г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-255301/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шакк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНОБОРОНЫ РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2024 по делу N А40-255301/23 по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ к АО "ВОЕНТОРГ" о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Баширова Р.А. по доверенности от 12.10.2022,
от ответчика: Горбунов Д.Н. по доверенности от 25.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
МИНОБОРОНЫ РОССИИ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "ВОЕНТОРГ" о взыскании штрафа по государственному контракту N 271221/ВП от 27.12.2021 в размере 242 052 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2024 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал против апелляционной жалобы ответчика.
Ответчик возражал против апелляционной жалобы истца, поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
При исследовании материалов дела установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (истец, заказчик) и АО "Военторг" (ответчик, исполнитель) заключен государственный контракт от 27 декабря 2021 г. N 271221/ВП на оказание услуг по питанию (далее - Услуги) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2021-2024 годах (далее - Контракт).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказывать услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с п. 3.2 контракта исполнитель обязан:
3.2.1. своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с условиями контракта;
3.2.2. обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика и Контрактом;
3.2.3. ежедневно оказывать услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доведены до исполнителя получателем.
Согласно п. 8.3 контракта, исполнитель уплачивает заказчику штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, в размерах, определяемых в соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Штраф исчисляется от цены этапа оказания услуг по контракту по каждому установленному факту.
Истец указывает, что в нарушение п. п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 контракта исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным контрактом, что подтверждается представленным в материалы дела доказательствами, в том числе актами плановой проверки качества оказания услуг по организации питания в учреждениях подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
В нарушение пп. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.3 Контракта Исполнитель не обеспечил соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям, установленным Контрактом, что подтверждается Актом о выявленных недостатках при организации питания от 11.11.2022 г. N 35 (зафиксировано 2 факта нарушений, размер начисленной неустойки по выявленным нарушения составил 242 052 руб. 89 коп.
По выявленным нарушениям в адрес Исполнителя направлена претензия от 13.07.2023 N 207/8/пр-1219 с требованием об оплате начисленных санкций.
Указав, что претензии истца с требованием оплаты штрафа за допущенные нарушения оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд о взыскании штрафа в размере 242 052 руб. 89 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался необходимостью применения положений о списании неустойки.
Так, суд первой инстанции верно указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 установлен порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, обязательства по которому исполнены в полном объеме.
Подпунктом "а" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Суд установил, что Цена контракта составляет 186 884 306 485,70 руб. (п. 4.1. контракта).
Начисленная истцом неустойка по настоящему исковому заявлению не превышает 5 процентов цены контракта.
Обязательства по контракту исполнены ответчиком в полном объеме, о чем сторонами подписан акт сверки услуг по контракту. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 42.1 статьи 112 федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 года N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены "Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", которые устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 года N 783 (далее - Правила) списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Согласно подпункту "а" пункта 3, пункту 4 Правил, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумму неустоек (штрафов, пеней); их списание осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил, является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 Правил).
Как следует из материалов дела, цена государственного контракта составляет 186 884 306 485 руб. 70 коп., а сумма неустойки по расчету истца - 242 052 руб. 89 коп.
При этом постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2023 года по делу N А40-281185/22 по спору между теми же лицами установлено, что согласно единому сводному акту между сторонами - акту сверки по государственному контракту N 271221/ВП от 27 декабря 2021 года за весь период фактического исполнения контракта, начиная с 15 декабря 2021 года по 31 июля 2023 года, оказаны услуги и исполнены обязательства по нему в полном объеме на общую сумму оборотов за весь период в размере 186 081 374 482 руб. 93 коп.
Судами также установлено, что согласно предусмотренному контрактом акту сверки и решению государственного заказчика от 08 июня 2023 года об объеме распределения фактический объем услуг питания и общая сумма оплаты составляет 186 081 374 482 руб. 93 коп., на которую АО "Военторг" оказаны услуги по контракту досрочно - в соответствии с фактическими потребностями получателей Минобороны России (истца), то есть до истечения планируемого срока исполнения настоящего Контракта 31 октября 2024 года, а именно 31 июля 2023 года.
Кроме того, стороны не отрицали, что 06 июля 2023 года между сторонами подписан новый контракт в связи с досрочным прекращением предыдущего с тем же предметом.
С учетом изложенного, положения о списании неустойки судом первой инстанции применены обоснованно.
К указанным выводам также пришел суд кассационной инстанции в постановлении от 02.02.2024 в рамках дела N А40-302873/22.
Кроме того, как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения Федерального закона N 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года) списание, рассрочка начисленных поставщику сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением госконтракта при определенных Правительством РФ условиях является именно обязанностью госзаказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по госконтрактам.
В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение заказчиком требований приведенного законодательства. Наличие данного спора не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки (штрафа), так как списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. Подобные антикризисные меры установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2017 года N 303-ЭС17-1652, от 22 июня 2017 года N 305-ЭС17-624, от 14 августа 2017 года N 303-ЭС17-1652. При этом Верховный суд Российской Федерации отметил, что списание уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе является именно обязанностью заказчика.
Нормы указанных постановлений и определений подлежат применению судами вне зависимости от заявления соответствующих доводов лицами, участвующими в деле, поскольку в силу части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление подлежащих применению законов и иных нормативных правовых актов и их применение относится к компетенции суда, что направлено на достижение задач судопроизводства в арбитражных судах, определенных статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, не приведены.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2024 по делу N А40-255301/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255301/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТОРГ"