г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А76-37359/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корсаковой М.В.,
судей Калашника С.Е., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинский завод по производству коксохимической продукции" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2024 по делу N А76-37359/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Челябинский завод по производству коксохимической продукции" - Попсуев Д.М. (паспорт, доверенность от 14.02.2024, диплом);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Челябинской области - Рауцкая Ю.А. (служебное удостоверение, доверенность от 13.05.2024, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский завод по производству коксохимической продукции" (далее - заявитель, ООО "Мечел-Кокс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) о признании недействительным пункта 1.1 предписания от 29.09.2023 N 07/33/43 в части возложения обязанности по оформлению в установленном порядке проекта (откорректированного) на санитарно-защитную зону согласно требований Постановления Правительства Российской Федерации N 222 от 03.03.2018 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 222 от 03.03.2018), согласно требований п. 4.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - третье лицо, ПАО "ЧМК").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Мечел-Кокс" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда представленным в дело доказательствам. По мнению заявителя, судом первой инстанции при вынесении спорного решения не учтено, что ООО "Мечел-Кокс" находится в центре промышленной площадки ПАО "ЧМК", предполагаемая граница санитарно-защитной зоны от объектов ООО "Мечел-Кокс" не выходит за границы промышленной площадки ПАО "ЧМК", в связи с чем ООО "Мечел-Кокс" самостоятельно не имеет возможности оформить в установленном порядке проект (откорректированный) на санитарно-защитную зону. Предписание не конкретизировано, для какого объекта необходимо оформить в установленном порядке проект (откорректированный) на санитарно-защитную зону. ПАО "ЧМК" в настоящее время ведется работа по установлению единой санитарно-защитной зоны для группы предприятий промышленной площадки ПАО "ЧМК".
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет. В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель ООО "Мечел-Кокс" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления Роспотребнадзора по Челябинской области поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, просила отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области была проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении ООО "Мечел-Кокс".
По результатам проверки составлен акт проверки N 07/32/89 от 29.09.2023, согласно п. 11 которого ООО "Мечел-Кокс" входит в группу предприятий, расположенных на единой промышленной площадке: ПАО "ЧМК", ООО "Мечел-Материалы" по адресу: 454047, г. Челябинск, ул. 2-ая Павелецкая, д. 14, у которых отсутствует откорректированный согласно требований постановления Правительства Российской Федерации N 222 от 03.03.2018 проект санитарно-защитных зон для групп предприятий, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Указанное нарушение, в том числе, послужило основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 29.09.2023 N 07/33/43, п. 1, 1.1 которого обществу предписано разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием в п. 1.1. - 1.7. перечня мероприятий, которые необходимо включить в план; оформить в установленном порядке проект (откорректированный) на санитарно-защитную зону согласно требований постановления Правительства Российской Федерации N 222 от 03.03.2018 и п. 4.1, п. 4.2, п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Не согласившись с выданным предписанием в указанной части, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о его оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание законно, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда верными, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
С момента вступления в силу eуказанного постановления от 03.03.2018 N 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008 N 10995), действуют в части, не противоречащей Правилам.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размерам санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитных зон, требования к их организации и благоустройству.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации (согласно п. 3.1 Санитарных правил) проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В соответствии с п. 3.12 санитарных правил размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Как верно установлено Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области и учтено судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения, ООО "МечелКокс" является действующим промышленным предприятием, в силу чего п. 3.12 санитарных правил распространяет свое действие на указанное юридическое лицо.
При этом объект ООО "Мечел-Кокс" также является постоянно реконструируемым объектом, поскольку по технологическому процессу, описанному в проекте ПДВ, в процессе эксплуатации коксовых батарей идет их постоянная модернизация для снижения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 3.13 санитарных правил размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Основным видом хозяйственной деятельности ООО "Мечел-Кокс" является производство коксохимической продукции.
Согласно таблице 7.1 раздела 2 п.2.1.11 СанПиН 1200-03 объект по производству и получению кокса относится к первому классу опасности.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объекта I класса опасности является обязательной (согласно п. 3.1 санитарных правил).
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В 2015 году группой юридических лиц был разработан проект санитарно-защитной зоны проект (предварительной) для группы предприятий, расположенных на промышленной площадке ОАО "ЧМК": г. Челябинск, ул. 2-ая Павелецкая 14.
Согласно экспертного заключения, выданного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" по данному проекту, в группу предприятий входит в том числе и юридическое лицо ООО "Мечел-Кокс".
В вышеуказанном проекте размер санитарно-защитной зоны был обоснован расчетами, представляющими собой замкнутую ломаную линию переменного размера от границ промплощадки ОАО "ЧМК" от 0 до 910 м.
На данный проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для группы предприятий, расположенных на промышленной площадке ОАО "ЧМК", Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам N 74.50.02.000.Т.000587.04.15 от 22.04.2015.
Для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны юридическому лицу необходимо было выполнить на границе предложенной (расчетной) санитарно-защитной зоны лабораторные исследования атмосферного воздуха и инструментальные измерения физических факторов (шум, электромагнитные поля, вибрация) в соответствии с программой натурных наблюдений, представленной в проекте.
В соответствии с п. 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Как указал в ходе судебного разбирательства представитель Управления, до настоящего времени материалы для принятия решения об установлении окончательного размера санитарно-защитных зон как для группы предприятий ПАО ЧМК так и для ООО "Мечел-Кокс" (как объекта первого класса опасности) в Управление не поступали. Данное обстоятельство не опровергнуто.
В соответствии с п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Как следует из материалов дела, у заявителя в нарушение данного пункта в проекте ПДВ отсутствуют сведения, предусмотренные п.п. "б", "в", "г" вышеуказанного пункта.
Таким образом, проект на промышленную площадку для группы предприятий ПАО "ЧМК" (куда входит и ООО "Мечел-Кокс"), расположенную по адресу: г. Челябинск, ул. 2-ая Павелецкая, 14, не откорректирован в соответствии с действующим законодательством.
Как на момент проверки на предприятии ООО "Мечел-кокс", так и на момент рассмотрения дела, действует проект ПДВ, на который Управлением выдано СЭЗ от 30.11.2020 N 74.05.02.000.Т.001476.11.20, в данном проекте наименование источников воздействия на окружающую среду отличается от наименований источников, учтенных при расчете размеров санитарно-защитной зоны в 2015 г.
Доводы заявителя обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм, в соответствии с п. 16 Правил юридическим лицом должны были быть выполнены работы по корректировке расчетов санитарно-защитной зоны или передаче данных для корректировки ранее выполненного проекта санитарно-защитной зоны в 2015 г.
Изложенное свидетельствует о законности предписания в оспариваемой части и отсутствии нарушения им прав заявителя, на что верно указано судом первой инстанции.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов) санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Таким образом, доводы заявителя о том, что ООО "Мечел-Кокс" самостоятельно не имеет возможности оформить в установленном порядке проект на санитарно-защитную зону нельзя признать состоятельными, поскольку для каждого промышленного объекта санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально.
Ссылки заявителя, что проект санитарно-защитной зоны разрабатывает ПАО "ЧМК" не влияют на выводы суда. Проект санитарно-защитной зоны (предварительной) для группы предприятий, расположенных на промышленной площадке ОАО "ЧМК", не приведен в соответствие с действующим законодательством.
Доводы заявителя о том, что в силу ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ срок исполнения обязанностей, который определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, еще не наступил, подлежат отклонению.
Согласно ч. 14 ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 г. либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 г., за исключением случаев, предусмотренных частями 13 и 15 настоящей статьи.
Вместе с тем, срок установления санитарно-защитной зоны, определенный ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ, предполагает получение решения об установлении санитарно-защитной зоны. Но в настоящее время у группы предприятий указанный проект от 2015 года не содержит информацию в соответствии с требованиями п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, в связи с чем юридическими лицами, расположенными на единой промышленной площадке, куда входит и ООО "Мечел-Кокс" должны быть выполнены лабораторные исследования на границе обоснованной санитарно-защитной зоны и откорректирован проект.
Таким образом, предписание обществу "Мечел-Кокс" вынесено законно и обоснованно, оснований считать его неконкретным, неисполнимым не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую оценку со стороны суда первой инстанции и Управления, оснований не согласиться с которой у апелляционной суда не имеется, доводы апелляционной жалобы заявителя подлежат отклонению по вышеизложенным в постановлении мотивам как не свидетельствующие об ошибочности сделанных судом по существу спора выводов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2024 по делу N А76-37359/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябинский завод по производству коксохимической продукции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Корсакова |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37359/2023
Истец: ООО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОКСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПАО "ЧМК"