г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А21-9797/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Целищевой Н.Е.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Кришанс Н.А. (доверенность от 22.12.2023),
от 3-их лиц: 1) Минеевой А.С. (доверенность от 25.09.2023), 2) не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16747/2024) администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2024 по делу N А21-9797/2023 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению администрации городского округа "Город Калининград"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
третьи лица: 1) Министерство обороны Российской Федерации, 2) ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление), в котором просила:
- признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в невнесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:121034:12, а именно в непогашении записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел) и невнесении сведений о праве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б; ул. Осенняя, д. 40;
- обязать Управление внести изменения в ЕГРН в сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:121034:12 путем погашения записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Отдела и внесения сведений о праве общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б; ул. Осенняя, д. 40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) и Отдел.
Решением суда от 08.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация и Отдел, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До начала судебного заседания от Администрации посредством системы "Мой Арбитр" поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции (судебное онлайн-заседание), которое было удовлетворено апелляционным судом, техническая возможность проведения судебного заседания в режиме веб-конференции обеспечена, однако в назначенное время установить соединение с представителем заявителя не удалось (представитель на связь не вышел).
Согласно части 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи либо системы веб-конференции, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Приняв во внимание отсутствие на момент судебного заседания каких-либо технических неполадок у суда при использовании системы веб-конференции, апелляционный суд счел имеющиеся в материалах дела доказательства достаточными для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании, в связи с чем не усмотрел оснований для отложения рассмотрения дела.
Представитель Управления, принявший участие в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение от 08.04.2024 без изменения.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы отзыва, полагал, что апелляционная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Отдел заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация обратилась в Управление (исх. от 26.05.2023 N и-КМИ07/16388) с целью внесения изменений в ЕГРН в сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:121034:12; просила исключить сведения о регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Отдела и внести сведения о праве общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б; ул. Осенняя, д. 40.
Рассмотрев указанное обращение Администрации, Управление отказало во внесении изменений в ЕГРН (ответ от 20.06.2023 N 13-07/01288@). По мнению Управления, если на земельном участке расположено несколько многоквартирных домов либо многоквартирный дом и иные объекты, не предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства такого дома, положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) неприменимы. В связи с этим Управление рекомендовало сформировать земельные участки под каждым многоквартирным домом.
Администрация, полагая данный ответ Управления незаконным, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом заявления Администрации в данном случае является требование о признании незаконным бездействия Управления как органа регистрации прав, выразившегося в неисключении из ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации и праве постоянного (бессрочного) пользования Отдела и в невнесении записи о государственной регистрации права общей долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б и ул. Осенняя, д. 40, в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:121034:12.
Управление осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, расположенные на территории Калининградской области, в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Росреестра от 06.04.2023 N П/0117 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации", и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Как указало Управление в ходе рассмотрения дела, Администрация не обращалась в Управление с заявлением о государственной регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 39:15:121034:12, площадью 19 799 кв.м, местоположение: Калининградская область, г. Калининград, ул. Ломоносова, находится в собственности Российской Федерации, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для военного городка. Право постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок зарегистрировано за Отделом.
В границах спорного земельного участка расположены многоквартирные жилые дома, которым присвоены адреса: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б и ул. Осенняя, д. 40, а также объекты инженерной инфраструктуры.
Администрация в лице Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов 29.05.2023 обратилась в Управление, направив по электронной почте обращение от 26.05.2023 N и-КМИ-07/16388 о рассмотрении возможности внесения изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:121034:12 в части исключения сведений о праве собственности Российской Федерации и праве постоянного (бессрочного) пользования Отдела и внесения сведений о праве общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Ломоносова, д. 4А, 4Б и ул. Осенняя, д. 40.
Как пояснило Управление, указанное обращение Администрации было рассмотрено им в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", между тем такое обращение не может послужить основанием для осуществления Управлением регистрационных действий.
Ответ на обращение Администрации был изложен в письме от 20.06.2023 N 13-07/01288@.
Ни решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ни решение об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав по обращению Администрации от 26.05.2023 N и-КМИ-07/16388 государственным регистратором не выносилось.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как установлено частью 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 37 статьи 70 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг), официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов (далее - личный кабинет), или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Внести изменения в реестр прав и/или в кадастр недвижимости государственный регистратор вправе только на основании волеизъявления правомочного на то лица.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество утверждена Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".
В установленном порядке и по форме, утвержденной органом нормативно-правового регулирования, обращений Администрации о государственной регистрации прав в Управление не поступало. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ).
Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов (далее - Порядок) установлен Приказом Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости".
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что заявление и прилагаемые к нему документы представляются в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемых в орган регистрации прав через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); порталы государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений; официальный сайт, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов; с использованием иных информационных технологий, в том числе веб-сервисов.
Таким образом, направление в орган регистрации прав обращения с просьбой об осуществлении государственной регистрации прав посредством электронной почты не предусмотрено нормами Закона N 218-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения Администрации в Управление.
При таких обстоятельствах у Управления, получившего обращение Администрации от 26.05.2023 N и-КМИ-07/16388, не соответствующее нормативно установленной форме заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и порядку представления документов, отсутствовали предусмотренные Законом N 218-ФЗ основания для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку оспаривание зарегистрированных прав (данном случае права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Отдела) возможно только в исковом производстве, а не путем признания незаконными действий Управления.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права как способ защиты гражданских прав применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор о праве, или правовой неопределенности в наличии права.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания незаконными действий (бездействия) государственных органов.
Выбор способа защиты нарушенного или оспоренного права принадлежит истцу (заявителю).
При этом истец должен обосновать, что избранный им способ защиты предусмотрен законом (статьи 12, 13 ГК РФ), соответствует характеру нарушения, указать кем и какое нарушенное право оспаривается и каким образом оно ведет к защите (восстановлению) его прав (то есть каким образом оно подлежит восстановлению конкретным избранным способом судебном защиты).
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу положений части 5 той же статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП (в настоящее время - ЕГРН). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 Постановления N 10/22).
Фактически правовая позиция Администрации свидетельствует о том, что в данном случае имеется спор о праве (оспаривание зарегистрированных прав на земельный участок), подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.
В свою очередь, выбор заявителем ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий для признания бездействия Управления незаконным, и, как следствие, для удовлетворения требований заявителя.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, в целом аналогичные доводам, приводившимся заявителем в суде первой инстанции, апелляционная коллегия отмечает, что они не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта на основании доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
В связи с изложенным апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.04.2024 по делу N А21-9797/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Е. Целищева |
Судьи |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9797/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БАЛТИЙСКИЙ ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ