город Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-4737/24 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Птанской Е.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 марта 2024 года по делу N А40-4737/24, принятое судьей О.Ю. Лежневой, в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТК Курс"
(ОГРН: 1217500004655, ИНН: 7536187949)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании неустойки в размере 83 325 руб. 23 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТК Курс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании неустойки в размере 83 325 руб. 23 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19 января 2024 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2024 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана сумма неустойки в размере 42 227 руб. 64 коп., в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано, также суд применил положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда оставить без изменений.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, перевозчиком допущены нарушения сроков доставки грузов по накладным, указанным в расчете к иску (N N 32784198, 32784361, 32784321, 32891563, 32895999, 32891633, 32896345, 32819926).
Согласно приложенному расчету, пени за просрочку доставки груза составляет 83 325,23 руб. В соответствии со ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 97 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в размере 83 325 руб. 23 коп.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что истцом неверно произведен расчет провозной платы и неустойки по накладной 32819926, сумма, подлежащая отклонению, составляет 18 359 руб. 63 коп., в остальной части требование о взыскании пени за превышение срока доставки груза подлежат удовлетворению в части 42 227 руб. 64 коп., с учетом ходатайства ответчика, о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно параграфу 1 статьи 14 СМГС, в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю.
Заключение договора перевозки подтверждается накладной. Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства (параграфы 3, 5 статьи 14 СМГС).
На основании параграфа 3 статьи 37 СМГС перевозчик несет ответственность за превышение срока доставки груза.
Согласно статье 45 СМГС, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, исчисленный в соответствии со статьей 24 "Срок доставки груза", перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки. Размер неустойки зависит от длительности в просрочке доставки груза и составляет процентное соотношение к провозной плате.
О заключении между сторонами договора международной перевозки от станций отправления, находящихся на территории Китайской Народной Республики, до станций назначения, находящихся на территории Российской Федерации, свидетельствуют представленные истцом в материалы дела железнодорожные накладные СМГС: N N 32784198, 32784361, 32784321, 32891563, 32895999, 32891633, 32896345, 32819926.
Сроки доставки груза рассчитываются самим перевозчиком на основании статьи 24 СМГС и указываются в соответствующих разделах электронной накладной СМГС в АС ЭТРАН.
Расчет неустойки произведен истцом на основании информации, внесенной перевозчиком в систему АС ЭТРАН, представленные в материалы дела накладные также выгружены из АС ЭТРАН, содержат календарные штемпели, проставленные самим ответчиком.
Истцом в материалы дела дополнительно представлялась детализация расчета срока доставки, выгруженная из системы АС ЭТРАН.
В связи с чем, довод ответчика, о том, что документы направленные истцом в материалы дела, не могут считаться доказательствами, голословен и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Доказательств невозможности получения ответчиком необходимой информации для рассмотрения претензий и настоящих исковых требований, в том числе из системы АС ЭТРАН (автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки), обладателем которой является ОАО "РЖД", последним не представлено.
Также ответчиком не представлено документов, опровергающих обстоятельства, расчеты и доказательства, представленные истцом.
Отсутствие электронного документооборота между ОАО "РЖД" и Китайской железной дорогой (далее КЖД), а также сведений в накладной о тарифном расстоянии по территории КНР и платы, взимаемой КЖД с грузоотправителей, не должно освобождать перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки (параграф второй статьи 45 СМГС).
Довод ответчика о том, что превышение сроков доставки произошло на КЖД, в связи с чем, истец неправомерно произвел расчет неустойки от провозной платы по российской железной дороге, не может быть принят во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что просрочка допущена именно на КЖД.
Истец произвел расчет неустойки исходя из величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки (параграф 2 статьи 45 СМГС).
Кроме того, после прохождения спорных вагонов пограничной станции Российской Федерации, договорным перевозчиком, на которого возлагаются обязательства по перевозке в установленные сроки, а также ответственность за превышение срока доставки груза, становится ОАО "РЖД".
Факт превышения срока доставки грузов подтвержден отметками в накладной. Указанный факт надлежащими доказательствами ответчиком не опровергнут.
Примененный в расчете размер неустойки, установлен Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Служебной инструкцией к СМГС (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 2023 года), т.е. неустойка является законной (статья 332 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, рассмотрены судом апелляционной инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд оценив их в совокупности на основании статей 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. У арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения или отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2024 года по делу N А40-4737/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4737/2024
Истец: ООО "ТК КУРС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"