город Омск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А46-22375/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 августа 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Дубок О.В.
судей Сафронова М. М., Смольниковой М. В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания: Лепехиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6357/2024) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Омской области от 21 мая 2024 года по делу N А46-22375/2023 (судья И.М. Солодкевич), вынесенное по результатам рассмотрения требования Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 43 608 рублей 98 копеек, в рамках дела о признании Сухих Вячеслава Сергеевича (адрес регистрации: 644065, город Омск, улица Нефтезаводская, дом 36, квартира 59; ИНН 551002109339), несостоятельным (банкротом),
при участии в судебном заседании:
от Федеральной налоговой службы - представитель Касымова Э.Ф. (паспорт, доверенность N 01-18/10079 от 22.07.2024, срок действия по 08.07.2025),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.02.2024 Сухих Вячеслав Сергеевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим его имуществом утверждён Кондаков С.С.
Сообщение об этом 16.02.2024 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее также - ЕФРСБ), 22.02.2024 размещено в газете "Коммерсантъ".
18.03.2024 ФНС России обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о включении 42 145 р. 06 к. (основной долг) во вторую очередь, 1 463 р. 92 к. (175 р. 86 к. - основной долг, 1 288 р. 06 к. - пени) в третью очередь реестра требований кредиторов Сухих В.С.
Определением суда от 21.05.2024 требование Федеральной налоговой службы включено в размере 33 761 рубля 48 копеек (основной долг) во вторую очередь, 9 847 рублей 50 копеек (8 559 рублей 44 копейки - основной долг, 1 288 рублей 06 копеек - пени) - в третью очередь реестра требований кредиторов Сухих Вячеслава Сергеевича.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган, кредитор) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить в части включения в реестр требований кредиторов Сухих Вячеслава Сергеевича задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 384,12 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов должника, включить в реестр требований кредиторов Сухих Вячеслава Сергеевича требование Федеральной налоговой службы по обязательным платежам в размере 43 608,98 рублей, из них:
- во вторую очередь реестра требований кредиторов в размере 42 145,06 рублей (основной долг);
- в третью очередь реестра требований кредиторов 1 463,92 рублей; в том числе налог 175,86 рублей; пени 1 288,06 рублей.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган ссылается на то, что в настоящее время произошло изменение законодательного регулирования, в соответствии с которым отдельные виды страховых взносов были объединены в единое целое, в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации. Также внесены изменения в часть вторую НК РФ), в соответствии с которыми начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в единых размерах, в новой форме отчётности их указывают общей суммой, следовательно, начиная с 2023 года невозможно разделить платежи, зачисляемые в социальный фонд, единый тариф страховых взносов уплачивается в составе единого налогового платежа, новая форма расчёта предполагает, что сумма взносов отражается без деления по видам страхования, код бюджетной классификации единый. В связи с этим исходя из правовой природы и целей страховых взносов уполномоченный орган полагает, что задолженность на страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемых отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в сумме 42 145.06 рублей (основной долг) подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов Сухих В.С.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению её обоснованности.
Представитель ФНС поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить в части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьёй 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит определение Арбитражного суда Омской области от 21 мая 2024 года по настоящему делу подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьёй 100 настоящего Закона.
Из совокупного толкования положений пункта 4 статьи 213.34 и пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве следует, что кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в ходе процедуры реализации имущества гражданина.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются финансовым управляющим в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Таким образом, в деле о банкротстве включение в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
В силу абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 и утверждённого им Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В силу п. 3 ст. 213.27 Закона о банкротстве требования кредиторов, включённые в реестр требований кредиторов, удовлетворяются в следующей очерёдности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;
во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь производятся расчёта с другими кредиторами.
Как разъяснено в п. 14 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, и в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.
Согласно пункту 5.1 статьи 421 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, начиная с 2023 года устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов. С 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учётом определённого на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и применённого к нему коэффициента 2,3.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 НК РФ, начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в едином размере (единый тариф страховых взносов).
Пунктом 6 статьи 431 НК РФ предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в виде единой суммы, если иное не установлено настоящей статьёй.
Уполномоченный орган, ссылаясь на изменение правового регулирования порядка исчисления и уплаты страховых взносов с 2023 года, указывал на то, что задолженность Сухих Вячеслава Сергеевича по страховым взносам за 2023 год в сумме 42145.06 руб. включает в себя задолженность по трём видам страхования (обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование).
Между тем суд первой инстанции отнёс сумму спорной задолженности за 2023 год в размере 33 761 рубля 48 копеек (основной долг) во вторую очередь, 9 847 рублей 50 копеек (8 559 рублей 44 копейки - основной долг, 1 288 рублей 06 копеек - пени) - в третью очередь реестра требований кредиторов без приведения расчётов, приведших к таким суммам.
Такой вывод не может быть признан обоснованным, поскольку сделан без учёта разъяснений, приведённых в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, аналогичная правовая позиция нашла отражение и в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2024 N Ф07-2018/2024 по делу N А56-19282/2023.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое определение не отвечает требованиям законности и обоснованности, судом при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм права.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, приведённые в апелляционной жалобе доводы заслуживают внимания, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения требования уполномоченного органа в обжалуемой части в третью очередь реестра требований кредиторов должника, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит отмене, следует принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Омской области от 21 мая 2024 года по делу N А46-22375/2023 отменить в части включения в реестр требований кредиторов Сухих Вячеслава Сергеевича задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 384,12 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Принять в указанной части новый судебный акт.
Включить в реестр требований кредиторов Сухих Вячеслава Сергеевича требование Федеральной налоговой службы по обязательным платежам в размере 43 608,98 рублей, из них:
- во вторую очередь реестра требований кредиторов в размере 42 145,06 рублей (основной долг);
- в третью очередь реестра требований кредиторов 1 463,92 рублей; в том числе налог 175,86 рублей; пени 1 288,06 рублей.
В остальной части определение Арбитражного суда Омской области от 21 мая 2024 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объёме.
Председательствующий |
О.В. Дубок |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22375/2023
Должник: Сухих Вячеслав Сергеевич
Кредитор: Сухих Вячеслав Сергеевич
Третье лицо: МИФНС N 7 по Омской области, ПАО Банк ВТБ, Саморегулируемая организация ассоциации арбитражных управляющих "Синергия", Управление опеки и попечительства Департамента образования Администрации г. Омска, ф/у Кондаков Сергей Сергеевич, Финансовый управляющий Кондаков Сергей Сергеевич, ИНСПЕКЦИЯ ГОСТЕХНАДЗОРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонный отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области, Подразделение по вопросам миграции УМВД России по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Омской области