г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А76-41550/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Корсаковой М.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2024 по делу N А76-41550/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Белова Ю.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "На Кузнецова" (далее - заявитель, общество УК "На Кузнецова") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконным решения от 29.11.2023 N 22179-В "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области".
Определением суда от 12.02.2024 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис-Плюс" (далее - третье лицо, общество "Жилстройсервис-Плюс").
Решением суда от 29.05.2024 заявленные требования удовлетворены, решение ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 29.11.2023 N 22179-В "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области" признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ "ГЖИ Челябинской области" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает на неправомерное не применение судом первой инстанции положений части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 434-ФЗ "О внесении изменения в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 434-ФЗ), который вступил в законную силу 15.08.2023. Указанная редакция распространяет свое действие на гражданские правоотношения, возникшие с указанной даты, решение общего собрания собственников многоквартирного дома N 13 по ул. Ковшова в г. Челябинске (далее - МКД), оформленное протоколом от 13.11.2023 N 1/2023, принято после указанной даты. Соответственно часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяет свое действие на спорные правоотношения. Вопреки требованиям указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции общим собранием собственников помещений МКД принято решение о расторжении договора управления МКД, продолжительность действия которого (с 01.01.2023) на момент принятия решения (13.11.2023) составляет менее года, то есть принято неправомерно.
Податель жалобы также указывает, что ГУ "ГЖИ Челябинской области" рассмотрено заявление общества УК "На Кузнецова" от 26.01.2024 N 2136-в о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области многоквартирного дома N 13 по ул. Ковшова в г. Челябинске, по итогам которого принято решение от 08.02.2024 N 2136-в об отказе во внесение изменений в реестр лицензий Челябинской области.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что судом первой инстанции не рассмотрен вопрос о возможности принятия мер к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании представитель ГУ "ГЖИ Челябинской области" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ГУ "ГЖИ Челябинской области" 16.11.2023 поступило заявление общества УК "На Кузнецова" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул.Ковшовой, д. 13, на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 13.11.2023 N 1/2023.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов ГУ "ГЖИ Челябинской области" принято решение от 29.11.2023 N 22179-В об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области.
Не согласившись с указанным решением, общество УК "На Кузнецова" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания состоялось и договор управления с обществом "Жилстройсервис-Плюс" подписан 01.02.2023, то есть до введения в действие редакции части 8.2. статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (Закон N 434-ФЗ), соответственно новая редакция закона на указанные правоотношения не распространяется.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, возложено на ГУ "ГЖИ Челябинской области".
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлен статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 указанной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно, в соответствии Порядком.
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом определен в пункте 3 Порядка.
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного часть 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения о выборе непосредственного способа управления таким МКД в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Судом установлено, что основанием для отказа обществу УК "На Кузнецова" во внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Ковшовой, д. 13, явилось принятие собственниками решения от 13.11.2023 в период осуществления деятельности в качестве управляющей компании обществом "Жилстройсервис-Плюс". Поскольку указанная управляющая компания приступила к осуществлению функций с 01.03.2023, в силу части 8.2. статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется оснований для прекращения ее деятельности в течение года. Принимая решение от 29.11.2023 N 22179-В "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области", ГУ "ГЖИ Челябинской области" указало, что документы приняты с соблюдением установленного порядка, но в соответствии с частью 8.2. статьи 162 ЖК РФ (в редакции Закона N 434-ФЗ) собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления не ранее чем через один год с даты заключения такого договора, за исключением случаев невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления.
Вместе с тем правила действия норм жилищного законодательства установлены в ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
С учетом приведенных положений судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что закон N 434-ФЗ вступил в силу 15.08.2023, соответственно указанная ГУ "ГЖИ Челябинской области" редакция части 8.2 статьи 162 ЖК РФ распространяет свое действие на гражданские правоотношения возникшие с 15.08.2023. Данный Федеральный закон не предусматривает распространение своего действия на отношения, возникшие до его принятия.
Следовательно, при заключении договора с обществом "Жилстройсервис-Плюс" собственники помещений исходили из положений указанной статьи до внесения изменений: собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, правоотношения между собственниками помещений многоквартироного дома и обществом "Жилстройсервис-Плюс" возникли, когда договор управления МКД мог быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений. Правовых оснований для применения к правоотношениям новых правил расторжения договора, введеных Законом N 434-ФЗ с 15.08.2023 не имеется, указанная редакция закона на спорные правоотношения не распространяется, придание закону обратной силы в настоящем случае невозможно.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 данного Порядка.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 29.11.2023 N 22179-В "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области" обоснованно признано судом не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
По существу, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Все иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств спора, оснований для которой в силу положений ст. 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции, установлены, им дана правовая оценка, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2024 по делу N А76-41550/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-41550/2023
Истец: ООО УК "НА КУЗНЕЦОВА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГУ "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", ООО "ЖИЛСТРОЙСЕРВИС-ПЛЮС"