г. Санкт-Петербург |
|
25 июля 2024 г. |
Дело N А42-602/2024 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15146/2024) АО "Ситиматик" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.04.2024 по делу N А42-602/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "Ситиматик"
к Административной комиссии Октябрьского административного округа г. Мурманска
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" (ОГРН: 1117746488232, адрес: 119435, Москва, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 6, этаж 1, помещ. IV, ком. 1-33, 35-53; адрес Мурманского филиала: 183025, г. Мурманск, пр. Капитана Тарана, д. 25, оф. 409, далее - заявитель, Общество, АО "Ситиматик", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 10, далее - административный орган, административная комиссия) от 10.01.2024 по делу N 766/07-05, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО) с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 09.04.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказал, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратил.
Не согласившись с решением суда, АО "Ситиматик" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что отходы от капитального ремонта согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (код 8 00 000 00 00 0) включают в себя: бетон, железобетон, древесные перекрытия, лом кирпича, цемента, плиточного клея на основе цемента, лом черепицы, лом керамики, труб керамических, обрез и лом гипсокартонных листов, штукатурки, полимерных плиток, шпатлевки; не относятся к ТКО, не являются КГО и не подлежат вывозу региональным оператором; доказательства отнесения спорных отходов к отходам, образованным в результате текущего ремонта МКД в материалы дела не представлено. Кроме того, содержание места накопления отходов является обязанностью управляющей компании, которая, в случае невозможности установления лица, осуществившего складирование строительных отходов на контейнерной площадке, должна принять меры по вывозу указанных отходов на основании отдельного договора.
Определением апелляционного суда от 14.05.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Октябрьского административного округа города Мурманска (далее - Отдел) произведено обследование территории с применением средств фото- и видео- фиксации, в рамках которого осуществлен осмотр контейнерной площадки, с адресной привязкой: улица Карла Маркса в городе Мурманске, дом N 6/1, предназначенной, в соответствии с адресным перечнем мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск, установленным схемой обращения с отходами Мурманской области, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области N 492-ПП/10 от 07.10.2016 для сбора и хранения отходов, образованных жильцами МКД ул. Карла Маркса, д. 6/1, пр-д Рыбный д. 3, в результате чего, выявлены нарушения пунктов 10.2.7.1., 10.2.7.2., 10.2.7.5., 10.2.7.6., 10.2.7.12. Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), в частности:
- 11.11.2023 в 12 час. 33 мин. в месте, предназначенном для накопления твёрдых коммунальных отходов (включая крупногабаритные) (далее - контейнерная площадка, КП), расположенной в районе многоквартирного дома (далее - МКД) N 6/1 по улице Карла Маркса в г. Мурманске, выявлено перенакопление крупногабаритных твердых коммунальных отходов (в виде фрагментов мебели, картонной тары, бытовых и бумажных мешков, мусора в хозяйственных мешках, в том числе отходов, по виду соответствующих отходам от ремонтно-строительных работ, складированных в мешки (бой керамической плитки, фрагменты плитки), своевременный вывоз твердых коммунальных отходов не произведен. Ввиду перенакопления указанного вида отходов, часть крупногабаритных отходов (далее - КГО) не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами. Указанные отходы по составу соответствуют отходам, образующихся, в том числе, в процессе текущего ремонта жилищ и помещений в МКД, работ по обслуживанию МКД.
- при повторном осмотре 21.11.2023 в 12 час. 07 мин. указанной КП установлено, что вывоз крупногабаритных отходов, обнаруженных, в том числе и 11.11.2023 (мешки, отделочные материалы) не произведен. Также присутствуют иные КГО (отходы в бытовых мешках, бой керамической плитки, фрагменты мебели). Таким образом, установлен факт непринятия мер к вывозу КГО более 10 суток.
Результаты осмотра отражены в соответствующем акте N 2513 от 21.11.2023 с приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что при повторном обследовании указанной КП 21.11.2023 выявлено, что вывоз крупногабаритных отходов, обнаруженных, еще с 11.11.2023 не произведен; должностным лицом Отдела, в отношении АО "Ситиматик" составлен протокол 25.12.2023 N 26-11-03/725 об административном правонарушении, ответственность за которое, предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Одновременно, указанный протокол с материалами проверки, на основании определения должностного лица Отдела, передан для рассмотрения по компетенции в административную комиссию.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 766/07-05 (о чем составлен соответствующий протокол от 10.01.2024), административная комиссия постановлением от 10.01.2024 привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом в Примечании к названной статье под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила N 40-712).
В соответствии с пунктом 5.2.14.1 Правил N 40-712 контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 10.2.7.1 Правил благоустройства определено, обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и настоящими Правилами.
На территории города Мурманск сбор, транспортировка, обезвреживание (сжигание) и размещение отходов осуществляется в соответствии с Генеральной схемой очистки территории муниципального образования город Мурманск, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 01.12.2014 N 3934 (пункт 10.2.7.2 Правил благоустройства).
Пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства закреплено, что крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
В силу пункта 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области", спорная контейнерная площадка МКД N 6/1 по ул. Карла Маркса, д. 6/1, д. 7 г. Мурманска предназначена для сбора отходов от ул. Карла Маркса, д. 6/1; пр-д Рыбный д.3 г.Мурманска.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В пункте 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Факт нарушения Обществом вышеназванных норм и правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
АО "Ситиматик" как региональный оператор, осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Мурманской области, и на него возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом повторности привлечения, на основании вступившего в силу постановления N 237/07-05 от 11.10.2023 (л.д.51), нарушения Обществом вышеназванных норм и правил образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО "Ситиматик" состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд первой инстанции также правомерно не установил нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено административной комиссией в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная административным органом мера ответственности отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Требование Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не соответствует положениям части 1 статьи 208 и части 2 статьи 211 АПК РФ, согласно которой в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования арбитражный суд не наделен полномочием на прекращение производства по административному делу.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 апреля 2024 года по делу N А42-602/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ситиматик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-602/2024
Истец: АО "СИТИМАТИК"
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г.Мурманска