г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А07-755/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района Буздякского района Республики Башкортостан и Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2024 по делу N А07-755/2024.
В судебном заседании, путем использования систем веб-конференции, приняли участие представители:
Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан - Волкова Е.А.(доверенность от 01.03.2024 N 10/24, срок действия до 31.12.2024, паспорт, диплом);
Администрации муниципального района Буздуякского района Республики Башкортостан - Насретдинова Э.Р. (доверенность от 05.04.2022, срок действия до 05.04.2025, паспорт, диплом).
Администрация муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альфтехресурс" (далее - ответчик, ООО "Альфтехресурс") о взыскании суммы субсидии в размере 460 419,75 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2024 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
С вынесенным решением Администрация и Контрольно-счетная палата не согласились, подав апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Администрация в своей апелляционной жалобе ссылается на неисполнение обществом обязательств, предусмотренных пунктом 2.2.5 договора о субсидировании и п.п. "в" п.2.3.2. раздела 2 государственной программы по развитию малого и среднего предпринимательства, а именно: сохранение 1 рабочего места и создание 2 рабочих мест в течение двух календарных лет с момента заключения договора, что является нарушением условий, установленных при предоставлении субсидии и основанием возврата субсидии в бюджет Республики Башкортостан. Как указывает апеллянт, о создании нового рабочего места обществом было заявлено в исправленной отчетности за 2022 год только после проведения контрольного мероприятия в 2023 году. Уточненный отчет об эффективности деятельности за 2022 год с исправленным значением показателя "Численность работников" обществом не представлялся. Представленное в суд штатное расписание составлено на период 1 год с 09.01.2020 года, документы, подтверждающие наличие рабочих мест в количестве не менее 3 человек в течение двух календарных лет с момента заключения договора о субсидировании, обществом не представлены.
Кроме того Администрация отмечает, что в процессе своей деятельности общество изменило основной и дополнительные виды деятельности. Основной вид деятельности ООО "Альфтехресурс" стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий, на осуществление которого и приобреталось прачечное оборудование и предоставлена субсидия для возмещения лизинговых платежей, 08.06.2022 был изменен на производство прочих строительно-монтажных работ. Исходя из выводов суда о том, что ООО "Альфтехресурс" выполнило условия субсидии, истец полагает, что ответчик представил в Администрацию отчеты и документы по достижению целевых показателей по условиям субсидирования с недостоверными сведениям. Выявление фактов предоставления документов, содержащих недостоверную информацию, так же является одним из оснований возврата субсидии, предусмотренных п. 2.25. Программы.
Доводы Контрольно-счетной палаты аналогичны позиции Администрации. Помимо этого в своей апелляционной жалобе, третье лицо указывает, что ООО Альфтехресурс" не уплачивало обязательные пенсионные отчисления на сотрудников, находящихся в штате, а представленные ответчиком в материалы дела дополняющие сведения о застрахованных лицах за август-декабрь 2022 года, содержащие сведения о сотруднике общества - Давлетшиной Г.Р., датированы 07.09.2023, то есть после выявления Контрольно-счетной палатой факта неисполнения условий предоставления субсидии. Также третье лицо считает, что в материалах дела нет доказательств, подтверждающих наличие взаимосвязанных, последовательных действий работодателя (ООО "Альфтехресурс") по выполнению обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в случае заключения трудовых договоров и зачисления работников в штат, в том числе по выплате заработной платы. Также отсутствуют доказательства фактического выполнения трудовой функции оператора стиральных машин работниками по представленным срочным трудовым договорам (графики выхода на работу, квитанции или иные документы, подтверждающие принятие одежды или белья в стирку и т.д.) с учетом исключения ОКВЭД 96.01 "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий" из основных видов деятельности ООО "Альфтехресурс".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К судебному заседанию в режиме онлайн представитель ООО "Альфтехресурс" по причинам, связанным с техническими неполадками со стороны представителя, надлежащее подключение не обеспечил.
Апелляционной коллегией установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом.
С учетом изложенного, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
От ООО "Альфтехресурс" поступили возражения на апелляционную жалобу Администрации, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу Администрации также поступил от Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, согласно которому третье лицо полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб поддержали изложенные в них доводы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 05 сентября 2017 года N 788 утверждена муниципальная программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Буздякский район Республики Башкортостан на 2018 - 2023 годы" (далее - Программа).
В рамках реализации указанной Программы, согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению материалов о предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан от 16 декабря 2020 года N 1 было принято решение о субсидировании Администрацией муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан части лизинговых платежей; по договору лизинга общества с ограниченной ответственностью "Альфтехресурс" на возмещение части затрат, связанных с уплатой части лизинговых платежей по договорам лизинга на счет средств Республики Башкортостан в размере 460419,75 рублей.
Постановлением главы Администрации от 24 декабря 2020 года N 835 "О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" ООО "Альфтехресурс" предоставлена субсидия в части возмещения лизинговых платежей по договору лизинга за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 460 419,75 рублей.
25.12.2020 между Администрацией и ООО "Альфтехресурс" заключен договор N 109/20 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга, по которому ответчику предоставляется субсидия в размере 460 419,75 рублей (п. 3.1 договора).
Платежным поручением N 7487 от 26 декабря 2020 года указанная сумма перечислена на расчетный счет ООО "Альфтехресурс".
В силу п. 2.2.2 договора получатель субсидии обязуется ежеквартально представлять в Администрацию отчет о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении и создании рабочих мест в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 2.2.4 договора получатель субсидии обязуется предоставлять в Администрацию отчет об эффективности деятельности по итогам года не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным по форме согласно Приложению N 3 к настоящему договору.
В силу п. 2.2.5 договора получатель субсидии обязуется обеспечить сохранение рабочих мест и создание 2 рабочих мест в течение двух календарных лет с момента заключения настоящего договора.
В договоре Администрацией установлены показатели результативности получателя субсидии (приложение N 1) и отчет о фактическом использовании полученных денежных средств и сохранении рабочих мест, т.е. достижении получателем субсидии показателей результативности - приложение N 3 к договору.
Согласно приложения N 1 к договору получатель субсидии принял обязательство на 01 января 2023 года по сохранению 1 рабочего места и созданию 2 рабочих мест; общее количество рабочих мест на 01 января 2023 года - 3 рабочих места.
Указав, что в отчете общества о фактическом использовании полученных денежных средств, а также сохранении и создании рабочих мест за отчетный период 4 квартал 2022 года, достигнуто значение показателя сохранение рабочих мест -1 рабочее место, вновь создаваемых рабочих мест - 2 рабочих места, а согласно отчета по форме "Сведения о застрахованных лицах", численность работников у ООО "Альфтехресурс" за отчетные периоды 10, 11 и 12 месяцы 2022 года составила 2 человека, Администрациея 31.08.2023 в адрес ответчика направила уведомление N 2650 с требованием о возврате субсидии, выданной на основании договора N 109/20 о субсидировании.
Оставление данного требования ответчиком без удовлетворения послужило основанием для обращения Администрации в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности: категории и/или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, основанием для предъявления ответчику требования о возврате суммы субсидии послужили выводы истца о несоблюдении ответчиком п. 2.2.5 договора, согласно которому получатель субсидии обязуется обеспечить сохранение рабочих мест и создание 2 рабочих мест в течение двух календарных лет с момента заключения настоящего договора.
В материалы дела представлен договор финансовой аренды с ООО "Национальная лизинговая компания" N НЛК/КРД-09859/ДЛ/БР от 30.07.2019 на сумму 1 899 740,79 руб. 460 419,75 руб. полученной субсидии перечислено ответчиком во исполнение данного договора. Полученное по лизингу прачечное оборудование использовалось обществом в предпринимательской деятельности, о чем свидетельствуют представленные ответчиком в материалы дела контракты (договора) оказания услуг по стирке белья (ходатайство о приобщении документов от 16.05.2024).
Как верно указано судом, использование данного оборудования предполагает фактическое наличие работников.
Судом также установлено, что согласно представленных расчетов по страховым взносам и данным о выплатах физическим лицам по персонифицированным сведениям из раздела 3 данного расчета общая численность сотрудников за 2022 год в организации ООО "Альфтехресурс" ИНН 0216007351 составило 3 человека, что подтверждается письмом МИФНС N 30 по Республике Башкортостан от 01.02.2024 года исх. N 13-30/021531.
В соответствии со штатным расписанием общества, составленным 09.01.2020 (л.д.130) количество штатных единиц общества составляет 4 человека, включая директора. Сам по себе факт его составления сроком на один год, не исключает актуальности в спорный период, в отсутствие доказательств составления иного штатного расписания.
Соответственно, доводы жалоб об отсутствии подтверждающих документов достижения показателей финансово-хозяйственной деятельности, а именно создание рабочих мест опровергаются материалами дела.
Ответчик в ходе исполнения договора представлял в Администрации отчеты о целевом использовании субсидии в полном объеме с приложением документов, подтверждающих расходование средств по договору.
Вопреки доводам жалобы Администрации, ненадлежащим образом оформленные финансовые документы ответчика, не свидетельствуют о том, что средства субсидии были потрачены на не установленные договором цели.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции необходимость достижения плановых показателей по договору требовалась в период пандемии, ограничительных мер и режима самоизоляции по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV)", опубликованному 18 марта 2020 года, введен режим повышенной готовности.
Снятие ограничений было введено Указом Главы Республики Башкортостан от 1 июня 2022 года N УГ-359 "О приостановлении действия отдельных положений Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республик) Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Доводы Администрации и Контрольно - счетной палаты, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли ли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционных жалоб лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2024 по делу N А07-755/2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального района Буздякского района Республики Башкортостан, Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-755/2024
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУЗДЯКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "АЛЬФТЕХРЕСУРС"
Третье лицо: Гареев Ильмир Тимерханович, Контрольно-счетная палата РБ