Республики Крым законодательства Украины, в частности статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" и пункта 2 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 N 461, принятие в эксплуатацию объектов, которые относятся к I-III категории сложности, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Таким образом, декларация о готовности объекта к эксплуатации является документом, подтверждающим факт ввода в эксплуатацию построенного объекта недвижимости в соответствии с действовавшим на момент ее регистрации законодательством Украины.
Как установлено ранее, обращаясь в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, финансовый управляющий представил оригинал декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 21.12.2012 под N КР14312512997 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым.
Из указанной декларации о готовности объекта к эксплуатации следует, что Ращенко Е.С. в 2007 начато и в 2012 году окончено строительство жилых домов и хозяйственных построек, расположенных по адресам: Автономная Республика Крым, Сакский район, с. Штормовое, ул. Горького, 29, 31, на земельных участках, предоставленных на основании государственных актов на право собственности на земельный участок от 23.06.2004 серии КМ N N 090877, 049471 для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений.
Исходя из части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как указано ранее, в соответствии с требованиями части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. При этом, представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Оспориваемые финансовым управляющим решения органа регистрации прав мотивированы, в частности, отсутствием возможности подтвердить подлинность декларации от 21.12.2012, что следует из ответов на межведомственные запросы и, по мнению комитета, препятствует проведению государственной регистрации, а также истечением срока приостановления, указанного в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации.
Такие выводы регистрирующего органа применительно к установленным обстоятельствам дела судом первой инстанции обоснованно признаны не соответствующими закону, поскольку представленные заявителем документы подтверждают ранее возникшее право собственности Ращенко Е.С. на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, находящимся в его собственности.
При таких обстоятельствах отказ в регистрации права на объекты недвижимости на том основании, что факт издания представленной декларации о готовности объекта к эксплуатации не был подтвержден по межведомственному взаимодействию, а, следовательно, достоверность сведений, указанных в документе не может быть проверена, нельзя признать обоснованным.
Суд первой инстанции верно указал, что Госкомрегистром не установлен и не доказан факт того, что представленная декларация от 21.12.2012 не является подлинной или в ней содержатся недостоверные сведения. Напротив, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что в представленных документах содержатся достоверные сведения о строительстве и о предоставленных земельных участках под существующими жилыми домами и хозяйственными постройками, строительство которых было осуществлено Ращенко Е.С.
Относительно довода государственного органа о том, что спорные здания фактически используются в качестве гостиничного комплекса (таунхаусов), а поэтому регистрация этих зданий как индивидуальных жилых домов на одном земельном участке с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" противоречит требованиям закона, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В силу части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктом 39 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено понятие объекта индивидуального жилищного строительства, которым является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в данном Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что назначение каждого из спорных объектов в отдельности соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:11:240101:1871 ("индивидуальное жилищное строительство").
Обстоятельства же фактического использования объектов капитального строительства не подпадает под действие пункта 22 статьи 26 Закона N 218-ФЗ и не может служить основанием для приостановления государственной регистрации прав в отношении спорных зданий.
Кроме того, следует отметить, что действующее законодательство прямо не устанавливает ограничения по количеству объектов капитального строительства (в том числе жилых домов), которые могут быть построены на земельном участке для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения государственного органа об отказе государственной регистрации прав по тому мотиву, что спорные объекты не являются индивидуальными жилыми домами, а поэтому не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, на котором они созданы, также нельзя признать законным.
Иные правовые основания, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав на основании документов, представленных финансовым управляющим с заявлениями от 08.09.2022 N N КУВД-001/2022-39439271, КУВД-001/2022-39438188, КУВД-001/2022-39448459, КУВД-001/2022-39449870, КУВД-001/2022-39451239, КУВД-001/2022-39440920, КУВД-001/2022-39447098, органом регистрации в оспоренных решениях не указаны и судом в рамках настоящего судебного разбирательства не установлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемые решения Госкомрегистра об отказе государственной регистрации прав не соответствуют требованиям законодательства о государственной регистрации недвижимости и подлежат признанию недействительными. Следовательно, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные финансовым управляющим требования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15.12.2022 N 55-П указал, что право на судебную защиту включает в себя гарантированную государством возможность получить реальную судебную защиту (эффективное восстановление в правах, одним из факторов которого является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц).
Признав незаконным решение органа, наделенного публичными полномочиями, суд может как указать на необходимость принятия им конкретного решения либо совершения определенного действия, так и самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение. При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения суд, с одной стороны, имеет в виду наиболее полную и результативную защиту прав и законных интересов граждан, а с другой - неприемлемость ситуации, когда такой выбор ведет к неопределенно долгому лишению обратившегося за судебной защитой возможности удовлетворения своих законных притязаний.
Определение способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя зависит от установленных судом фактических обстоятельств конкретного дела и составляет предмет его дискреции. Во всяком случае, избираемый способ связан требованиями законности, обоснованности и мотивированности принятого судебного акта.
В рассматриваемом случае, в качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов суд первой инстанции возложил на Госкомрегистр обязанность осуществить государственную регистрацию прав на спорные объекты на основании документов, представленных в орган регистрации с заявлениями от 08.09.2022 N N КУВД-001/2022-39439271, КУВД-001/2022-39438188, КУВД-001/2022-39448459, КУВД-001/2022-39449870, КУВД-001/2022-39451239, КУВД-001/2022-39440920, КУВД-001/2022-39447098.
Указанный способ, по мнению апелляционного суда, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя, является соразмерным, обеспечивает скорое и эффективное восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, отвечает задачам судопроизводства в арбитражных судах (статья 2 АПК РФ), а также специфике административного судопроизводства в публичных спорах.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.03.2024 по делу N А83-1277/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Архипенко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1277/2023
Истец: Пьеро Александр Игоревич
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Зыкова Татьяна Сергеевна, Рощин В. В,в., Рощин Вадим Викторович