г. Ессентуки |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А25-3334/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики, при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631) - Байрамуков Марат Муратбиевич (доверенность от 11.03.2024 N 1), в отсутствие представителя акционерного общества "Водоканал" (ОГРН 1040900961133, ИНН 0914000123), а также в отсутствие третьего лица - Салпагарова Романа Магомедовича (г. Черкесск), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2024 по делу N А25-3334/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - Управление) о признании незаконным постановления от 13.09.2024 по делу об административном правонарушении N 009/04/9.21-117/2023 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Салпагаров Р.М.
Решением суда от 22.05.2024 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью выводов Управления по результатам проведенной проверки, наличием в действиях (бездействии) Общества состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства. Просит признать правонарушение малозначительным. Указывает на принятия судебного акта за пределами годичного срока привлечения к административной ответственности.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании Управления поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Салпагарова Р.М., представителя Общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
05.06.2023 Салпагаров Р.М. обратился в Управление с жалобой на бездействие Общества, выразившееся в отсутствии ответа на запрос о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск. ул. Ленина, 493 "В" (вх. АО "Водоканал" от 19.04.2023 N 892) и навязывании необоснованных требований о необходимости представления дополнительных материалов, а именно "Баланс водопотребления и водоотведения", который необходимо составить (рассчитать) в специализированной организации.
По результатам административного расследования должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 07.07.2023 N 009/04/9.21-117/2023 об административном правонарушении и 13.09.2023 вынесено постановление N 009/04/9.21-117/2023 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000р.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130 (далее - Правила N 2130), пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения; предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах: транспортировки газа по газопроводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.
Общество оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, соответственно, является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 15 Правил N 2130, перечень сведений и документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, является исчерпывающим. Исполнитель не вправе для выдачи технических условий требовать от лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, иных сведений и документов, не указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 2130, при представлении лицами, предусмотренными пунктами 9 и 11 настоящих Правил, сведений и документов, указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 7 рабочих дней со дня получения запроса о выдаче технических условий обязан выдать лицу, направившему запрос о выдаче технических условий, без взимания платы технические условия либо направить мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, в той же форме, в которой был представлен запрос о выдаче технических условий.
При отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил N 2130, на момент обращения лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, с запросом о выдаче технических условий подключения, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, завершение реализации которых планируется в пределах срока действия технических условий, исполнитель не вправе отказать указанным лицам в выдаче технических условий на основании отсутствия технической возможности подключения.
В случае непредставления лицами, указанными в пунктах 9 и 11 Правил N 2130, сведений и документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет лицу, обратившемуся с запросом о выдаче технических условий, мотивированный отказ в выдаче технических условий в той же форме, в которой был представлен запрос о выдаче технических условий.
При отсутствии технической возможности подключения, определяемой в соответствии с пунктом 44 Правил N 2130, на момент обращения лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, с запросом о выдаче технических условий подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель одновременно с направлением лицу, обратившемуся с запросом о выдаче технических условий, мотивированного отказа в выдаче технических условий сообщает о возможности обеспечения подключения при внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 настоящих Правил), либо после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя в части включения в нее мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, в порядке, предусмотренном пунктами 48 - 57 настоящих Правил.
Салпагаров Р.М. обратился в адрес Общества 19.04.2023 с запросом о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения земельного участка, находящегося по адресу: КЧР, г. Черкесск. ул. Ленина, 493 "В".
23.05.2023 Салпагарову Р.М. дан ответ (исх. от 12.05.2023 N 624), согласно которому отсутствует техническая возможность подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, так как по территории заявителя проходят водоводы d700мм и d1000мм, которые снабжают питьевой водой жителей г. Черкесск, а. Псыж, с.Дружба и с. Чапаевское.
Таким образом, Обществом нарушен срок в семь рабочих дней на ответ, предусмотренный пунктом 16 Правил N 2130. Кроме того, Общество не обосновало отсутствие технической возможности подключения объекта Салпагарова Р.М. В нарушение пункта 16 Правил N 2130, ответ Общества об отсутствии технической возможности (от 125.05.2023 N 624), не содержит информации об отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, а также сведений о возможности обеспечения подключения при внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта.
Обществом, являющимся профессиональным участником соответствующих отношений, монополистом в части услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, не представлено доказательств принятия необходимых мер в целях недопущения совершения правонарушения.
С учетом указанных обстоятельств, Управление обоснованно и правомерно пришло к выводу о наличии в деяниях Общества признаков нарушения статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении антимонопольным органом не допущено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апеллянта об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату рассмотрения дела судом первой инстанции отклоняются коллегией судей как несостоятельные. Общество привлечено к административной ответственности Управлением как контролирующим органом, а не судом. Следовательно, соблюдение срока давности привлечения к ответственности надлежит проверять на дату вынесения Управлением постановления от 13.09.2023 по делу N 009/04/9.21-117/2023, оспариваемого Обществом в рамках настоящего дела, а не на дату рассмотрения дела о признании незаконным такого постановлении судом первой инстанции. Так, оспариваемое постановление принято Управлением 13.09.2023, то есть в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
Размер назначенного Обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного правонарушения, соразмерен его тяжести и соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 100000р. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для Общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления деятельности.
Смягчающих ответственность Общества обстоятельств судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Также отсутствуют основания для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в признании незаконным и отмене оспоренного постановления.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.05.2024 по делу N А25-3334/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Сомов Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-3334/2023
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВОЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Третье лицо: Салпагаров Роман Магомедович