г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А76-28307/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаптевой В.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.05.2024 по делу N А76-28307/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Курбацких Василия Августиновича - Анастопулова Вероника Александровна (доверенность от 15.06.2023, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Южанина Анна Викторовна (доверенность от 22.02.2024, диплом, свидетельство о заключении брака, служебное удостоверение);
Индивидуальный предприниматель Курбацких Василий Августинович (далее - ИП заявитель, ИП Курбацких В.А.), индивидуальный предприниматель Попова Алевтина Ивановна (далее - заявитель, ИП Попова А.И.) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Комитет) об отказе в предоставлении муниципальной услуги, выраженного в письме от 08.06.2023 N 27052;
об обязании Комитета в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда предоставить земельный участок с кадастровым номером 74:36:05090009:16 в общую долевую собственность заявителей, направив заявителям проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:36:05090009:16, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская (с учетом уточнения заявленных требований от 27.09.2023, которое с соблюдением положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято арбитражным судом, т.д. 2, л.д. 20).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определениями суда от 10.04.2024 и 22.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации города Челябинска (далее - Администрация, третье лицо), общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Урал Л.Т.Д." (далее - ООО "Издательство "Урал Л.Т.Д", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.05.2024 заявленные требования удовлетворены.
Комитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что ООО "Издательство "Урал Л.Т.Д" достигнуты цели, для осуществления которых ему был предоставлен спорный земельный участок.
Апеллянт настаивает на том, что фактическое использование земельного участка не соответствует утвержденной документации по планировке территории (далее - ДПТ). Соответственно, цель строительства, установленная ДПТ, на земельном участке не достигнута.
Поскольку в соответствии с ДПТ, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от 28.09.2021 N 333-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Труда, Российская, Маркса, Красноармейская в Центральном районе города Челябинска" предусмотрен земельный участок площадью 1584,00 кв.м с размещением пятиэтажной многоуровневой автостоянки па 100 кв.м с магазином и кафе, площадью застройки 913,00 кв.м (общая площадь 3652,00 кв.м, в том числе: 355,00 кв.м - торговые помещения и кафе; 3297,00 кв.м - автостоянка), согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - выписка из ЕГРН) видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16 является "Проектирование и строительство многоуровневой автостоянки со встроенно-пристроенными магазином и кафе", при этом фактически застройщиком ООО "Издательство "Урал Л.Т.Д" завершено строительство лишь 1 этапа, параметры, а также строительство объекта капитального строительства в объеме, предусмотренного проектной документацией, не достигнуто.
Податель апелляционной жалобы указывает, что документация по планировке территории не должна противоречить правилам землепользования и застройки, градостроительным регламентам, но может конкретизировать требования к строительству, изложенные в них, в том числе, устанавливая конкретные характеристики объектов капитального строительства в пределах конкретной территориальной зоны. На стадии принятия документации по планировке территории (проекта планировки территории проекта межевания территории) устанавливаются конкретные требования к планируемым к строительству объектам капитального строительства, с учетом положений документов территориального планирования, градостроительного зонирования. Установленные документацией по планировке территории (проектом планировки и проектом межевания) требования о параметрах застройки территории и характеристиках объектов капитального строительства, являются безусловными градостроительными ограничениями, обязательными к исполнению при проектировании и строительстве объектов капитального строительства.
Также податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что спорные помещения с кадастровыми номерами 74:36:0509009:170, 74:36:0509009:171, 74:36:0509009:172, 74:36:0509009:173, 74:36:0509009:174, 74:36:0509009:175 имеют вспомогательный характер и служат для обеспечения проезда, подхода к машиноместам.
В градостроительном законодательстве отсутствует термин "помещение вспомогательного использования", существует понятие "объекты вспомогательного использования", которыми указанные помещения не являются в силу того, что объектами вспомогательного использования являются отдельно построенные от основного объекта (здания) объекты, выполняющие вспомогательные функции к основному зданию.
Исходя из выписок из ЕГРН невозможно однозначно установить, что указанные объекты являются местами общего пользования, которые в свою очередь могут также находиться в чьей-то собственности.
В случае, если спорные помещения с кадастровыми номерами 74:36:0509009:170, 74:36:0509009:171, 74:36:0509009:172. 74:36:0509009:173, 74:36:0509009:174, 74:36:0509009:175, относились бы к помещениям общего пользования, то они должны быть указаны в техническом плане здания. Доводов относительно данного обстоятельства в обжалуемом судебном акте судом первой инстанции не приведено.
До начала судебного заседания ИП Курбацких В.А. представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ООО "Издательство "Урал Л.Т.Д" представило письменные пояснения, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ИП Поповой А.И. третьих лиц не явились.
С учетом мнения сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц и ИП Поповой А.И.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, изложенные в апелляционной жалобе доводы, поддержал в полном объеме, представитель заявителя по доводам апелляционной жалобы возразил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Попова А.И. является собственником нежилого помещения N 1 с кадастровым номером 74:36:0509009:169, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 77, пом. 1, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 06.05.2020 (т. 1, л.д. 59-60).
ИП Курбацких В.А. является собственником следующих объектов недвижимости: машино-место N 1 с кадастровым номером 74:36:0509009:176, машино-место N 2 с кадастровым номером 74:36:0509009:150, машино-место N 3 с кадастровым номером 74:36:0509009:151, машино-место N 4 с кадастровым номером 74:36:0509009:152, машино-место N 5 с кадастровым номером 74:36:0509009:153, машино-место N 6 с кадастровым номером 74:36:0509009:154, машино-место N 7 с кадастровым номером 74:36:0509009:155, машино-место N 8 с кадастровым номером 74:36:0509009:156, машино-место N 9 с кадастровым номером 74:36:0509009:157, машино-место N 10 с кадастровым номером 74:36:0509009:158, машино-место N 11 с кадастровым номером 74:36:0509009:159, машино-место N 12 с кадастровым номером 74:36:0509009:160, машино-место N 13 с кадастровым номером 74:36:0509009:161, машино-место N 14 с кадастровым номером 74:36:0509009:162, машино-место N 15 с кадастровым номером 74:36:0509009:163, машино-место N 16 с кадастровым номером 74:36:0509009:164, машино-место N 17 с кадастровым номером 74:36:0509009:165, машино-место N 18 с кадастровым номером 74:36:0509009:166, машино-место N 19 с кадастровым номером 74:36:0509009:167, машино-место N 20 с кадастровым номером 74:36:0509009:168, машино-место N 21 с кадастровым номером 74:36:0509009:545, машино-место N 22 с кадастровым номером 74:36:0509009:556, машино-место N 23 с кадастровым номером 74:36:0509009:562, машино-место N 24 с кадастровым номером 74:36:0509009:563, машино-место N 25 с кадастровым номером 74:36:0509009:564, машино-место N 26 с кадастровым номером 74:36:0509009:565, машино-место N 27 с кадастровым номером 74:36:0509009:566, машино-место N 28 с кадастровым номером 74:36:0509009:567, машино-место N 29 с кадастровым номером 74:36:0509009:568, машино-место N 30 с кадастровым номером 74:36:0509009:546, машино-место N 31 с кадастровым номером 74:36:0509009:547, машино-место N 32 с кадастровым номером 74:36:0509009:548, машино-место N 33 с кадастровым номером 74:36:0509009:549, машино-место N 34 с кадастровым номером 74:36:0509009:550, машино-место N 35 с кадастровым номером 74:36:0509009:551, машино-место N 36 с кадастровым номером 74:36:0509009:552, машино-место N 37 с кадастровым номером 74:36:0509009:553, машино-место N 38 с кадастровым номером 74:36:0509009:554, машино-место N 39 с кадастровым номером 74:36:0509009:555, машино-место N 40 с кадастровым номером 74:36:0509009:557, машино-место N 41 с кадастровым номером 74:36:0509009:558, машино-место N 42 с кадастровым номером 74:36:0509009:559, машино-место N 43 с кадастровым номером 74-36:0509009:560, машино-место N 44 с кадастровым номером 74:36:0509009:561.
Указанные выше объекты недвижимости входят в состав многоуровневой автостоянки с магазином и кафе, кадастровый номер 74:36:0509009:149, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, дом 77 (т. 1 л.д. 9, 12-100).
Многоуровневая автостоянка с магазином и кафе, расположены на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0509009:16, по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, дом 77.
26.04.2023 ИП Курбацких В.А., ИП Поповой А.И., как собственники указанных объектов недвижимости, адресовали главе города Челябинска заявление о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, дом 77, для эксплуатации многоуровневой стоянки со встроенно-пристроенном магазином и кафе (т. 1 л.д. 8).
По результатам рассмотрения заявления ИП Курбацких В.А., ИП Поповой А.И. Комитетом принято решение от 08.06.2023 N 27052 об отказе в предоставлении муниципальной услуги - в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16 (т.д. 1 л.д. 10).
Не согласившись с вышеуказанным решением-отказом от 08.06.2023 N 27052, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Курбацких В.А., ИП Попова А.И., обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого решения незаконным и нарушающим права заявителей.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предусмотрено ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
В силу пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации города Челябинска от 24.09.2018 N 423-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и физическим лицам" (далее - Административный регламент N 423-п).
Указанное постановление опубликовано на сайте Администрации города Челябинска http://www.cheladmin.ru 24.09.2018, в газете "Вечерний Челябинск" 26.09.2018 N 73, находится в открытом доступе в сети Интернет.
Согласно пункту 7 Административного регламента N 423-п муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Челябинска, исполнителем муниципальной услуги является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
В соответствии с пунктом 11 указанного Административного регламента N 423-п для предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельного участка" ее исполнителю необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотреть вопрос по существу, для чего необходимы документы, указанные в пунктах 12.1 указанного Административного регламента.
Так, заявитель, обратившийся за предоставлением муниципальной услуги (в собственность путем выкупа), представляет самостоятельно:
1) заявление о предоставлении в собственность, путем выкупа земельного участка с согласием на обработку своих персональных, данных при сохранении их конфиденциальности в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (приложения 1, 2 к Административному регламенту);
2) копию паспорта (при его отсутствии - иных документов), удостоверяющего личность заявителя (заявителей), заверенного в установленном законодательством порядке;
3) копию документа, заверенного в установленном законодательством порядке, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) копии документов, заверенных в установленном законодательством порядке, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
5) копии документов, заверенных в установленном законодательством порядке, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН;
6) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (приложение 6 к Административному регламенту).
В соответствии с перечисленными требованиями законодательства Российской Федерации и требованиями к оформлению заявления и сообщения, предусмотренными Административным регламентом N 423-п, при обращении за предоставлением муниципальной услуги заявители указали следующие объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке:
-нежилое помещение N 1 с кадастровым номером 74:36:0509009:169;
-машино-место N 1 с кадастровым номером 74:36:0509009:176, машино-место N 2 с кадастровым номером 74:36:0509009:150, машино-место N 3 с кадастровым номером 74:36:0509009:151, машино-место N 4 с кадастровым номером 74:36:0509009:152, машино-место N 5 с кадастровым номером 74:36:0509009:153, машино-место N 6 с кадастровым номером 74:36:0509009:154, машино-место N 7 с кадастровым номером 74:36:0509009:155, машино-место N 8 с кадастровым номером 74:36:0509009:156, машино-место N 9 с кадастровым номером 74:36:0509009:157, машино-место N 10 с кадастровым номером 74:36:0509009:158, машино-место N 11 с кадастровым номером 74:36:0509009:159, машино-место N 12 с кадастровым номером 74:36:0509009:160, машино-место N 13 с кадастровым номером 74:36:0509009:161, машино-место N 14 с кадастровым номером 74:36:0509009:162, машино-место N 15 с кадастровым номером 74:36:0509009:163, машино-место N 16 с кадастровым номером 74:36:0509009:164, машино-место N 17 с кадастровым номером 74:36:0509009:165, машино-место N 18 с кадастровым номером 74:36:0509009:166, машино-место N 19 с кадастровым номером 74:36:0509009:167, машино-место N 20 с кадастровым номером 74:36:0509009:168, машино-место N 21 с кадастровым номером 74:36:0509009:545, машино-место N 22 с кадастровым номером 74:36:0509009:556, машино-место N 23 с кадастровым номером 74:36:0509009:562, машино-место N 24 с кадастровым номером 74:36:0509009:563, машино-место N 25 с кадастровым номером 74:36:0509009:564, машино-место N 26 с кадастровым номером 74:36:0509009:565, машино-место N 27 с кадастровым номером 74:36:0509009:566, машино-место N 28 с кадастровым номером 74:36:0509009:567, машино-место N 29 с кадастровым номером 74:36:0509009:568, машино-место N 30 с кадастровым номером 74:36:0509009:546, машино-место N 31 с кадастровым номером 74:36:0509009:547, машино-место N 32 с кадастровым номером 74:36:0509009:548, машино-место N 33 с кадастровым номером 74:36:0509009:549, машино-место N 34 с кадастровым номером 74:36:0509009:550, машино-место N 35 с кадастровым номером 74:36:0509009:551, машино-место N 36 с кадастровым номером 74:36:0509009:552, машино-место N 37 с кадастровым номером 74:36:0509009:553, машино-место N 38 с кадастровым номером 74:36:0509009:554, машино-место N 39 с кадастровым номером 74:36:0509009:555, машино-место N 40 с кадастровым номером 74:36:0509009:557, машино-место N 41 с кадастровым номером 74:36:0509009:558, машино-место N 42 с кадастровым номером 74:36:0509009:559, машино-место N 43 с кадастровым номером 74-36:0509009:560, машино-место N 44 с кадастровым номером 74:36:0509009:561.
Право собственности на указанные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, подтверждается приложенными к заявлению копиями документов о правах на недвижимость (т.д. 1, л.д. 12-100).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и конкретизирован в Административном регламенте N 423-п.
Так, пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить проект такого договора для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Уполномоченный орган также принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные основания, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указаны в подпунктах 1 и 4 пункта 16 Административного регламента N 423-п.
Из пояснений ООО "Издательство Урал Л.Т.Д." (застройщик) и материалов настоящего дела следует, что на оснований договора УЗ N 015416-К-2017 краткосрочной аренды земельного участка от 13.03.2017 (далее 7 Договор аренды) являлся арендатором земельного участка площадью 1 594 кв.м, с кадастровым номером 74:36:0509009:16, расположенного по адресу: город Челябинск, Центральный район, ул. Красноармейская, земли населенных пунктов, находящихся в ведении муниципального образования, для завершения строительства многоуровневой автостоянки со встроенно-пристроенным магазином и кафе (объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 74:36:0509009:131) (т. 2 л.д. 128-139).
Согласно пункту 1.2 договора аренды земельный участок предоставлен на условии его целевого использования в соответствии с принадлежностью земельного участка к категории, указанной в п. 1.1.1 и разрешенного использования в соответствии с правовым зонированием территории города Челябинска, а также на условиях соблюдения требований, предусмотренных п. 3.1 договора аренды.
Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрены условия предоставления земельного участка, а именно:
осуществить подготовку проектной документации на завершение строительства объекта недвижимости и ее утверждение в установленном порядке;
оформить разрешение на завершение строительства в установленном порядке;
вести строительство в соответствии с утвержденной проектной документации;
выполнить комплексное благоустройство и озеленение участка строительства прилегающей к нему территорий с организацией благоустроенных подходов и подъездов;
обеспечить вывод отходов потребления с участка строительства;
после окончания строительства оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и оформить правоустанавливающие документы на земельный участок в установленном законодательством порядке;
установить следующие требования к использованию земельного участка;
изменение целевого назначения объекта, расположенного на участке, без согласования в установленном порядке не допускается;
начало и завершение строительства объекта, расположенного на участке, осуществляется в установленный срок и в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией.
Во исполнение условий договора аренды ООО "Издательство Урал Л.Т.Д." завершено строительство многоуровневой автостоянки с магазином и кафе 1 этап, расположенного по адресу: Челябинская область, город Челябинск, Центральный район, ул. Красноармейская, 77, что подтверждается разрешением на строительство от 02.02.2017 N RU74315000-15-T-2017 и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 12.03.2020 N RU74315000-41-2020 (т. 2 л.д. 140-167).
14.03.2020 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16 был прекращен в связи с истечение срока аренды и достижением цели его использования (т. 2 л.д. 168-169).
После завершения строительства многоуровневой автостоянки со встроенно-пристроенным магазином и кафе, застройщиком - ООО "Издательство Урал Л.Т.Д.", во исполнение инвестиционных договоров: от 26.09.2019 N 75 и от 17.09.2019 N 74, были переданы объекты инвестирования: Курбацких В.А., - 44 машиноместа, Поповой А.И. - нежилое помещение 553 кв.м (т. 1 л.д. 64-66), о чем также свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Спорные помещения с кадастровыми номерами 74:36:0509009:170, 74:36:0509009:171, 74:36:0509009:172, 74:36:0509009:173, 74:36:0509009:174, 74:36:0509009:175 имеют вспомогательный характер и служат для обеспечения проезда, подхода к машиноместам. Права на помещения вспомогательного использование не подлежат регистраций.
Еще одним основанием для принятия оспариваемого отказа послужил вывод Комитета о не достижении цели строительства на земельном участке, в соответствии с которой на земельном участке, документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г. Челябинска от 28.09.2021 N 333 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах улиц: Труда, Российская, Маркса, Красноармейская ц Центральном районе города Челябинска предусмотрено размещение пятиэтажной многоуровневой автостоянки на 100 машиномест с магазином и кафе, площадью застройки 913 кв.м (общая площадь 3 652 кв.м, в том числе: 355 кв.м - торговые помещения и кафе; 3 297 кв.м - автостоянка), тогда как на участке расположен объект капитального строительства - нежилое здание Многоуровневая автостоянка с магазином и кафе. 1 этап, с кадастровым номером 74:36:0509009:149, площадью 2 202 кв.м.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, как следует из материалов настоящего дела, спорный земельный участок предоставлялся для завершения строительства многоуровневой автостоянки со встроенно-пристроенным магазином и кафе, в отношении которого были зарегистрированы в ЕГРН права как на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 74:36:0509009:131 (указано в п. 1.3 договора аренды). Проектной документацией Шифр проекта ТД-39/2016. ООО "Твой дом" 2016 г. многоуровневая автостоянки и разрешением на строительство N RU743I5000-15-r-2017 предусмотрено строительство 1 этапа.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.03.2020 N RU74315000-41-2020 выдано в связи с окончанием строительства многоуровневой стоянки с магазином и кафе. 1 этап (шифр проекта: ТД-39/2016) (т. 2 л.д. 148-151).
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что застройщиком - ООО "Издательство Урал Л.Т.Д.", достигнуты цели, для осуществления которых ему был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0509009:16 на основании договора аренды от 13.03.2017 УЗ N 015416-К-2017.
В силу изложенных обстоятельств, вопреки доводам апеллянта, с учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, сформулированного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и получившего свое развитие в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии в собственности созаявителей объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРН.
Таким образом, довод апеллянта о несоответствии результатов строительства на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0509009:16 требованиям документации по планировке территории, не имеет юридического значения.
На основании вышеприведенных правовых норм и разъяснений их правоприменения судебная коллегия пришла к выводу, что иных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого заявителями земельного участка в собственность, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в оспариваемом в рамках настоящего дела решении комитета от 08.06.2023 N 27052 об отказе в предоставлении муниципальной услуги - предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, д. 77, не содержится, участниками процесса не приведены, наличие таких оснований судом также не выявлено.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что отказ Комитета в выкупе без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509009:16, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красноармейская, дом 77, противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Башкортостан законно и обоснованно удовлетворил заявление ИП Курбацких В.А. и ИП Поповой А.И.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность своей позиции.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для распределения государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.05.2024 по делу N А76-28307/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28307/2023
Истец: Курбацких Василий Августинович, Попова Алевтина Ивановна
Ответчик: КУИИЗО ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, ООО "Издательство "Урал Л.Т.Д."