город Омск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А75-5303/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Халявина Е.С.,
судей Бацман Н.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании посредством веб-конференции апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7202/2024) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 14.06.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-5303/2024 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты-Мансийский" (ОГРН 1028600516977, ИНН 8601010424) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) об изъятии объектов из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187), Министерство внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, ИНН 7706074737), Администрация города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600511488, ИНН 8601003378), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600516010, ИНН 8601010390), Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1038600002275, ИНН 8601003917), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134).
В судебном заседании принял участие представитель межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты-Мансийский" - Масалимова Л.Х. по доверенности N 5 от 26.03.2024.
Суд установил:
межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ханты-Мансийский" (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - управление) об обязании изъять из оперативного управления и принять в казну Российской Федерации:
- объект, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, площадь 1 368,3 кв.м, назначение -нежилое, наименование механическая мастерская, кадастровый номер 86:12:0102016:127;
- объект, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, площадь 587,2 кв.м, назначение - нежилое, наименование - склад, кадастровый номер 86:12:0302005:225;
- объект, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, площадь 478,8 кв.м, назначение - нежилое, наименование - склад лит Б, кадастровый номер 86:12:0302005:207;
об изъятии из постоянного (бессрочного) пользования и принять в казну Российской Федерации земельный участок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, пойма реки Иртыш, площадь 22 460+/- 52, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 86:12:0000000:99.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Администрация города Ханты-Мансийска, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением от 14.06.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уточненные исковые требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований - отказать.
В обоснование указано на отсутствие полномочий у ответчика по изъятию имущества; изъятие имущества может быть осуществлено исключительно по поручению Росимущества; управление не наделено функциями главного распорядителя средств федерального бюджета.
В представленном отзыве отдел указывает на законность принятого решения.
Представитель подателя жалобы не обеспечил свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания, а также ввиду надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика и иных лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда представитель отдела высказался согласно своей правовой позиции.
Рассмотрев материалы дела, доводы жалобы, отзыв, заслушав правовую позицию истца, суд пришел к следующим выводам.
Недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации в пределах земельного участка, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Сутормина, 1, кадастровый номер 86:12:0000000:99, в составе: механическая мастерская - кадастровый номер 86:12:0102016:127, склад - кадастровый номер 86:12:0302005:207, склад - кадастровый номер 86:12:0302005:225, находятся в оперативном управлении межмуниципального отдела, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Как указывает истец, потребность в дальнейшем использовании трех нежилых зданий и земельного участка, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина 1 службами и подразделениями МОМВД России "Ханты-Мансийский", отсутствует.
В связи с этим принято решение об изъятии из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования отдела с передачей в казну Российской Федерации трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, что было согласовано с МВД России (письма от 11.03.2022 N 1/2340, письма от 05.05.2022 N 22/4/1-8946, от 05.05.2022 N 22/4/1-8947).
Письмом от 11.03.2022 N 1/2340 УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу направило пакет документов в МВД России для согласования изъятия из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1.
Из МВД России 05.05.2022 поступили письма N N 22/4/1-8947, 22/4/1-8947 о согласовании изъятия из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1.
Письмом от 20.06.2022 N 48/1-26582 отдел направил в адрес ответчика пакет документов с целью осуществления мероприятий для отказа от прав пользования трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1, а также выражением согласия на изъятие из оперативного управления недвижимого имущества в отношении трех объектов и постоянного (бессрочного) пользования в отношении одного земельного участка.
От ответчика поступила информация 05.10.2022 N 72-06/12608, согласно которой Администрацией города Ханты-Мансийска издано Постановление от 07.12.2021 N 1408 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд", согласно которому перечисленные объекты подлежат изъятию из собственности Российской Федерации для последующего сноса с целью реконструкции (строительства) автомобильной дороги местного значения.
От ответчика 29.05.2023 в адрес истца поступила информация о том, что во исполнение поручения от 31.03.2023 N 72-5642 Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 09.06.2023 состоится совещательное мероприятие с полномочным представителем Администрации города Ханты-Мансийска и отдела.
Состоялось рабочее совещание 09.06.2023 управления, отдела, Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска, Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, по результату которого решено направить информацию в адрес Центрального аппарата Росимущества для рассмотрения и вынесения соответствующего поручения.
УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направлено письмо 30.11.2023 N 1/22531 в адрес ответчика с просьбой о принятии в казну Российской Федерации трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенных по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1.
Отдел 14.12.2023 N 48/4/1-49759 в адрес ответчика направил письмо с просьбой о принятии в казну Российской Федерации трех объектов недвижимого имущества и одного земельного участка, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 1.
В письме от 18.12.2023 N 1/23882, направленного УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в адрес Главы города Ханты-Мансийска, указано, что вопрос обмена имуществом уже не рассматривается.
Несмотря на принятые меры и согласования, спорные объекты недвижимого имущества и земельный участок из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования не изъяты, в казну Российской Федерации не приняты.
Полагая, что право оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования подлежит прекращению, а спорное имущество - передаче в казну Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обращения ответчика в суд с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой апелляционная коллегия не установила оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Исходя из пункта 1 статьи 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 АПК РФ.
Исходя из пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Учитывая изложенное, у истца имеется право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Согласно правовой позиции, отражённой в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, непринятие в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие на то согласия собственника имущества, противоречит полномочиям Росимущества в сфере его деятельности
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", далее - Положение N 432).
Исходя из пункта 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Поскольку спорное имущество находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, контроль за его управлением, распоряжением, использованием по назначению как за федеральной собственностью осуществляется непосредственно управлением.
Установив наличие у отдела права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности истца, учитывая, что вопрос о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования спорными объектами истцом согласован с вышестоящим органом (письма от 11.03.2022 N 1/2340, от 05.05.2022 N 22/4/1-8946, от 05.05.2022 N 22/4/1-8947), принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающие правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия у истца, обладает ответчик, что следует из статьи 125 ГК РФ, пунктов 4 и 5.22 Положения N 432, соответственно довод подателя жалобы об отсутствии у него соответствующих распорядительных полномочий подлежит отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Доводы ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-5303/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.С. Халявин |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5303/2024
Истец: МОМВД России "Ханты-Мансийский"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Администрация города Ханты-Мансийска, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Депимущество Югры ", Министерство Внутренних дел Российской Федерации, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по ХМАО - Югре, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом