г. Пермь |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А71-15750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 26 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Власовой О.Г., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Декоративно-цветочные культуры" (ООО "ДЦК"): Глуховой О.В. (паспорт, доверенность от 15.08.2024),
от ответчика - Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (МУП СпДУ),
от третьего лица - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (Минстрой УР): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - МУП СпДУ
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2024 года
по делу N А71-15750/2023
по иску ООО "ДЦК" (ОГРН 1131840007540, ИНН 1840021262)
к МУП СпДУ (ОГРН 1021801592570, ИНН 1834028950),
третье лицо: Минстрой УР,
о взыскании долга по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии,
по встречному иску МУП СпДУ к ООО "ДЦК"
о взыскании долга за оказанные услуги по договору,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЦК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к МУП СпДУ (далее - ответчик) о взыскании 602 336 руб. 33 коп. задолженности за май, июнь, с августа по ноябрь 2022 года по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии N 661/12 от 08.12.2021 (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минстрой УР.
МУП СпДУ заявлен встречный иск о взыскании с ООО "ДЦК" 80 518 руб. 47 коп. задолженности за период с июля по сентябрь 2022 года по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N Д9/12 от 05.03.2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2024 года исковые требования ООО "ДЦК" удовлетворены. В удовлетворении встречных исковых требований МУП СпДУ отказано.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик, ссылаясь на то, что МУП СпДУ утратило статус собственника (владельца) объектов теплосетевого хозяйства, считает, что обязанность по оплате тепловывх потерь должна быть возложена на ООО "ДЦК". Возложение данных расходов исключительно на собственников (владельцев) объектов тепловых сетей не соответствует конституционным критериям отвечающим принципам справедливости и соразмерности.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание ответчик, третье лицо, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в связи с изменением схемы теплоснабжения в г. Ижевске ООО "ДЦК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации. ООО "ДЦК" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей, находящихся в зоне его действия.
Тепловые сети, по которым осуществляется передача тепловой энергии от котельной ООО "ДЦК", расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Оранжерейная, 24, к жилым домам по адресу: г. Ижевск, ул. Оранжерейная, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, находятся на балансе МУП СпДУ, в соответствии с Постановлением Администрации города Ижевска N 2525 от 23.12.2019 и Приказом Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска N 899у от 28.12.2019.
МУП СпДУ на праве хозяйственного ведения принята на баланс теплотрасса, расположенная по адресу: УР, г. Ижевск, от котельной до отсекающей задвижки ввода в дом по ул. Оранжерейная, 1, от УТ-1 до жилых домов по ул. Оранжерейная, 2,4,6,8,10,12,14.
ООО "ДЦК" (поставщик) и МУП СпДУ (покупатель) заключён договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь тепловой энергии N 661/12 от 08.12.2021 (с протоколом разногласий), по условиям пункта 1.1. которого поставщик обязуется подавать через присоединённую сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель в объёме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя в тепловых сетях покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
В пункте 3.1. договора сторонами согласовано, что коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя (включая организацию учёта, измерение, регистрацию и расчёт объёмов потерь тепловой энергии и (или) теплоносителя производиться в соответствии с требованиями Правил коммерческого учёта тепловой энергии теплоносителя и Методики осуществления коммернческого учёта тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 3.3. договора учёт тепловой энергии и теплоносителя, контроль договорных величин потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется приборным методом по отпущенным в эксплуатацию приборам учёта.
Объём потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется па основании данных приборов учёта тепловой энергии, собранных поставщиком самостоятельно и (или) предоставленных покупателем, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к тепловым сетям поставщика и (или) покупателя, зафиксированных в первичных расчётных документах.
Количество потреблённого теплоносителя с утечкой тепловой энергии, теплоносителя в сетях покупателя определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору (пункт 3.6.).
В окончательной редакции договор не урегулирован, протокол урегулирования разногласий от 30.12.2021 к протоколу разногласий к договору от 08.12.2021 стороной покупателя не подписан.
Оказанные ООО "ДЦК" в период май, июнь, август-ноябрь 2022 года услуги на сумму 631 559 руб. 35 коп., МУП СпДУ оплачены не в полном объёме. Сумма задолженности составила 602 336 руб. 33 коп.
Направленная ООО "ДЦК" в адрес МУП СпДУ претензия с требованием об оплате задолженности оставлена без удовлетворения.
Нарушение порядка расчётов и наличие задолженности, послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с первоначальным иском.
Суд первой инстанции, признав первоначальные исковые требования обоснованными, удовлетворил их в полном объёме, поскольку факт возникновения тепловых потерь и их размер подтверждён материалами дела, и обязательство компенсировать истцу данные потери возложено на ответчика в силу закона.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Частью 6 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьёй 17 настоящего Федерального закона.
Возмездный характер правоотношений между теплосетевой и теплоснабжающей организациями установлен действующим законодательством.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии её часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем, не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путём производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объёме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путём производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключёнными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объём потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объём потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчётный период на основании данных коммерческого учёта тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путём производства на собственных источниках тепловой энергии или путём приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несёт обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путём производства тепловой энергии либо путём её приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
В пределах утверждённых тарифов на передачу тепловой энергии возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные, то есть фактические потери тепловой энергии, относятся к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Объём тепловых потерь определён в соответствии с Приложением N 1 к договору, величина потерь - в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплносителя, утверждённым Минэнерго России от 30.12.2008 N 325.
Расчёт ООО "ДЦК" за спорный период объёма тепловых потерь МУП СпДУ не оспорен, контррасчёт не представлен.
Поскольку факт возникновения тепловых потерь и их размер подтверждён материалами дела в сумме 602 336 руб. 33 коп., обязательство компенсировать истцу данные потери возложено на ответчика в силу закона, первоначальные исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
МУП СпДУ также были заявлены встречные исковые требования о взыскании с ООО "ДЦК" 80 518 руб. 47 коп. долга за период с июля по сентябрь 2022 года за оказанные услуги по договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N Д9/12 от 05.03.2020.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении встречного иска, правомерно исходил из отсутствия утверждённого тарифа у теплосетевой организации.
Из материалов дела следует, что Минстроем УР на 2022 год была произведена корректировка тарифов для МУП СпДУ на услуги по передаче тепловой энергии и принято тарифное решение - приказ Минстроя УР от 07.12.2021 N 23/26 "О внесении изменения в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 15.12.2020 N 27/68 "О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания Спецдомоуправление" на 2021 - 2025 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление".
С учётом применения положений постановления Правительства РФ от 25.11.2021 N 2033, в связи с несоответствием МУП СпДУ вышеуказанным критериям в зоне деятельности источника тепловой энергии ООО "ДЦК", органом регулирования принято решение - приказ Минстроя УР от 19.08.2022 N 18/12 "Об отмене ранее установленных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление", и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики".
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (часть 6 статьи 17, часть 8 статьи 23.8 Федерального закона Российской Федерации "О теплоснабжении", пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 2115)).
В абзаце 7 Правил N 2115 установлено, что возмещение экономически обоснованных расходов собственников и иных законных владельцев тепловых сетей на эксплуатацию тепловых сетей осуществляется по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган регулирования) в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (абзац 8 Правил N 2115).
Таким образом, для возникновения у законного владельца тепловых сетей права требовать получения платы за услуги по передаче тепловой энергии помимо права собственности на такие сети должно быть наличие установленного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии не по любым тепловым сетям, а по конкретным тепловым сетям, и количество тепловой энергии, которое было передано по ним было учтено при установлении тарифа органом регулирования. Отсутствие установленного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по конкретным сетям, по общему правилу, исключает право на получение платы за пользование тепловыми сетями, поскольку иное означало бы возможность получить плату за пользование сетями и компенсировать затраты на их эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Возражений относительно отказа в удовлетворении встречного искового заявления апелляционная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ с учётом представленных доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.
Доказательства и доводы, согласно которым у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для переоценки выводов суда первой инстанции, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2024 года по делу N А71-15750/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15750/2023
Истец: ООО "Декоративно-цветочные культуры"
Ответчик: МУП г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление"
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики