г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А26-10257/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Изотовой С.В., Целищевой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Марченко С.А.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Тумаков А.С. по доверенности от 27.06.2024
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13351/2024) (заявление) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2024 по делу N А26-10257/2023 (судья Таратунин Р.Б.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачева Вячеслава Владимировича
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачев Вячеслав Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:2168 и 10:20:0064702:2166, изложенном в письме от 30.10.2023 N 29061/12.4-21, и возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования этих земельных участков на "сельскохозяйственное использование".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2024 заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что среди видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных ПЗЗ в территориальной зоне Сх2, отсутствует вид, указанный в заявлении предпринимателя.
В настоящее судебное заседание явился представитель заявителя, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках арбитражных дел N А26-1693/2022 и N А26-1695/2022 29.10.2021 Горбачев В.В. обратился к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 35220 кв.м. и 47107 кв.м., расположенных в кадастровом квартале 10:20:0064702 (Прионежский район Республики Карелия, д. Ужесельга).
Решениями суда по данным делам, соответственно, от 22.06.2022 и от 23.06.2022 на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Горбачева В.В. от 29.10.2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду указанных земельных участков.
По результатам исполнения этих судебных решений Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия 04.05.2023 вынесло распоряжения N 2436-м/20р и N 2437-м/20р о предварительном согласовании предоставления земельных участков, согласно которым утверждены схемы расположения земельных участков площадью, соответственно, 47107 кв.м. и 35220 кв.м. с видом разрешенного использования - запас, и Горбачеву В.В. предварительно согласовано предоставление этих земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования - ведения пчеловодства и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В этих распоряжениях также указано, что Горбачеву В.В. надлежит провести работы по формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, перевести участки из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли сельскохозяйственного назначения" и изменить вид разрешенного использования земельных участков с "запас" на "сельскохозяйственное использование".
Во исполнение названных распоряжений Горбачев В.В. сформировал и поставил спорные участки на кадастровый учет (участок площадью 47107 кв.м. приобрел кадастровый номер 10:20:0064702:2168, участок площадью 35220 кв.м. -кадастровый номер 10:20:0064702:2166).
Кроме того, на основании ходатайства Горбачева В.В. Правительство Республики Карелия вынесло распоряжение от 12.09.2023 N 969р-П о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:2168 и 10:20:0064702:2166 из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
21.09.2023 в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступили заявления Горбачева В.В. от 13.09.2023 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0064702:2166 и 10:20:0064702:2168 с "запас" на "сельскохозяйственное использование".
Оспариваемым решением Министерства от 30.10.2023 N 29061/12.4-21 в удовлетворении данных заявлений было отказано.
Предъявленные в арбитражный суд требования Горбачев В.В. обосновал отсутствием оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с вышеупомянутым Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (подпункт 50.3 пункта 9).
Об отсутствии у себя полномочий на рассмотрение заявлений об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков ответчик не заявил.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из оспариваемого отказа, его причиной послужило то, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0064702:2166 и 10:20:0064702:2168 расположены в территориальной зоне "Сх2. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС". Однако среди видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Правилами в территориальной зоне Сх2, вид разрешенного использования, предусматривающий использование земельного участка для цели указанной предпринимателем в заявлении, отсутствует. Таким образом, изменение вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на вид разрешенного использования - "сельскохозяйственное использование" приведет, по мнению Министерства, к нарушению требований земельного и градостроительного законодательства.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса указано, что правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым содержание такого вида разрешенного использования земельного участка как сельскохозяйственное использование включает в себя содержание нескольких видов разрешенного использования (с кодами 1.1-1.20), в том числе пчеловодство (код 1.12) и хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений (пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса).
Как видно из представленной в материалы дела выписки из Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района, земельные участки, расположенные в Зоне Сх2 (Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС), к которым относятся земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0064702:2166 и 10:20:0064702:2168, предназначены для использования в целях и пчеловодства, и хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, то есть для осуществления тех видов деятельности, для которых эти участки изначально испрашивались Горбачевым В.В. и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия были вынесены распоряжения N 2436-м/20р и N 2437-м/20р.
Следовательно, изложенное в решении N 29061/12.4-21 утверждение заинтересованного лица об отсутствии в территориальной зоне Сх2 Деревянского сельского поселения испрашиваемого Горбачевым В.В. в заявлениях от 13.09.2023 вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" не соответствует материалам дела и является необоснованным.
Кроме того, Министерство само определило подлежащий установлению для спорных участков вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" (последний абз. п. 3 Распоряжений от 04.05.2023).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно счел, что оспариваемое решение было вынесено в отсутствие фактических и правовых оснований для отказа в удовлетворении заявлений от 13.09.2023 и повлекло для заявителя невозможность реализации права на получение спорных земельных участков в аренду без торгов.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2024 по делу N А26-10257/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10257/2023
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачев Вячеслав Владимирович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Третье лицо: Тумаков Андрей Станиславович