г. Москва |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А40-36981/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2024 по делу N А40-36981/2024
по заявлению: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Абдуллаева А.А. кызы по доверенности от 27.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
Левицкая Н.В. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 05.12.2023 N КУВД-001/2023-38517939/4, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Решением от 06.06.2024 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав принятый судебный акт тем, что Управление не имело законных оснований для отказа в регистрации права собственности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление обратилось в Управление с заявлением 29.08.2023 КУВД-001/2023-38517939 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении нежилого здания с кадастровым номером: 77:01:0006043:1040, по адресу: г. Москва, ул. Международная, д. 37.
Уведомлением Управления от 05.12.2023 N КУВД-001/2023-3 8517939/4 Территориальному управлению было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объекта с кадастровым номером 77:01:0006043:1040.
В качестве основания для вынесения решения об отказе Управлением Росреестра по г. Москве было указано, что выписка из реестра государственного и муниципального имущества не может являться документом - основанием для регистрации права собственности, поскольку годом постройки здания является 1999 год.
В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, кроме всего прочего, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8 ст. 14 Закона о регистрации).
Согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости указано 63 основания для приостановления регистрационных действий. Указанный перечень является закрытым, произвольному расширению и трактовке не подлежит.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) нежилое здание - гараж, площадью 132,1 кв. м. с кадастровым номером 77:01:0006043:1040, расположено по адресу: г. Москва, ул. Международная, д. 37. Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:23.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт. Земельный участок представлен ОАО "Российские железные дороги" по договору аренды N Д-22/ДА2019-25-3.
Согласно Выписке из реестра федерального имущества N 2319/6 документом-основанием возникновения права собственности Российской Федерации в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0006043:1040 является Федеральный закон от 27.02.2003 N 29 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановление Правительства от 18.09.2003 N 585.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Абзац 2 п. 3 ст. 4 вышеназванного закона определяет, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 2 ст. 3, п.2 ст. 4 Закона N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД".
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте.
Фактическое право собственности подтверждается письмом Филиала ОАО "РЖД" Московская железная дорога" от 22.06.2023 N ИСХ-5864/МОСК НРИ где указывается, что здание в уставный капитал ОАО "РЖД" не внесено, однако, учитывается на забалансовом счете структурного подразделения Московской железной дороги и будет включено в перечень объектов предполагаемых дополнительному внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" после государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23 июня 2023 г. N 131.
В соответствии с п. 4. раздела II Положения ТУ Росимущества в г. Москве осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, котором территориальный орган осуществляет свои полномочия.
Согласно Положению ТУ Росимущества в г. Москве осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.06.2024 по делу N А40-36981/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36981/2024
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ