г. Москва |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А40-12152/24 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда М.С. Кораблева,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Большая набережная 19-3" на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 мая 2024 года по делу N А40-12152/24 по исковому заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" к товариществу собственников жилья "Большая набережная 19-3" о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к товариществу собственников жилья "Большая Набережная 19-3" (далее - ТСЖ "Большая Набережная 19-3", ответчик) о взыскании неустойки в размере 20 866 рублей 47 копеек за период с 21.08.2023 по 29.01.2024 (с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.05.2024 исковые требования удовлетворены в заявленном размере в связи с доказанностью обстоятельств, на которые сослался истец в обоснование своей позиции по спору.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2024 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом и ответчиком (потребитель) заключен договор N 09.804149-ТЭ от 01.01.2012 (далее - договор), предметом которого является подача истцом ответчику тепловой энергии на условиях, определенных договором, за плату согласно действующим тарифам.
В соответствии с условиями договора истец поставил ответчику за период июль 2023, август 2023 через присоединенную сеть тепловую энергию, определенной на основании тарифов для соответствующих групп потребителей, установленных уполномоченными органами государственного регулирования тарифов.
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
Истец в уточнениях указал, что 29.01.2024 ответчиком основной долг по договору N 09.804149-ТЭ от 01.01.2012 полностью оплачен, в связи с чем, истец отказался от иска.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно представленному расчету истца, размер неустойки составил 20 866 рублей 47 копеек за период с 21.08.2023 по 29.01.2024.
Заявленное истцом требование о взыскании неустойки (пени) в размере 20 866 рублей 47 копеек является обоснованным и подлежит удовлетворению в соответствии со ст.ст. 309, 330, 384 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующих оснований.
Условия публичного договора энергоснабжения, не соответствующие требованиям, действующего законодательства, ничтожны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" - в нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения и предоставления коммунальных услуг внесены изменения, в частности, законодателем предусмотрено право органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и определены последствия реализации им такого права.
Правительством Москвы в развитие вышеуказанных норм издано постановление от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41", которым установлено, что расчеты за коммунальную услугу по отоплению осуществляются равномерно в течение календарного года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года "о правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124) в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
- в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости фактического объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год п. 25 (1)
Указанное положение регулирует отношения между исполнителями коммунальных услуг (ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) исключительно в части определения объема подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО тепловой энергии, предоставленной с целью предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, и исключительно в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Пункт 25.1 Правил N 124 утверждает порядок определения подлежащего оплате объема теплоэнергии, поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) и помещений многоквартирных домов (далее - МКД) - как оборудованных общедомовыми (для жилых домов - индивидуальными) приборами учета теплоэнергии, так и не оборудованных указанными приборами.
Необходимо отметить, что Правила N 124 утверждены Правительством РФ во исполнение статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).
При этом ЖК РФ в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ имеет приоритет перед нормами иных отраслей законодательства РФ.
Следовательно, нормы Правил N 124 имеют приоритет над нормами гражданского законодательства РФ - в том числе над статьями 539, 544 ГК РФ и положениями федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
В случае, если МКД оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) теплоэнергии и субъектом РФ выбран способ оплаты отопления равномерно в течение года, объем подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса (теплоэнергии), поставленного с целью предоставления коммунальной коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД, оборудованного ОПУ, определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 25.1 Правил N 124.
Данная норма устанавливает, что в указанном случае подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО объем теплоэнергии определяется "исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового)... прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета".
При этом фактический объем потребленной МКД теплоэнергии определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124, однако, определенный фактический объем потребленной теплоэнергии применяется для определения размера корректировки, а также для определения среднемесячного объема потребления в целях его применения для расчетов в следующем году.
Определенный фактический объем потребленной за расчетный период (месяц) тепловой энергии не применяется при определении подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО размера платы за коммунальный ресурс (теплоэнергию), поставленную с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению.
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что аналогичный порядок расчета и оплаты стоимости потребленных энергоресурсов установлен для ИКУ по отношению к потребителям - жильцам/собственникам МКД (п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также Правила N 354)).
С учетом правильного применения положений норм материального права, судом первой инстанции верно указано, что законодатель как для РСО, так и для ИКУ предусматривает, что расчет объема тепловой энергии, теплоносителя на отопление и его оплата осуществляется равномерно в течение календарного года (каждый месяц) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления).
Судом первой инстанции также правомерно установлено, что все расчетно-платежные документы выставленные ответчику для оплаты стоимости среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя, утверждены/признаны ответчиком без замечаний и разногласий, что подтверждено его электронно-цифровой подьписью на указанных документах.
Таким образом, с учетом правильного применения приведенных норм материального права в их системном истолковании, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что потребители тепловой энергии, теплоносителя (в данном деле ответчик) в течение всего календарного года (каждый месяц) обязан производить оплату стоимости среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя.
Судом первой инстанции также отмечено, что верность толкования приведенных норм материального права, в том числе находит свое отражение в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 октября 2017 года N 46725-ОГ/04.
Вместе с тем, при установлении фактических обстоятельств по настоящему делу, судом первой инстанции выявлено, что ответчик в нарушении приведенных норм действующего законодательства оплату стоимости среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя за исковой период, своевременно не произвел (уклонился от ежемесячной оплаты среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя), в результате чего на его стороне образовалась задолженность в размере 243 059 рублей 41 копейки, о взыскании которой изначально просил истец.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, после обращения истца с иском в суд, ответчиком задолженность была оплачена, в связи с чем, истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части основного долга (15.02.2024).
Также ответчиком не представлено доказательств, что им произведена двойная оплата стоимости среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с требованиями норм действующего законодательства, ответчик обязан ежемесячно производить оплату стоимости среднемесячного объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя каждый месяц календарного года, включая летние периоды.
По состоянию на 2023 год иного порядка определения и оплаты потребленной тепловой энергии, теплоносителя на "отопление" нормами материального права не предусмотрено.
Доказательств возложения на ответчика обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, а также доказательств, двойной оплаты, ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Поскольку заявителем не представлено доказательств уплаты госпошлины по апелляционной жалобе, государственная пошлина в размере 3 000 (трех тысяч) рублей подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2024 года по делу N А40-12152/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Большая набережная 19-3" (ИНН: 7733557243, ОГРН: 1057749319121) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12152/2024
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСЖ "БОЛЬШАЯ НАБЕРЕЖНАЯ 19-3"