г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А42-2264/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Бурдоновым И.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18660/2024) ООО "Запсибгазпром-Газификация" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2024 по делу N А42-2264/2024, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация"
к 182 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация" (далее - заявитель, Общество, ООО "Запсибгазпром-Газификация") обратилось в арбитражный суд с заявлением (в редакции от 05.05.2024) об оспаривании постановления 182 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган, Отдел, 182 Отдел ГАСН) от 27.02.2024 по делу N 182-14-2024 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.05.2024 оспариваемое постановление от 27.02.2024 по делу об административном правонарушении N 182-14-2024 изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 250000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает возможным признать правонарушение малозначительным. С учетом письма Министра обороны РФ N 205/1154 от 15.04.2023 заявитель полагает, что факт отсутствия разрешения на строительство не создает угрозу государственным и общественным интересам.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Врио начальника 182 Отдела ГАСН N 62дсп от 23.10.2023 с целью исполнения программы проведения проверок Объекта капитального строительства; истечения исполнения предписания, в отношении, в том числе, ООО "Запсибгазпром-Газификация", в период с 16.11.2023 по 29.11.2023 по месту нахождения объекта капитального строительства проведена выездная проверка строительства указанного Объекта, в рамках которой, должностными лицами Отдела было выявлено, в том числе, что в нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства в период с 14.09.2020 по 30.03.2023 выполнялись без разрешения на строительство.
Результаты осмотра отражены в соответствующем акте N 182-89-2023 от 13.12.2023.
Установив данные обстоятельства, главным инспектором Отдела 182 ОГАСН 16.01.2024 в отношении лица, осуществляющего строительство объекта капитального строительства - ООО "Запсибгазпром-Газификация" (Субподрядчик), составлен протокол об административном правонарушении N 182-14/2024 по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
27.02.2024 постановлением Врио начальника Отдела N 182-14/2024 (с учетом определения об исправлении описки от 29.02.2024) Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава и события вмененного Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установил. Вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным изменить постановление Отдела в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 250 000 руб.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В силу части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Факт правонарушения (осуществление строительства в отсутствие разрешения на строительство) установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и осуществление надлежащего контроля и технического надзора за проведением работ на Объекте, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения ООО "Запсибгазпром-Газификация" к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Доводы Общества о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным правомерно отклонены судом первой инстанции.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что совершенное ООО "Запсибгазпром-Газификация" правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в сфере градостроительной деятельности, что неисполнение заявителем возложенных на него обязанностей может повлиять на качество работ и привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в будущем, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, суд первой инстанции, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить размер назначенного Обществу штрафа до 250 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначение наказания в указанном размере в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 14.05.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 мая 2024 года по делу N А42-2264/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Запсибгазпром-Газификация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2264/2024
Истец: ООО "ЗАПСИБГАЗПРОМ-ГАЗИФИКАЦИЯ"
Ответчик: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации