г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А07-11138/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Корсаковой М.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2024 по делу N А07-11138/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель Государственного казенного учреждения Управления капитального строительства Республики Башкортостан - Эльвина Э.Н. (доверенность от 11.06.2024, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - истец, ГКУ УКС РБ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Билд" (далее - ответчик, общество "Билд") о взыскании неустойки за период с 11.12.2021 по 29.03.2023 в размере 814 587 руб. 92 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Система" (далее - третье лицо, общество "СК "Система").
Решением суда от 20.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие оснований для списания начисленной неустойки, поскольку подрядчиком не подтверждено наличие неустойки в соответствии с п. 7 правил постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Апеллянт указывает, что работы на спорном объекте выполнены частично на сумму 80 078 920 руб. 47 коп., не выполнены и не представлены к приемке в установленные контрактом сроки работы на сумму 6 874 159 руб. 67 коп.
Определением от 17.05.2024 апелляционная жалоба принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 12.07.2024.
К дате судебного заседания со стороны общества "Билд" в материалы дела поступил отзыв, согласно которому сторона ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2024 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 12.08.2024.
К дате судебного заседания (заблаговременно) лицам, участвующим в деле, предложено представить и подтвердить ссылками на представленные в материалы дела доказательства письменные пояснения относительно объемов (полноты) исполнения государственного контракта от 12.10.2021 N 04/2021-87, прекращения его действия в связи с полным исполнением или при неисполнении в части работ на сумму 6 874 159 руб. 67 коп.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2024 в составе суда произведена замена судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В., в связи с нахождением в отпуске, на судей Корсакову М.В., Плаксину Н.Г., после отложения рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
К дате судебного заседания со стороны общества "Билд" поступило ходатайство о приобщении к материалам копии справки о стоимости выполненных работ и затрат от 29.03.2024 N 6. Документ приобщен судом в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Учреждением (Государственный заказчик) и обществом "Билд" (Генеральный подрядчик) заключен государственный контракт от 12.10.2021 N 04/2021-87 (далее - контракт), согласно которому Генеральный подрядчик обязуется выполнить по заданию Государственного заказчика строительно-монтажные, пусконаладочные работы, поставку оборудования, неразрывно связанного с производством работ (далее - Работы), по объекту "Строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Шаран (Шаранский район)", (далее - Объект) в соответствии с условиями Контракта, действующими техническими регламентами, строительными нормами и правилами, проектной документацией (с учетом положений, установленных в пунктах N 1, 2 Раздела N 1 Технического задания документации об электронном аукционе, по результатам которого заключён Контракт) и в установленные Контрактом сроки, а Государственный заказчик обязуется принять выполненные Генеральным подрядчиком Работы и оплатить их в установленном Контрактом порядке.
Срок выполнения работ по договору: в течение 7 (семи) календарных дней с момента передачи Генеральному подрядчику строительной площадки под строительство; окончание работ: 10 декабря 2021 года. Работы считаются выполненными Генеральным подрядчиком в полном объеме после подписания сторонами акта приемки законченного строительством Объекта (унифицированная форма N КС-11) и при наличии "Заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов" (далее - Заключение), выданного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (пункт 2.1 контракта).
Цена составляет 86 953 080 руб. 14 коп. Цена контракта определяется в соответствии со Сметой контракта по Объекту (Приложение N 1 к контракту) (далее - Смета контракта), которая составляется на основании проекта Сметы контракта, предусмотренного документацией об осуществлении закупки, и с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта по итогам проведения электронного аукциона (пункт 3.1 контракта).
Дополнительным соглашением N 1 от 04.04.2022, стороны изменили срок исполнения обязательств сторон по контракту до 30.09.2022.
Дополнительным соглашением N 3 от 29.12.2022, стороны изменили сметы контракта и спецификации оборудования, при этом срок действия контракта не продлен.
Дополнительным соглашением N 4 от 10.03.2023, стороны изменили срок исполнения обязательств сторон по контракту до 30.03.2023.
Согласно пункту 3.1 контракта, в редакции дополнительного соглашения N 2 от 19.05.2022, цена контракта составляет 86 953 080 руб. 14 коп.
Дополнительным соглашением N 4 от 10.03.2023 срок исполнения обязательств сторон по контракту продлен до 30.03.2023.
Учреждение в обосновании исковых требований указывает, что обязательства по договору выполнены обществом "Билд" с просрочкой, что подтверждается актами о приемки выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат.
В соответствии с пунктом 12.4 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения Контракта) и фактически исполненных Генеральным подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
По данным Учреждения по состоянию на 29.03.2023 работы на объекте выполнены частично на сумму 80 078 920 руб. 47 коп., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 от 28.09.2022 N 5.
Учреждение направило в адрес общества "Билд" претензию от 29.03.2023 N 10-317 с требованиями об оплате пени в размере 814 587 руб. 92 коп. за просрочку исполнения обязательств по контракту.
В ответ на эту претензию общество "Билд" письмом от 30.03.2023 исх.N 737 указало на необоснованность предъявляемых ему требований.
Поскольку в добровольном порядке общество "Билд" не исполнило требования, изложенные в претензии, Учреждение обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисленная неустойка подлежит списанию по правилам постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правовое регулирование правоотношений определено главой 37 ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно статье 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Аналогичный порядок расчета неустойки установлен пунктом 12.4 контракта.
Истцом верно произведен расчет неустойки за период с 11.12.2021 по 29.03.2023 на сумму 814 587 руб. 92 коп.
Апелляционной коллегией не выявлено обстоятельств, установление которых могло бы повлечь определение иного размера подлежащей взысканию неустойки.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил основания для списания неустойки, поскольку начисленная неустойка (814 587 руб. 92 коп.) не превышает 5% от цены контракта - 86 953 080 руб. 14 коп., контракт исполнен. Полностью.
Податель жалобы полагает, что у суда отсутствовали основания для вывода о наличии у заказчика оснований для списания начисленной неустойки, ввиду неисполнения подрядчиком пункта 7 Правил N 783.
Между тем суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о наличии условий для списания неустойки правомерными, а доводы апеллянта - несостоятельными и подлежащими отклонению.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные подрядчику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, указанных в подпунктах "а" - "г" указанного пункта.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 340) определено, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Правовой подход об обязанности заказчика списать неустойку нашел отражение в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 в тексте слова "осуществления заказчиком" и "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах" исключены. Следовательно, ограничение во времени для списания неустоек снято, год фактического исполнения контракта не имеет правового значения.
Как указано выше, факт выполнения работ ответчика с нарушением срока, установленного контрактом, установлен судом и сторонами не оспаривается.
Доводы апеллянта со ссылкой на пункт 7 Правил N 783 о неправомерности решения о списании неустойки с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняются.
Несовершение подрядчиком действий по учету возникшей задолженности не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Пункт 7 Правил N 783 относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но не может быть истолкован как препятствующий суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 421 статьи 112 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 3, пункта 11 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2024 по делу N А40-192470/2022).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь изложенными правовыми позициями, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии на стороне Учреждения обязанности по списанию неустойки в порядке, установленном частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и Правил N 783.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований о взыскании неустойки в размере 814 587 руб. 92 коп.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2024 по делу N А07-11138/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11138/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "БИЛД"
Третье лицо: ООО СК "СИСТЕМА"