г. Москва |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А40-43730/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К. секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.05.2024 по делу N А40-43730/24,
по заявлению Комитета государственного строительного надзора г.Москвы
к ООО "Строительная компания "Вершина"
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ,
при участии от заявителя: Слюсарь А.А. по доверенности от 18.04.2024; от заинтересованного лица: Лебедева В.С. по доверенности от 18.03.2024;
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - заявитель, Мосгосстройнадзор) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "СК "ВЕРШИНА" административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 022687 от 12.02.2024.
Решением суда от 20.05.2024 в удовлетворении требований, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Через канцелярию суда от Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения Комитета от 15.01.2024 N РСН-97/24-(0)-0 о проведении внеплановой выездной проверки контролируемого лица, Комитетом проведена проверка в отношении ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ВЕРШИНА", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - "Комплекс для производства продуктов питания из мяса (2-я очередь)" по адресу: г. Москва, ЗАО, Ново-Переделкино, Новоорловская, ул. промзона Орлово.
В результате проверки было выявлено, что ООО "СК "ВЕРШИНА" в нарушение ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществляет строительство с нарушением требований проектной документации на объекте капитального строительства, а именно: 1. В нарушение утвержденного проекта шифр: 05/09-2022ПР-ПОС, раздел "Проект организации строительства", лист 4 ГЧ, шифр: 05/09-2022ПР-ПБ, раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", том 9, лист 54 ТЧ, п.п. 308, 336 ППР от 16.09.2020 N 1479, допущено расположение временных бытовых зданий и сооружений (бытовок) не в соответствии с согласованным стройгенпланом в количестве более 10 штук в группе;2. В нарушение проекта шифр:05/09-2022ПР-ПОС, лист 68 не соответствие 12- 03-2001 "Безопасность труда в строительстве", пункт 5.13, допускается производство строительных работ рабочими, не обеспеченными средствами индивидуальной защиты (касками, спецодеждой).
По результатам проведенной проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 29.01.2024 N РСН-97/24-(0)-0. В связи с чем, 12.02.2024 должностным лицом Мосгосстройнадзора в отношении ООО "СК "ВЕРШИНА" был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении Предприятия протокола об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО "СК "ВЕРШИНА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, подтверждена материалами дела поскольку, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения и вина ООО "СК "ВЕРШИНА" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, подтверждены материалами дела, а именно актом, предписанием, протоколом, в котором представитель ООО "СК "ВЕРШИНА" не отрицал выявленные нарушения, а также фотоматериалами. На момент принятия судом решения о привлечении Общества к административной ответственности срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В этой связи, имеются все необходимые условия для привлечения к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Данное конституционное положение имеет общее значение и распространяется на законодательство об административных правонарушениях (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2976-О).
В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как следует из материалов дела, 29.01.2024 состоялась внеплановая выездная проверка Мосгосстройнадзор в отношении ООО "СК "ВЕРШИНА", осуществляющей строительство на объекте капитального строительства.
12.02.2024 по результатам данной проверки Мосгосстройнадзор в отношении ООО "СК "ВЕРШИНА" составлены протокол об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ.
Кроме того, Мосгосстройнадзор в отношении должностного лица ООО "СК "ВЕРШИНА" - начальника участка Самохина Е.В. также составлены протокол об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ.
29.02.2024 Мосгосстройнадзор по результатам проверки рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО "СК "ВЕРШИНА", вынесено Постановление N 714-Ю о привлечении ООО "СК "ВЕРШИНА" к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Также 29.02.2024 Мосгосстройнадзор вынесено постановление N 731 о привлечении к административной ответственности должностного лица ООО "СК "ВЕРШИНА" - начальника участка Самохина Е.В. и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
04.03.2024 ООО "СК "ВЕРШИНА", согласившись с событием административного правонарушения, установленного по результатам внеплановой выездной проверки Мосгосстройнадзор, осуществило уплату штрафа в размере 50 000 руб. (в соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ) платежным поручением N 174.
Должностным лицом ООО "СК "ВЕРШИНА" - начальником участка Самохиным Е.В. также уплачен штраф, что подтверждается квитанцией от 07.03.2024. Мосгосстройнадзор, несмотря на прямое указание части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, повторно направлено Заявление с протоколом в суд для привлечения ООО "СК "ВЕРШИНА" к ответственности по ч.2 ст.9.4 КоАП РФ.
Как следует из Протокола об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность ч.1 по ст.9.4 КоАП РФ, и Протокола об административном правонарушении, за которое предусмотрена административная ответственность ч.2 по ст.9.4 КоАП РФ, составленных в отношении ООО "СК "ВЕРШИНА", выявленные в результате одной проверки, в один и тот же период времени нарушения строительных норм по диспозиции указанных частей одной статьи КоАП РФ, являются однородными и, соответственно, подпадающими под квалификацию одной статьи КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, нарушения ООО "СК "ВЕРШИНА" не свидетельствует о совершении разных административных правонарушений.
02.04.2024 Конституционный Суд РФ в Постановлении N 14-П разъяснил, что вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления учитываются как одно. Как указано в Постановлении N 14-П, ч.5 ст.4.4 КоАП РФ вносилась для снижения штрафной нагрузки и способствует улучшению правового положения нарушителя ввиду назначения одного наказания за совершение однородного нарушения.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении N 14-П/2024 указал правоприменителям, в том числе судам, на "обязательность обратной силы закона, когда это улучшает правовое положение субъектов правоотношений, а мотивировочная часть постановления содержит четкие критерии для возможности установления обстоятельств улучшения правового положения субъектов".
Судом правомерно установлено, что Мосгосстройнадзор по результат проверки уже привлек ООО "СК "ВЕРШИНА" к административной ответственности, следовательно, привлекать второй раз к ответственности в рамках того же контрольного мероприятия по той же статье КоАП РФ является необоснованным и противоречит ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для привлечения ООО "СК "ВЕРШИНА" к административной ответственности по ч.2 по ст.9.4 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 12.02.2024 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2024 по делу N А40-43730/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43730/2024
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, Мосгосстройнадзор
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ВЕРШИНА"