г. Чита |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А58-3608/2024 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2024 года по делу N А58-3608/2024 рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" (ИНН 1434045743, ОГРН 1131434000961) о взыскании.
УСТАНОВИЛ:
Истец, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику, обществу с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" о взыскании 23 040,36 рублей расходов на устранение коммерческой неисправности вагона N 68181577, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Решением суда первой инстанции требования истца удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать истцу в удовлетворении требований.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что неисправность вагона выявлена истцом в ходе пути следования, после его допуска к перевозке истцом.
Неисправность не является скрытой, поскольку выявлено путем осмотра вагона в пути следования.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представленным возражением на отзыв, ответчик считает доводы истца необоснованными.
Представленным ходатайством, ответчик просит вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 19.07.2024.
Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.
В соответствии с положением ст. 260 АПК РФ, с учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П, ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Исходя из обстоятельств дела, оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, 24.10.2023 ОАО "РЖД", со станции Улак Дальневосточной железной дороги от грузоотправителя (ответчика) ООО "Эльгауголь", для перевозки по железнодорожной транспортной накладной N ЭП826713 приняты вагоны с углем в количестве 57 единиц, в том числе вагон N 68181577 (п. 35 накладной), назначением на станцию Мыс Астафьева Дальневосточной железной дороги.
29.10.2023 в пути следования на станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги при прохождении поезда через АСКО ПВ истцом было обнаружено, что "с восточного торца с левой стороны вагона N 68181577 просматривается выемка груза с отсутствием зачистного люка. При осмотре вагона приемщиком поездного парка установлено, что крышка люка деформирована, находится в открытом положении, засыпана грузом, что свидетельствует о нарушении п. 5.1 разд, 5, главы 1 ЦМ-943", о чем составлен акт общей формы N2/694.
В связи с угрозой безопасности движения и сохранности перевозимого груза вагон N 68181577 был отцеплен для устранения коммерческой неисправности.
31.10.2023 силами ОАО "РЖД" крышка люка была установлена на штатное место, погрузку разровняли, коммерческая неисправность была устранена, вагон направлен на контрольную перевеску, о чем составлен акт общей формы N 1/884.
В результате устранения коммерческой неисправности ОАО "РЖД" понесены расходы в размере 23 040,36 руб., что квалифицированы истцом как убытки причиненные действиями ответчика.
В силу ст.15, 1064 ГК РФ, п. 11, 12, 13 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Оценив материалы дела, суд первой инстанции усматривает, что материалами дела подтверждается факт несения истцом ущерба вызванный ремонтом вагона в связи с выявленной 29.10.2023 коммерческой неисправностью вагона.
В силу статьи 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
В соответствии с приложением 5, 6, 7 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 23.06.2022 N 250 (зарегистрированы Минюстом России 20.07.2022, регистрационный N 69324), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
В соответствии со ст. ст. 17, 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ" меры по обеспечению безопасности движения принимает не только собственник вагона, на что ссылается истец, но и владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.
Исходя из специфики правоотношений, перевозчик обязан доказать, что принял все необходимые меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке; при принятии всех необходимых мер доказать, что впоследствии выявленные дефекты имели скрытый характер, то есть не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов, а выявленные в пути следования неисправности возникли не по его вине; если перевозчик принял от грузоотправителя груз без замечаний, то вина грузоотправителя в последующем обнаружившихся технических недостатках исключается (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11637/12).
Погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны, контейнеры не освобождает последнего от ответственности за несохранность груза.
Обязанность перевозчика подать грузоотправителю исправные (технически пригодные) вагоны не связана с их принадлежностью.
Техническое состояние вагона в пути следования контролируется перевозчиком, так как он несет ответственность за безопасность движения.
Неисправность вагона не была выявлена при формировании на станции отправления, соответственно при приеме груза к перевозке вагоны были исправны, следовательно, неисправность вагонов возникла в процессе их эксплуатации перевозчиком.
Приняв вагон к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил его техническую исправность.
Доказательств, что выявленная неисправность носила скрытый характер, истцом не подтверждается.
Более того, истцом не оспаривается, что неисправность на станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги была обнаружена при прохождении поезда через АСКО ПВ путем осмотра (визуально) вагона без применения специальных средств.
Согласно пункту 80.2 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Следовательно, перевозчик, приняв к перевозке вагон в исправном состоянии, что им не оспаривается, обязан доказательств, что выявленная в ходе движения неисправность возникла не по его вине, при том, что перевозчик, принимая вагон и допуская его перевозке, убедился в исправности вагона.
Доказательств, что грузоотправитель осуществил размещение груза в вагоне с нарушением установленных Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, и неисправность возникла в результате ненадлежащего размещения груза в суд не представлено.
Как указывает истец, указанная неисправность возникла в связи с нарушением п. 5.1, раздела 5, главы 1 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утв. Министерством путей сообщения РФ 27 мая 2003 г. N ЦМ-943).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав п. 5.1, раздел 5, главы 1 ЦМ-943 не установил каких-либо требований содержащихся в данном пункте, которые бы нарушил ответчик при размещении груза.
Утверждение истца о том, что ответчик разместил груз в вагоне, при деформированной крышки зачистного люка и нахождении ее в открытом положении, не подтверждается материалами дела, поскольку данное обстоятельство не было установлено перевозчиком при принятии и допуске вагона к перевозке.
Истец не представил в суд доказательств, свидетельствующих о невозможности открытия крышки зачистного люка вагона, ее деформации в ходе осуществления перевозки третьими лицами, с целью хищения груза.
Суд апелляционной инстанции усматривает, в противовес выводам суда первой инстанции, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что указанная неисправность, выявленная в ходе движения вагона истцом, возникла по вине грузоотправителя.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, что ущерб истца возник в результате противоправных виновных действий ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании указанного, решение суда первой инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В удовлетворении требований следует отказать.
Судебные расходы отнести на истца.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "08" июля 2024 года по делу N А58-3608/2024 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" (ИНН 1434045743, ОГРН 1131434000961) судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 года.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3608/2024
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Эльгауголь"