г. Москва |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А40-43587/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: В.А. Яцевой
судей: |
И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-43587/24-84-322,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, ИНН: 7705031674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решения, об обязании
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Шахназарян Е.К. - по дов. от 05.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. - по дов. от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо), оформленного уведомлениями от 24.01.2024 N КУВД-001/2023-47715710/3 и КУВД-001/2023-47715746/3 об отказе в постановке на государственный кадастровом учет и регистрации прав собственности города Москвы помещений по адресу: г. Москва, пер. 2-й Казачий, д. 9, о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением арбитражного суда города Москвы от 28.05.2024, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заинтересованного лица, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровом учет и регистрации прав собственности города Москвы ком. 1 и ком. 3 пом. II мансарды по адресу: г. Москва, пер. 2-й Казачий, д. 9.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24.12.2020 по делу N 2-8321/2020 признано отсутствующим право собственности города Москвы на нежилые помещения в указанном здании, ком. 2 (котельная) 27,9 кв.м и ком. 4 (коридор), 12.2 кв.м пом. II мансарды учтенные в составе помещения с кадастровым номером 77:01:0002004:1765, в отношении указанных помещений признано право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома в соответствии со ст. 36 ЖК РФ.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Москве от 31.08.2023 N 21-2269/23 на основании указанного решения погашено прав собственности города Москвы на помещение с кадастровым номером 77:01:0002004:1765.
Вместе с тем, как указывает заявитель, в составе указанного помещения в собственности города Москвы учитывались иные помещения, право собственности на которые не было оспорено, решением суда отсутствующим право собственности города Москвы не было признано.
Учитывая изложенное, Департаментом заказаны кадастровые работы по постановке таких помещений на кадастровый учет, в Управление Росреестра по Москве представлены заявления с соответствующими техническими планами.
Уведомлениями от 24.01.2024 N КУВД-001/2023-47715710/3 и КУВД-001/2023-47715746/3 Управление Росреестра по Москвы сообщило об отказе в осуществлении учетных действий по причине расхождения сведений в графической части образуемых помещений с помещением 77:01:0002004:1765.
Посчитав, что уведомления регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает его законные права и интересы, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения. правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Так, согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Ввиду наличия оснований, установленных законодательством, государственный регистратор уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Статья 26 Закона N 218-ФЗ устанавливает основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
Часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приводит закрытый перечень таких оснований.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закон N 218-ФЗ в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости описание местоположения объекта недвижимости.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Судом первой инстанции установлено, что в собственности города Москвы находилось нежилое помещение здание с кадастровым номером 77:01:0002004:1765, площадью 96.4 кв.м, о чем в сведения Единого государственного реестра недвижимости была внесена запись от 23.08.2016 N 77-77/015-77/015/001/2016-224/1.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24.12.2020 оспорено право собственности на часть комнат указанного помещения, вместе с тем погашено все право.
Как следует из материалов дела, помещение, заявленное к кадастровому учету, ранее входило в состав объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002004:1765 площадью 96.4 кв. м с перечнем: пом. II (комн.1-4).
Согласно Решению Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24.12.2020, на часть помещения с кадастровым номером 77:01:0002004:1765, а именно: комнаты 2 и 4 помещения II, площадью 40.1 кв. м, признано право общей долевой собственности за собственниками помещений многоквартирного дома.
Таким образом, за исключением площади 40.1 кв. м (96,4 кв. м -40,1 кв. м), в собственности Москвы остается 56,3 кв. м (комн. 1 и комн. 3).
Вместе с тем, на дату обращения Департамента с заявлением к Управлению Росреестра по Москве право собственности города Москвы на объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0002004:1765 площадью 96.4 кв. м с перечнем: пом. II (комн.1-4) было прекращено, в том числе двух помещений: нежилого помещения пом.II (комн.1), площадью 50,9 кв.м. и нежилого помещения пом.II (комн.3), площадью 5,4 кв..
Учитывая указанный факт подготовлены технические планы объектов недвижимости площадью 50,9 кв.м (мансарда, пом. II, ком. 1) и площадью 5,4 кв.м (мансарда, пом. II, ком. 3), которые представлены в орган регистрации прав с заявлениями.
Технические планы были подготовлены на основании Деклараций об объекте недвижимости от 10.04.2023 с приложением Решения Замоскворецкого районного суда города Москвы от 24.12.2023 по гражданскому делу N 2-8321/2020.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета помещений в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт.
Кроме того, материалами дела также подтверждается, что площади нежилых помещений определены в настоящем случае с учетом положений Приказа Росреестра N П/0393 от 10.10.2020 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места".
Судебная коллегия приходит к выводу, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона о регистрации и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
В то же время, оспариваемый отказ не содержит указаний на конкретные недостатки технического плана.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения учетно-регистрационных мероприятий, в связи с чем основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении объектов недвижимости отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамента подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-43587/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Яцева |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43587/2024
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ