г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-46002/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, Д.Г. Вигдорчик, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС N 30 по г.
Москве
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2024 по делу N А40-46002/24
по заявлению Резник Екатерины Сергеевны
к Инспекции федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Резник Е.С. по паспорту; |
от заинтересованного лица: |
Варакин В.А. по доверенности от 29.05.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Резник Екатерина Сергеевна, далее предприниматель, заявитель, обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции ФНС N 30 по г. Москве о признании незаконным и отмене решения N 18-17/9190 от 25.10.2023 г. о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, снижении санкции на основании ст. 112 НК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2024 заявленные требования удовлетворены в части, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части размера штрафа, превышающего 1 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на необоснованное снижение размера санкции, представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Инспекция ФНС России N 30 по г. Москве выставила в адрес налогоплательщика мотивированное требование о представлении документов (информации) N 11334-23 от 06.06.2023 по поручению об истребовании 2 документов (информации) N 5728 от 05.06.2023, направленному в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ Инспекцией Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении Общества с ограниченной ответственностью "НЬЮОШЕР" ИНН 7707714073 КПП 773401001.
В нарушение п.5 ст.93.1 НК РФ налогоплательщик не представил в установленный законодательством о налогах и сборах срок по требованию налогового органа истребуемые документы (информацию).
Согласно п.6 ст.93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых в соответствии с настоящей статьей документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.
В отношении налогоплательщика составлен акт от 28.06.2023 N 18-13/9190 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях.
Налогоплательщик представил возражения относительно акта, согласно которым сообщил: - Налоговым органом не направлялось требование о представлении документов (информации) N 11334-23 от 06.06.2023 по поручению об истребовании документов (информации) N 5728 от 05.06.2023 в период с 01 по 30.06.2023 г., квитанция о приеме.
Налоговым органом рассмотрены материалы, на основании которых было вынесено решение N 18-17/9190 от 25.10.2023 г. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации с назначением штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с решением N 18-17/9190 от 25.10.2023 г., заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. Решением от 27.11.2023 г. N21-10/138605@, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве оставило жалобу Резник Е.С. на решение Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве 25.10.2023 N 18- 17/9190 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми налоговыми органами решениями, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, 3 установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В силу пункта 6 части I статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Нормой п. 4 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого потребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ.
В форме требования о представлении документов (информации), утвержденной Приказом N ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 г, приводятся наименования документов, период, к которому они относятся, и их реквизиты или иные индивидуализирующие признаки (при наличии).
В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 указанной статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 НК РФ. Указанное уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов установлен Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (Приложение N 21). Судом установлено, что Налоговым органом Заявителю направлено Требование от 06.06.2023 N 11334-23 о представлении документов (информации).
В связи с непредставлением Заявителем документов и информации по Требованию, налоговым органом составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) от 28.06.2023 N 18-13/9190 и вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно содержанию и смыслу ст. 93.1 НК РФ в совокупности с Приказом N ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 г. следует, что при истребовании документов в требовании должны содержаться сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы - наименование, реквизиты, период, иные идентифицирующие признаки документа или признаки, позволяющие идентифицировать сделку.
Следовательно, налоговый орган вправе при истребовании документов не указывать точные реквизиты, если они неизвестны, но обязан сформулировать требование таким образом, чтобы из него было ясно, какие документы, за какой период и в отношении кого им истребуются.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) в порядке пункта 1 статьи 93 НК РФ.
К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ). Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1, 1.1 и 3.1 5 настоящей статьи, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Судом установлено, что инспекцией на основании поручения об истребовании документов (информации) от 05.06.2023 N 5728 ИФНС России N 34 по г. Москве в адрес Заявителя по телекоммуникационным каналам связи направлено Требование, которое получено налогоплательщиком 06.06.2023, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
Принимая во внимание положения статьи 6.1 НК РФ, запрашиваемые по Требованию документы (информация), в рассматриваемом случае должны быть представлены в срок до 14.06.2022.
В материалах судебного дела имеется достаточно доказательств, согласно которым имеется факт направления документов по телекоммуникационным каналам связи и получения Требования, в связи с чем довод, заявителя о нарушении формата электронного документооборота при направлении Требования и, как следствие, отсутствии условий привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, подлежит отклонению.
Между тем, первой инстанции указал следующее.
Согласно п.2 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 112 НК РФ установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Так судом учтено, что заявитель является субъектом малого предпринимательства и ссылается на совершение налогового правонарушения неумышленно впервые.
Суд посчитал, что штраф в размере 10 000 руб. при указанных обстоятельствах не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного налогового правонарушения, связанного с непредставлением документов (информации) и снизил размер штрафа до 1 000 руб.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии оснований у суда для снижения санкций по оспариваемому решению, апелляционный суд принимает во внимание, что в абзаце 2 пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен только минимальный размер снижения налоговой санкции, суд может уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2024 по делу N А40-46002/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46002/2024
Истец: Резник Екатерина СЕРГЕЕВНА
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве