г. Челябинск |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А76-32092/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Корсаковой М.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "ЖЭУ города Магнитогорска" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2024 по делу N А76-32092/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Белова Ю.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ города Магнитогорска" (далее - заявитель, общество УК "ЖЭУ г.Магнитогорска") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области"), Главному инспектору Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области" Сараевой Г.В. (далее - заинтересованное лицо, главный инспектор ГУ "ГЖИ Челябинской области" Сараева Г.В.), Заместителю начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция по Челябинской области" Тутаровой Ю.Н. (далее - заинтересованное лицо, заместитель начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" Тутарова Ю.Н.), в котором просит:
1. Отменить решение заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" Тутаровой Ю.Н. от 10.07.2023 об отказе в продлении (переносе) сроков исполнения предписания от 28.04.2023 N 23-160-2.
2. Установить разумный срок исполнения предписания ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 28.04.2023 N 23-160-2 до 31.12.2026.
Определением суда от 29.02.2024 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Свет" (далее - третье лицо, общество УК "Свет").
Решением суда от 27.04.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что между сторонами возник спор о разумных сроках исполнения предписания. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований.
По мнению апеллянта, отмена решения заместителя начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" Тутаровой Ю.Н. от 10.07.2023 об отказе в продлении (переносе) сроков исполнения предписания от 28.04.2023 N 23-160-2 не влечет за собой отмену предписания от 28.04.2023 N 23-160-2 (которое не оспаривалось по настоящему делу), а лишь устанавливает разумный срок для его исполнения.
В судебном заседании представитель ГУ "ГЖИ Челябинской области" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 21.07.2016 N 074000521, выданного ГУ "ГЖИ Челябинской области" и заключенного договора управления многоквартирным домом N 180 по улице Советская в городе Магнитогорске от 31.05.2018.
Главным инспектором ГУ "ГЖИ Челябинской области" Сараевой Г.В. в ходе осуществления регионального лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по результатам проведения внепланового инспекционного визита по вопросу невыполнения в установленный срок раннее выданного предписания от 07.12.2022 N 22-322-2 в адрес общества УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" выдано предписание от 28.04.2023 N 23-160-2.
Согласно предписанию от 28.04.2023 N 23-160-2 общество УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" в срок до 30.06.2023 обязано устранить следующие нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД: обеспечить работоспособность систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты; разработать план восстановительных работ, провести восстановительные работы оборудования и элементов автоматического дымоудаления.
Общество УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" 30.06.2023 направило в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" ходатайство о переносе сроков исполнения предписания на 2026 год.
Заместителем начальника ГУ "ГЖИ Челябинской области" Тураровой Ю.Н. вынесено решение от 10.07.2023 об отказе в продлении (переносе) сроков исполнения предписания от 28.04.2023 N 23-160-2.
Полагая, что оспариваемое решение не соответствует требованиям законодательства, общество УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителю предоставлен достаточный срок для исполнения выданного предписания, при этом продолжение эксплуатации многоквартирного дома при наличии вмененных нарушений представляет угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем ходатайство о продлении срока не может быть удовлетворено.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, возложено на ГУ "ГЖИ Челябинской области".
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290).
Судом первой инстанции установлено, что ГУ "ГЖИ Челябинской области" в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Магнитогорск, ул.Советская, д.180 (далее - МКД), и на основании обращения граждан (вх. N 17474 от 11.11.2022) 07.12.2022 проведен внеплановый инспекционный визит в отношении общества УК "ЖЭУ г. Магнитогорска", в ходе которого выявлены нарушения пунктов 15, 27 Перечня N 290, а именно в МКД не обеспечена работоспособность систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты; оборудования и элементов автоматического дымоудаления, а также не обеспечено техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления.
В результате проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт от 07.12.2022 N 22-322-1 и вынесено предписание от 07.12.2022 N 22-322-2 об обязании устранить выявленные нарушения в срок до 10.04.2023.
08.12.2022 в отношении директора общества УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" составлен протокол N 22-322-3 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением от 21.12.2022 N 167 директор общества УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Обществом УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" направлено письмо от 10.04.2023 исх.N 298 о неисполнимости, переносе сроков исполнения предписания 07.12.2022 N 22-322-2, с просьбой продлить данное предписание до 2026 года.
Решением ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 17.04.2023 в продлении срока исполнения предписания 07.12.2022 N 22-322-2 отказано в связи с тем, что выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, проживающих в МКД.
В целях проверки исполнения предписания ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 07.12.2022 N 22-322-2 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 10.04.2023, на основании решения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 25.04.2023 N 23-160 проведен внеплановый инспекционный визит, в ходе которого установлено, что мероприятия, указанные в предписании от 07.12.2022 N 22-322-2, не выполнены в полном объеме.
В результате проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт от 28.04.2023 N 22-160-1 и вынесено предписание от 28.04.2023 N 23-160-2 об обязании в срок до 30.06.2023 устранить следующие нарушения:
1) обеспечить работоспособность систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты согласно пункту 27 Минимального перечня;
2) разработать план восстановительных работ, провести восстановительные работы в соответствии с пунктом 15 Минимального перечня.
Кроме того, согласно пункту 3.1.10 договора управления МКД от 31.05.2018 управляющая компания - общество УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" обязана организовать надлежащее выполнение работ, предусмотренных Перечнем, согласно приложению N 1 к договору.
Согласно приложению N 1 к договору МКД от 31.05.2015, в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома входит технический осмотр систем вентиляции и дымоудаления на чердаках. Проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах. Составление акта технического состояния оборудования, перечня неисправностей и сроки их устранения. Прочие обязательные работы в виде мер пожарной безопасности.
02.05.2023 в отношении общества УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" составлен протокол N 23-160-3 об административном правонарушении по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области от 16.06.2023 по делу N 3-230/2023 общество УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 10.07.2023 в продлении (переносе) срока исполнения предписания от 28.04.2023 N 23-160-2 отказано в связи с тем, что выявленные нарушения влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, проживающих в МКД.
По истечению срока исполнения предписания от 28.04.2023 N 23-160-2 ГУ "ГЖИ Челябинской области" принято решение от 11.07.2023 N 23-421 о проведении внепланового инспекционного визита.
Прокуратурой Челябинской области решением от 12.07.2023 N 7/3-30-394-2023 отказано в проведении ГУ "ГЖИ Челябинской области" указанного внепланового инспекционного визита (решение от 11.07.2023 N 23-421). Данный отказ прокуратуры Челябинской области мотивирован пунктом 4 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Пунктом 4 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установлении сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
В ГУ "ГЖИ Челябинской области" от общества УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" поступила жалоба от 09.08.2023 исх.N 751 на решение об отказе в продлении (переносе) срока исполнения предписания.
Письмом от 15.09.2023 N 27119 обществу УК "ЖЭУ г.Магнитогорска" отказано в рассмотрении жалобы по существу, в связи с тем, что с 01.07.2021 вступил в силу Закон N 248.
Главное управление уполномочено на рассмотрение жалоб в порядке, установленном Законом N 248, исключительно через подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
В соответствии с пунктом 11 (1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пункта 27 Перечня N 290 в состав работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включаются работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Соответственно, работы указанные в предписании, должны выполняться в рамках текущего ремонта. В предписании нет указания о полной замене существующих систем (аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения и гл.), предписано разработать план восстановительных работ, провести восстановительные работы и обеспечить работоспособность вышеуказанных систем.
Таким образом, впервые нарушения пунктов 15, 27 Перечня N 290 по адресу: г.Магнитогорск, ул. Советская, д.180 обнаружены ГУ "ГЖИ Челябинской области" в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия 07.12.2022. С этого времени у общества УК "ЖЭУ г. Магнитогорска" существовала реальная возможность исполнить выдаваемые управляющей компании предписания. При этом указанный заявителем срок исполнения - до 31.12.2026 является неразумным, так как для собственников вышеуказанного МКД данные нарушения влекут непосредственную угрозу жизни и причинения тяжкого вреда здоровью.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным, заявленные требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2024 по делу N А76-32092/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "ЖЭУ города Магнитогорска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-32092/2023
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖЭУ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ", ГУ Государственный инспектор "ГЖИ по Челябинской области" Сараева Г.В., ГУ Заместитель начальника "ГЖИ по Челябинской области" Турарова Ю.Н.
Третье лицо: ООО УК "Свет"