город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2024 г. |
дело N А53-10093/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Шахты (ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2024 по делу N А53-10093/2024
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к администрации города Шахты (ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, общество, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации города Шахты (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности в размере 65769,84 руб., пени за период с 19.01.2024 по 13.06.2024 в размере 7065,20 руб., пени, начисленные на сумму долга 65769,84 руб. за каждый день просрочки, начиная с 14.06.2024 по день фактической оплаты задолженности, рассчитанной в соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2024 исковые требования удовлетворены в заявленном размере, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения между истцом и ответчиком не был заключен. Органы местного самоуправления не могут быть владельцами объектов электросетевого хозяйства. Право собственности на нежилое здание электроподстанции зарегистрировано за муниципальным образованием города Шахты. Администрация не является надлежащим ответчиком. Судебный акт не исполним администрацией в связи с отсутствием собственных средств и собственного бюджета. Судом необоснованно взыскана с администрации государственная пошлина.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решениями Шахтинского городского суда Ростовской области по делам N 2-1118/2022 от 09.03.2022, N 2-2259/2018 от 28.06.2018, за муниципальным образованием "Город Шахты" признано право муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь, - электроподстанцию 110/6 кВ "Центральной обогатительной фабрики "Аютинская" (ПС 110 кВ "ЦОФ Аютинская") с кадастровым номером 61:59:0050101:7177, площадью 47,6 кв.м, расположенное по адресу: ПС 110/6 кВ "ЦОФ Аютинская", сети воздушных линий электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 3050 м г. Шахты, район пос. Ново-Азовка, территории СНТ "Шахтер", которые определены истцом в соответствии с пунктом 50 Правил N 861. Вышеуказанные потери, возникшие в линиях на территории СНТ "Шахтер", исключены из договора N 270100432 с администрацией г. Шахты 30.06.2023, а с 01.07.2023 включены в договор N 270102106 с ответчиком.
Следовательно, администрация г. Шахты, является владельцем указанного объекта электросетсвого хозяйства. Договор энергоснабжения и договор компенсации потерь администрацией г. Шахты не заключены.
Размер потерь определен обществом как разница между объемом электроэнергии, вошедшим в электросеть, и объемом полезного отпуска. Потери начислены администрации г. Шахты за декабрь 2023. Из расчетов потерь за декабрь 2023 года следует, что объем потерь электроэнергии в электрических сетях, принадлежащих Администрации г. Шахты Ростовской области, составил 14103 кВт.ч. стоимостью 65769,84 руб.
В адрес ответчика направлялись претензии о необходимости оплаты потерь за декабрь 2023.
Ответчиком оплата за потребленную электроэнергию (потери) не произведена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя уточненные исковые требования, суд исходил из того, что спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат специальному регулированию нормами главы 30 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и руководствовался статьями 307, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно пункта 128 Основных положений, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 130 Основных положений при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Поскольку ответчик является иным владельцем объекта электросетевого хозяйства в отсутствие договора в письменной форме ответчик в силу пункта 130 Основных положений обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абзацу 5 пункта 4 Основных положений иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
На основании пункта 130 Основных положений за спорный период (февраль, март, апрель 2023 года) истец предъявил ответчику к оплате объем фактических потерь электрической энергии, возникших в объекте электросетевого хозяйства электроподстанции 110/6 кВ "Центральной обогатительной фабрики "Аютинская" (ПС 110 кВ "ЦОФ Аютинская") с кадастровым номером 61:59:0050101:7177, площадью 47,6 кв. м, расположенной по адресу ПС 110/6 кВ "ЦОФ Аютинская", который определен истцом в соответствии с пунктом 50 Правил N 861.
В силу пункта 129 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2017 N 810 вступающего в силу с 01.08.2017) потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
Правоотношения сторон попадают под регулирование п. п. 129 и 130 Основных положений и п. 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с абз. 3 ч. 4 ст. 26 Закона N 35-ФЗ, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с п. 129 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Таким образом, отсутствие у лица статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии при ее передаче. Обязанность оплаты стоимости потерь, возложена не только на организацию, для которой установлен тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства.
Между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии (мощности), что в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в п. 3 Информационного письма Президиума ВАС N 30 от 17.02.1998 года "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", влечет обязанность ответчика по оплате потребленной электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрация возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что подстанция и линии образуют единый имущественный комплекс недвижимого имущества и потери не могут образовываться отдельно в подстанции и линиях; надлежащим ответчиком считает КУИ Администрации г. Шахты, которое выполняет функции распоряжения муниципальным имуществом.
Общество настаивало на удовлетворении исковых требований, утверждало, что потери образовались в подстанции, принадлежащей МО "Город Шахты" на основании решения Шахтинского городского суда от 16.03.2023 по делу N 2-1118/2022 (полный текст решения), которое вступило в законную силу и не было обжаловано. Действующее законодательство и методика расчета потерь допускает начисление (взыскание) потерь отдельно как в подстанции, так и в линиях. Представитель истца, возражал против признания подстанции и линий единым имущественным комплексом недвижимого имущества, поскольку данный факт не доказан надлежащими доказательствами, ответчиком не представлен технический паспорт на единую вещь, сведения из Росреестра о регистрации права собственности на совокупность объектов в целом как на одну недвижимую вещь (неделимые вещи, статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С целью проверки линий, в отношении которых изначально за КУИ Администрации г. Шахты в рамках гражданского дела N 2-2865/2020 признано право муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь, а впоследствии по заявлению ООО "Энерготранс" (ТСО) данное решение пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, с участием представителей ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", КУИ Администрации г. Шахты, ООО "Энерготранс" составлен акт обследования от 31.10.2023, которым зафиксировано следующее:
От ПС-110/6кВ "ЦОФ Аютинская" отходят три линии электропередачи ЛЭП 6 кВ. Подключение линий осуществлено от следующих ячеек:
- ячейка N 8 - ЛЭП 6 КВ от ПС до КТП 6/0,4 кВ на территории очистных сооружений;
- ячейка N 15 - ЛЭП 6 КВ от ПС до КТП 6/0,4 кВ на территории очистных сооружений;
- ячейка N 6 - ЛЭП 6 кВ от ПС до бетонно-растворного узла (БРУ). На момент составления настоящего акта:
- ячейка N 8 - находится во включенном (рабочем состоянии);
- ячейка N 15 - в резерве (готова к включению);
- ячейка N 6 - находится во включенном (рабочем состоянии).
Иных линий электропередач от электроподстанции ПС-110/6 кВ "ЦОФ Аютинская" не отходит.
Акт обследования от 31.10.2023 подписан без разногласий.
Ячейка в электроэнергетике представляет собой распределительное устройство.
Трансформаторная подстанция представляет собой электроустановку для приема, преобразования (повышения или понижения напряжения), распределения электроэнергии.
Из решения Шахтинского городского суда Ростовской области от 23.07.2020 по делу N 2-2865/2020 следует, что изначально за МО "Город Шахты" признано право муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь на основании статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: на ЛЭП 6 кВ от ПС 110/6 кВ "ЦОФ Аютинская", ячейки N 7(1 секция шин) и N 14 (2 секция шин) до КПТ 6/0, 4 КВ на территории очистных сооружений с кабельными вставками, расположенную по адресному ориентиру: ПС 110/6 кв "ЦОФ Аютинская". В дальнейшем, это решение пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению ООО "Энерготранс".
Таким образом, подключенные ячейки (N N 8,15,6) не совпадают с ячейками по решению Шахтинского городского суда по делу N 2-2865/2020 (N 7, N 14).
Следовательно, возможно сделать вывод, что ячейки N 7 и N 14 не подключены и объемы перетока электроэнергии не вычитаются из общего объема электроэнергии, проходящего через трасформаторную подстанцию.
Решение Шахтинского городского суда по делу N 2-2865/2020 о признании муниципальной собственности за ЛЭП (ячейки N 7 и N 14) и определение суда о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам N 2-2865/2020 по заявлению ООО "Энерготранс" не имеют значения для дела, рассматриваемого арбитражным судом, поскольку ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" заявлено о взыскании потерь только в подстанции, муниципальная собственность на которую за "МО, город Шахты" признана иным вступившим в законную силу решением Шахтинского городского суда от 16.03.2023 по делу N 2-1118/2022.
Таким образом, указанные в иске потери образовались в трансформаторе 10000 кВА 110/6 кВ ПС ЦОФ "Аютинская" и именно они взыскиваются с Администрации г. Шахты (владельца объекта электросетевого хозяйства).
В соответствии с порядком расчета потерь, указанным в Приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 326 "Об утверждении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям" потери могут образовываться в силовых трансформаторах, в воздушных линиях, в соединительных проводах, в изоляции кабелей и т.д. При расчете разного типа потерь используется своя методика.
Истец в подтверждение тому, что с администрации взыскиваются потери именно в подстанции, привёл следующее обоснование.
Порядок расчета потерь прописан в Приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 326 "Об утверждении нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям".
Потери должны учитывать объем перетока электроэнергии всех потребителей.
В итоговый расчет потерь включаются условно-постоянные потери (например потери на холостой ход силовых трансформаторов, показатель в расчете Рхх (для примера: в расчете за январь 2023 это 15, 5) и нагрузочные потери (например, в расчете показатель Ркз, потери короткого замыкания (для примера в расчете за январь 2023 это 60); в расчете использован такой показатель, как часы работы ТП (Т, час - в расчете за январь 2023 это 744 час); Sh (номинальная мощность трансформатора, например в расчете за январь 2023 это 10000 кВа).
При этом порядок расчета условно-постоянных потерь приведен в Приложении N 1 Приказа Министерства энергетики N 326 от 30.12.2008, а порядок расчета нагрузочных потерь прописан в Приложении N 3 к Приказу Министерства энергетики N 326 от 30.12.2008.
Именно эти показатели используются в расчете истца, следовательно, предметом исковых требований является взыскание потерь с Администрации г. Шахты, владельца ТП.
На основании изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что требование о взыскании потерь заявлено к Администрации как владельцу объекта электросетевого хозяйства.
Довод о том, что собственником нежилого здания электроподстанции 110/6 кВ ЦОФ "Аютинская" является муниципальное образование "Город Шахты", а не Администрация г. Шахты, правильно отклонен судом первой инстанции, поскольку муниципальное образование в лице своих органов осуществляет управление указанным имуществом. При этом суд также исходит из того, что Администрация г. Шахты является исполнительно-распорядительным органом города Шахты, наделенным полномочиями по решению вопросов местного назначения.
Апелляционный суд также отмечает, что согласно Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в случае предъявления иска о возмещении вреда надлежащим ответчиком является соответствующее муниципальное образование, в случае предъявления требования, вытекающего из неисполнения обязательства по оплате электроэнергии, надлежащим ответчиком выступает администрация соответствующего муниципального образования.
Таким образом, по настоящему иску надлежащим ответчиком является именно администрация г. Шахты, поскольку не исполнено обязательство по оплате электроэнергии (потерь в подстанции).
Осуществляя регулирование отношений между субъектами розничных рынков электрической энергии, Правительство Российской Федерации руководствуется принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, установленными статьей 20 Федерального закона N 35-ФЗ, в частности принципом достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принципом обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию.
Вместе с тем в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами ши объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Возлагая обязанность на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства по приобретению электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, Правительство Российской Федерации ставит в равное положение субъектов розничных рынков электрической энергии, достигает баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также не допускает необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник объектов электросетевого хозяйства обязан нести бремя содержания принадлежащих ему таких объектов, в том числе расходы на оплату потерь электрической энергии, которые возникли в указанных объектах как по технологическим причинам, связанным с физическим состоянием и износом соответствующих объектов, так и по причинам самовольного присоединения к таким объектам энергопринимающих устройств при отсутствии заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения и договоров, обеспечивающих куплю-продажу (поставку) электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств.
В противном случае расходы на уплату указанных потерь электрической энергии должно было бы нести лицо, которому не принадлежит соответствующий объект электросетевого хозяйства, - потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к объекту электросетевого хозяйства, или сетевая организация, к сетям которой присоединены указанные энергопринимающие устройства опосредованно через объект электросетевого хозяйства, принадлежащий третьему лицу - иному владельцу, что противоречило бы указанным выше принципам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 35-ФЗ, нарушая баланс интересов субъектов розничных рынков электрической энергии, а также создавая риски снижения качества и надежности снабжения потребителей электрической энергией за счет лишения иного владельца объекта электросетевого хозяйства стимула в надлежащем содержании такого объекта в целях снижения потерь электрической энергии".
Ответчик, действуя разумно и добросовестно, в своем имущественном интересе и в соответствии с условиями договора, обязан принимать меры, направленные на фиксацию объективных сведений об объемах потребления ресурса, поставленного в его сети. Неисполнение указанной обязанности является риском ответчика (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2021 по делу N А53-11404/2020).
Доводы апеллянта об отсутствии бюджетного финансирования на оплату данных услуг также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и были судом правомерно отклонены.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 15 и 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", нормы, регламентирующие бюджетное финансирование не освобождают должника от исполнения обязательств, возникших из гражданских правоотношений. Отсутствие у администрации находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, отсутствие собственных средств и собственного бюджета само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно расчету истца сумма задолженности по оплате поставленной электрической энергии за период: декабрь 2023 года составила 65769,84 руб.
Апелляционный суд повторно проверил расчет задолженности и признает его верным.
Учитывая изложенное, а также отсутствие контррасчета и доказательств погашения имеющейся задолженности, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что приходит к выводу, что требование истца о взыскании задолженности в размере 65769,84 руб. подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 19.01.2024 по 13.06.2024 в размере 7065,20 руб., а начиная с 14.06.2024 пени, начисленные на сумму долга 65769,84 руб. на основании абз. 8 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по день фактического погашения задолженности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Указанные пени по своей природе являются законной неустойкой.
Факт надлежащего исполнения администрацией обязательства по оплате электрической энергии подтвержден материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Апелляционный суд повторно проверил расчет пени и признает его верным.
Вместе с тем, согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, п. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пени за период с 19.01.2024 по 13.06.2024 в размере 7065,20 руб., пени, начисленные на сумму долга 65769,84 руб. на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 14.06.2024 по день фактической оплаты задолженности.
Требование о взыскании почтовых расходов в размере 100,50 руб. судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на ответчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 2712 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Доводы апеллянта о том, что государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации, так как в силу закона она освобождена от уплаты государственной пошлины, отклоняются апелляционным судом.
Государственная пошлина уплачена истцом при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением. Соответственно, с администрации, как ответчика, подлежит взысканию не государственная пошлина, а судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом с пунктом 21 постановления Пленума N 46, в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2024 по делу N А53-10093/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10093/2024
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ШАХТЫ