г. Пермь |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А50-3479/2024 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 23 апреля 2024 года
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-3479/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения от 21.12.2023 N 59002380007066 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, установленного по результатам проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение, заинтересованное лицо, страховщик, Фонд) от 21.12.2023 N 59002380007066 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, установленного по результатам проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 апреля 2024 года, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 15 апреля 2024 года), заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от 21.12.2023 N 59002380007066 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, установленного по результатам проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, как не соответствующее законодательству Российской Федерации о страховых взносах. На заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Фонд настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вопреки ошибочности выводов суда, материалами дела подтверждается факт получения страхователем запросов от страховщика 29.09.2022. Кроме того считает, что судом при вынесении решения не учтены обстоятельства повторности привлечения данного страхователя к ответственности за аналогичное правонарушение.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фондом проведена плановая выездная проверка полноты и достоверности представленных в Отделение от страхователя сведений для назначения и выплаты страхового обеспечения, в ходе которой установлено следующее.
05.10.2022 от общества в Отделение поступил реестр сведений в отношении Анциферова С.Л. для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности N 910134504418 за период с 15.09.2022 по 28.09.2022. Установлено, что листок нетрудоспособности закрыт 28.09.2022. Фондом 29.09.2022 направлен запрос страхователю. Сведения от страхователя для назначения и осуществления выплаты в проактивном режиме получены Фондом 05.10.2022 в виде электронного документа (при сроке представления не позднее 04.10.2022).
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте выездной проверки от 27.11.2023 N 59002380007064.
21.12.2023 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 59002380007066, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Считая, что решение Фонда от 21.12.2023 N 59002380007066 не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции их удовлетворил.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьей 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В порядке статьи 65 АПК РФ на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков по обеспечению контроля за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов возложена в рассматриваемом случае на Отделение.
Частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен нормами Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
Исходя из положений, содержащихся в части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 13 Закона N 255-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка застрахованному лицу назначается и выплачивается страховщиком на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых страховщиком в соответствии с частью 1 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.
Правила получения фондом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика.
В соответствии с пунктами 17, 19 Правил после размещения электронного листка нетрудоспособности в государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - информационная система страховщика) и завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.
Согласно пункту 22 Правил страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью необходимые сведения для назначения и выплаты пособий.
Сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности. При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя (пункт 23 Правил).
Подтверждение получения извещения и представление недостающих сведений и документов также осуществляются с использованием единого портала.
Нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет ответственность на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно статье 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)) или по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать), что следует из частей 1 - 3 статьи 26.24 названного Закона.
При этом частью 4 статьи 26.24 Закона N 125-ФЗ вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
К обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении правонарушения, статья 26.25 Закона N 125-ФЗ относит, в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения; при наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
По смыслу пунктов 10, 22, 23 Правил обязанность по размещению в информационной системе страховщика необходимых сведений для назначения и выплаты пособий поставлена в зависимость от факта получения страхователем запроса страховщика (фонда). При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя.
С учетом изложенного следует признать, что до получения запроса страховщика обязанность по размещению сведений для назначения и выплаты пособий у страхователя отсутствует.
Таким образом, возникновение у страхователя обязанности по размещению сведений связано не с датой направления запроса Фондом, а с датой его получения страхователем, поскольку только после получения соответствующего запроса у страхователя появляется объективная возможность для исполнения требований закона.
Как установлено из материалов дела, 29.09.2022 по проактивному процессу N 54764826 Фондом в автоматическом режиме страхователю направлен запрос предоставления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Анциферову С.Л.
Как отметил Фонд, ответ на данный запрос требовалось направить в Отделение СФР в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса - не позднее 04.10.2022. В нарушение названных норм страхователь сведения в Отделение СФР представил 05.10.2022.
Из положений Закона N 255-ФЗ и Правил следует, что для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика (страховщик) должен доказать совокупность следующих обстоятельств: - наличие у страховщика правовых оснований для направления в адрес страхователя запроса о предоставлении сведений; - направление страховщиком в адрес страхователя запроса о представлении сведений; - фактическое получение страхователем запроса страховщика; - непредставление страхователем в нормативно определенный срок с даты фактического получения запроса сведений страховщику.
Вопреки доводам фонда, из представленного обществом письма АО "ПФ "СКБ Контур" от 15.12.2023 N 104170/АУП запрос Фонда был получен обществом 04.10.2022.
Иного из материалов дела не следует заявителем жалобы не доказано
Возможность обработки указанного запроса возникла у страхователя не ранее его получения, то есть не ранее 04.10.2022.
С учетом даты получения страхователем запроса, сведения для назначения и осуществления выплаты пособия по временной нетрудоспособности должны быть направлены в адрес Фонда по преактивному процессу в срок не позднее 07.10.2022.
Ответ на запрос (сведения для назначения и осуществления выплаты пособия по временной нетрудоспособности) направлен в адрес Фонда по преактивному процессу 05.10.2022, то есть в установленный статьей 13 Закона N 255-ФЗ и пунктом 22 Правил срок.
Ссылки фонда на формирование адресованного заявителю запроса в системе электронного документооборота не доказывают, что указанный запрос, с учетом доводов общества и представленных документов, получен страхователем в этот же день.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу, суд приходит к выводу об отсутствии у фонда оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку фонд освобожден от уплаты госпошлины, то судом е рассматривается вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 апреля 2024 года (резолютивная часть от 23 апреля 2024 года) по делу N А50-3479/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3479/2024
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЧАЙКОВСКИЙ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю