г. Москва |
|
23 августа 2024 г. |
Дело N А40-181108/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей В.В. Валюшкиной, Б.В. Стешана,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2024 года по делу N А40-181108/22,
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Акционерному обществу "МГАО Промжелдортранс" (ОГРН: 1027739788130, ИНН: 7723015315)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
от истца: Мельникова Е.В. по доверенности от 18.09.2023,
от ответчика: Новикова Т.В. по доверенности от 22.01.2024, Панфилов А.В. по доверенности от 20.08.2024,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "МГАО Промжелдортранс" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, и просил параграф 11 и п. "б" параграфа 17 Договора N 1-5/96 от 01.03. 2022 изложить в предложенной им редакции, а именно:
1. Изложить параграф 11 в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются "Перевозчиком" с железнодорожных выставочных путей в течение 6,0 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке".
2. Изложить п. "б" параграфа 17 в следующей редакции: "Ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" за 269,3 метра, используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД", в соответствии с тарифным планом "Безлимитный-базовый" (приложение N 4 к протоколу правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 г. N 60), из расчета 3375 руб. за 1 км без НДС в сутки. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 908,89 руб. в сутки без учета НДС. При изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования уполномоченный агент системы транспортного обслуживания МТЦФТО производить перерасчет причитающейся "Перевозчику" платы без заключения дополнительного соглашения к договору с письменным уведомлением "Владельца".
Решением от 05 апреля 2024 года Арбитражный суд города Москвы урегулировал возникшие разногласия по параграфам и утвердил их в следующей редакции:
Изложить параграф 11 договора N 1-5/96 от 01.03.2022 в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются "Перевозчиком" с железнодорожных выставочных путей в течение 6,0 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке".
Пункт б § 17 из редакции договора N 1-5/96 от 01.03.2022 исключить.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить в части и принять п. "б" параграфа 17 Договора N 1-5/96 от 01.03.2022 г. в редакции ОАО "РЖД".
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений со стороны истца и ответчика относительно рассмотрения решения суда в обжалуемой части не поступило.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что при заключении между ОАО "РЖД" и АО "МГАО Промжелдортранс" нового договора от 01.03.2022 N 1-5/96 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по железнодорожной станции Новопролетарская Московской железной дороги, у сторон возникли разногласия по §11, п.б §17, содержащим условия относительно порядка подачи и уборки вагонов, и внесения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД".
В части урегулирования разногласий по параграфу 11 договора N 1-5/96 от 01.03.2022 решение суда первой инстанции не обжалуется.
В части п. "б" параграфа 17 суд первой инстанции принял решение об исключении данного пункта из спорного договора, поскольку затраты с использованием железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, включены в сбор за подачу и уборку вагонов и дополнительная необоснованная компенсация затрат на содержание железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", за счет грузополучателей/ грузоотправителей, является неправомерной.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что предмет спорного договора не содержит сведений о железнодорожном пути необщего пользования ОАО "РЖД".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно абз.1 ст. 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу абз. 2 ст. 63 УЖТ РФ подача, уборка вагонов локомотивом, принадлежащим перевозчику или владельцу железнодорожных путей необщего пользования, на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования осуществляются с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с настоящим Уставом.
В соответствии с абз. 3 ст. 60 УЖТ РФ отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.
Согласно абз.3 ст. 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу абз. 6 ст. 58 УЖТ РФ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, включение в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "МГАО Промжелдортранс" условия о начислении и взимании платы за использование данного железнодорожного пути необщего пользования является обоснованным.
Вывод суда первой инстанции о том, что предмет договора не предусматривает эксплуатацию пути необщего пользования Перевозчика, является необоснованным, поскольку в таких видах договоров указывается лишь путь Владельца, а указание в договоре на то, что Перевозчику принадлежит 0 м не доказывает отсутствия использования железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД".
В соответствии с п.2.9. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26, договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Как следует из материалов дела, на условиях договора от 01.03.2022 N 1-5/96 осуществляется эксплуатация принадлежащего АО "МГАО Промжелдортранс" железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 10 на продолжении пути N 45 станции Пролетарская, обслуживаемого локомотивом АО "МГАО Промжелдортранс".
Факт использования железнодорожного пути необщего пользования ОАО "РЖД" подтверждается Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащего АО "МГАО Промжелдортранс", а также технической документацией на путь.
Согласно п. 1.2 Инструкции, подача и уборка вагонов на путь, принадлежащий Владельцу, производится локомотивом ЧМЭ-3, принадлежащим Перевозчику. Дальнейшая подача и уборка вагонов к местам погрузки и выгрузки производится локомотивом Владельца.
Железнодорожный путь необщего пользования АО "МГАО Промжелдортранс" примыкает стрелочным переводом N 10 на продолжении пути N 45 станции Пролетарская МСК. Границей железнодорожного пути необщего пользования АО "МГАО Промжелдортранс" является изолирующий стык маневрового светофора Ml2.
В соответствии п.2.1 Инструкции, сдаваемые на железнодорожный путь вагоны подаются маневровым локомотивом Перевозчика. Расстановка по местам погрузки, выгрузки производится локомотивом Владельца. С мест погрузки вагоны убираются локомотивом Владельца на путь N 5. С железнодорожного пути N 5 Владельца вагоны убираются локомотивом Перевозчика по разрешающему сигналу светофора Ml2. Максимальное количество вагонов в каждой сдаваемой передаче на железнодорожный путь необщего пользования - не более 18 вагонов.
В соответствии с п.2.5 Инструкции установлен следующий порядок выезда состава со станции.
Дежурный по станции, получив согласие от начальника смены Владельца, готовит маршрут отправления, открывает маневровый светофор М6, который расположен на железнодорожном подъездном пути N 45 станции Новопролетарская и дает команду составителю поездов Перевозчика на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь АО "МГАО Промжелдортранс".
Таким образом, при производстве подачи и уборки вагонов на железнодорожный выставочный путь N 5 АО "МГАО Промжелдортранс" отсутствует альтернативный вариант заезда без использования железнодорожного подъездного пути N 45 станции Новопролетарская.
Подача и уборка вагонов производится через съезд 2/4 от сигнала М2 за сигнал М6 по направлению пути N 45 локомотивом вперед, далее по направлению 5-го выставочного пути вагонами вперед. Единовременная подача на 5-ый выставочный путь АО "МГАО Промжелдортранс" составляет 18 вагонов по 14 м + локомотив 17,3 м = 269,3-м.
Согласно экспликации станционных путей железнодорожной станции Новопролетарская железнодорожный путь N 45, протяженностью 1018 м., носит статус "подъездной" (от стрелочного перевода N 2 до стрелочного перевода N 116).
Кроме того, в материалах дела имеется технический паспорт на "Подъездной путь" ст.Новопролетарская протяженностью 1018 метров, границы которого установлены от ЦСП N 2 до ЦСП N 116 (путь N 45), и зарегистрировано право собственности, о чем сделана запись регистрации в ЕГРН N 77-01/30-908/20223-658.
В соответствии со ст.2 УЖТ РФ железнодорожные пути общего пользования -железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Поскольку технический паспорт и экспликация содержат сведения о статусе пути "Подъездной путь", следовательно, в силу положений ст.2 УЖТ РФ такой путь относится к путям необщего пользования.
На основании изложенного, вывод суда о том, что материалами дела не подтвержден вид использования железнодорожного пути N 45 как пути необщего пользования, противоречит материалам дела.
Поскольку железнодорожный путь N 45 носит статус "подъездной" и используется при подаче и уборке вагонов АО "МГАО Промжелдортранс", ОАО "РЖД" несет бремя его содержания в технически пригодном состоянии и, соответственно, предполагается обязанность перевозчика по начислению и взиманию платы за использование железнодорожного пути необщего пользования N 45 и включения данного условия в Договор, что соответствует действующей редакции ст. 58 УЖТ РФ.
Выводы суда о том, что плата за использование железнодорожного пути "Перевозчика" включена в сбор за подачу и уборку вагонов и оплачена на основании договора перевозки, основаны на неверном толковании ст.58 УЖТ РФ.
В силу ст.58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
С 1 апреля 2015 года вступили в силу изменения в Устав железнодорожного транспорта, предусматривающие, что за подачу и уборку вагонов взимается сбор, включающий в себя плату за использование подъездного пути перевозчика. Размеры сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование подъездным путем устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что законодательством размер платы за пользование подъездными путями, принадлежащими перевозчику, фактически не установлен, поскольку после исключения в 2011 года из тарифного руководства N 3 платы за пользование путями до настоящего времени данное тарифное руководство не менялось, размер платы может быть определен в договорах с контрагентами.
В соответствии с письмом Минтранса России от 20.04.2015 N 04-04/2202 и ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10 ставки за использование пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений, а ставки действующего Тарифного руководства N 3 могут быть использованы в качестве экономического ориентира.
Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию его расходов на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (пункт 2 статьи 8).
Услуга по предоставлению в пользование ответчику принадлежащего истцу железнодорожного пути необщего пользования для подачи и уборки вагонов не включена в названный Перечень, следовательно, размер взимаемой за такую услугу платы может быть определен по соглашению сторон.
Ежесуточная плата взимается согласно "Порядку применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", утвержденный Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60.
Возражения относительно размера такой платы ответчиком в суд не направлялись.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на то, что затраты, связанные с использованием железнодорожного пути, принадлежащего "Перевозчику", уже включены в сбор за подачу и уборку вагонов, является ошибочным, так как п.2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2001 г. N 35/15, устанавливает только сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом Перевозчика и не регулирует ежесуточную плату за использованием железнодорожного пути, принадлежащего Перевозчику в силу вышеприведенных положений законодательства и разъяснений Минтранса России от 20.04.2015 N 04-04/2202 и ФСТ России от 28.05.2015 N ТС-6279/10.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13 "Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, в силу части 3 статьи 58 Устава условие договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству, поскольку цена этой услуги не является регулируемой и определяется по соглашению сторон.
При таких обстоятельствах, включение в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "МГАО Промжелдортранс" условия о начислении и взимании платы за использование данного железнодорожного пути необщего пользования соответствует ст.58 УЖТ РФ и является обоснованным.
Поскольку выводы суда об отсутствии оснований для включения такой платы в договор не соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела, а также судом были неправильно применены нормы материального права, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п.3 ч.2 ст. 270 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что п. "б" параграфа 17 Договора N 1-5/96 от 01.03.2022 г. следует принять в редакции истца, изложив следующим образом: "Ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" за 269,3 метра, используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД", в соответствии с тарифным планом "Безлимитный-базовый" (приложение N 4 к протоколу правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 г. N 60), из расчета 3375 руб. за 1 км без НДС в сутки. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 908,89 руб. в сутки без учета НДС".
При этом, суд апелляционной инстанции, учитывает, что, в отсутствие в законе права на одностороннее изменение условий договора, такое право может быть предоставлено по соглашению сторон, однако, с учетом возражения ответчика против этого условия, у суда нет предусмотренных законом оснований включения в договор условия о том, что при изменении ОАО "РЖД" ставки платы за использование железнодорожного пути необщего пользования уполномоченный агент системы транспортного обслуживания МТЦФТО производить перерасчет причитающейся "Перевозчику" платы без заключения дополнительного соглашения к договору с письменным уведомлением "Владельца". Данный правовой подход изложен, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 10 июля 2019 г. N 305-ЭС19-1465.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2024 года по делу N А40-181108/22 изменить.
Пункт "б" параграфа 17 Договора N 1-5/96 от 01.03.2022 принять в редакции истца, изложив следующим образом: "Ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" за 269,3 метра, используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД", в соответствии с тарифным планом "Безлимитный-базовый" (приложение N 4 к протоколу правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 г. N 60), из расчета 3375 руб. за 1 км без НДС в сутки. На момент заключения договора плата за использование пути составляет 908,89 руб. в сутки без учета НДС".
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2024 года по делу N А40-181108/22 оставить без изменения.
Взыскать с Акционерного общества "МГАО Промжелдортранс" (ОГРН: 1027739788130, ИНН: 7723015315) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181108/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "МГАО ПРОМЖЕЛДОРТРАНС"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27255/2024
23.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37586/2024
16.05.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181108/2022
05.04.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181108/2022