город Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-3710/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Расторгуева Е.Б., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шакк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2024 по делу N А40-3710/23
по иску ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 7729314745)
к ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 5047041033)
третьи лица: 1. ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России
(ИНН: 2723020115),
2. Минобороны России (ИНН: 7704252261),
о взыскании задолженности и неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца: Румянцев Д.К. по доверенности от 08.12.2023;
от ответчика: Гончарова Ю.Е. по доверенности от 15.03.2024;
от третьего лица 1: не явился, извещен;
от третьего лица 2 Гончарова Ю.Е. по доверенности от 03.06.2024;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании основного долга в размере 17 137 124 руб. 47 коп., пени за период с 11.05.2021 г. по 20.12.2022 г. в размере 2 916 138 руб. 38 коп. с последующим начислением (с учётом заявления об уточнении исковых требований).
Решением суда от 04.07.2024 с Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 5047041033) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745) взыскана сумма основного долга в размере 17 137 124 (семнадцать миллионов сто тридцать семь тысяч сто двадцать четыре) рубля 47 копеек, пени в размере 1 320 588 (один миллион триста двадцать тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 56 копеек, пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, но не более 9,5% годовых, начисленные на сумму основного долга за период с 21.12.2022 г. по день фактической оплаты основного долга. В остальной части иска отказано.
ФГАУ "Росжилкомплекс" не согласилось с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; ссылается на несоразмерность начисленных пени последствиям нарушения обязательства, на частичную заселенность спорных помещений.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155 на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложены функции по обеспечению энергетическими ресурсами объектов Минобороны России.
В целях исполнения возложенных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены договоры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с соответствующими ресурсоснабжающими организациями на территориях Хабаровского края и Приморского края.
Из материалов дела следует, что во исполнение приказов N 3123 от 28.12.2020 г., N 447 от 17.02.2021 г., N 732 от 16.03.2021 г., N 1227 от 20.04.2021 г., N 1604 от 28.05.2021 г., N 2781 от 31.08.2021 г., N 3025 от 23.09.2021 г., N 1271 от 06.05.2022 г., N 1272 от 06.05.2022 г., N 1865 от 14.06.2022 г. Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации за Ответчиком на праве оперативного управления были закреплены жилые и нежилые помещения, расположенные в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, обслуживаемых Истцом.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГАУ "Росжилкомплекс" по оплате потребленных коммунальных расходов в период с 01.04.2021 г. по 31.12.2021 г. в сумме 17 137 124 руб. 47 коп., в связи с чем начислены пени в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ за период с 11.05.2021 г. по 20.12.2022 г. в размере 2 916 138 руб. 38 коп. с последующим начислением.
Размер платы определен истцом в соответствии с нормативными актами, что отражено в представленном истцом расчете.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что ст. 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Расчет задолженности произведен с учетом момента передачи спорных помещений в пользование физических лиц по договорам служебного найма.
Таким образом, заявленная сумма задолженности в размере 17 137 124 руб. 47 коп. рассчитана истцом с учетом возражений ответчика относительно суммы задолженности.
В силу части 14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со ст.ст. 329-331 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Подпунктом "в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 20.05.2022 N 912 установлено, что с 28 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. при применении порядка начисления пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренного частями 9.1 - 9.3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении", а также в целях расчета пеней за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренным Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", взамен ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на 27 февраля 2022 г..
Абзацем первым пункта 1 Постановления Правительства РФ 26.03.2022 N 474 установлено, что до 1 января 2023 г. начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.
Согласно информационному письму Банка России от 11.02.2022, ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации за период с 14.02.2022 по 27.02.2022 составляет 9,5%.
Судом первой инстанции правомерно произведен перерасчет пени в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022, исходя из ставки рефинансирования Банка России 9,5%, что составляет 1 320 588 руб. 56 коп.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных истцом услуг, правомерны выводы суда первой инстанции о взыскании документально подтвержденной задолженности в сумме 17 137 124 (семнадцать миллионов сто тридцать семь тысяч сто двадцать четыре) рубля 47 копеек, пени в размере 1 320 588 (один миллион триста двадцать тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 56 копеек, пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, но не более 9,5% годовых, начисленные на сумму основного долга за период с 21.12.2022 г. по день фактической оплаты основного долга.
Судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Суд апелляционной инстанции с учетом позиции высших судебных инстанций, не усматривает наличия предусмотренных законом оснований для снижения размера неустойки и применения положений ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку размер неустойки и период начисления определен судом первой инстанции в соответствии с условиями договора, а также с соблюдением принципов разумности, справедливости и с учетом баланса интересов обеих сторон.
Доводы апелляционной жалобы о заселенности спорных жилых помещений не имеют документального подтверждения. Бремя доказывания факта заселенности спорных жилых помещений в соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (ФГАУ "Росжилкомплекс").
Вместе с тем, доводы апелляционных жалоб об отсутствии обязанности ответчика по оплате данной задолженности противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению расходов на содержание общего имущества МКД, а также правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Отсутствие факта регистрации за ответчиком права оперативного управления в органах Росреестра не является основанием для освобождения от обязательств по несению расходов, приходящихся на данный объект недвижимости, поскольку в материалы дела представлены действительные ненормативные акты Минобороны России по распоряжению спорными помещениями, согласно которым спорные помещения переданы во владение учреждения Минобороны России - ФГАУ "Росжилкомплекс".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2024 по делу N А40-3710/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3710/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ХАБАРОВСКАЯ КВАРТИРНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ЧАСТЬ