г. Пермь |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А60-71637/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Литвинова С.С., паспорт, доверенность от 10.01.2024, диплом, Русских С.С., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом,
от третьего лица - Прокуратуры Свердловской области: Зеленин А.А., служебное удостоверение, доверенность от 24.07.2024,
(лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 апреля 2024 года
по делу N А60-71637/2023
по заявлению Администрации Арамильского городского округа (ИНН 6652004270, ОГРН 1026602178239)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Сысертская межрайонная прокуратура, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Сысертского городского округа, Арамильского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Свердловской области
о признании недействительными распоряжений,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Арамильского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании недействительными распоряжений от 17.03.2023 N 66-124-р, N 66-126-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Арамильского городского округа".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Сысертская межрайонная прокуратура, отдел надзорной деятельности и профилактической работы Сысертского городского округа, Арамильского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Свердловской области
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2024 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными распоряжения от 17.03.2023 N 66-124-р, N 66-126-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Арамильского городского округа".
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить нарушение законных прав и интересов Администрации Арамильского городского округа в порядке, установленном действующим законодательством.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
ТУ Росимущества в Свердловской области считает, что передача объектов гражданской обороны на иной уровень публичной собственности осуществлена ТУ Росимущества в Свердловской области в целях реализации Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.10.2022 N 1918-Пр, в соответствии со статьями 214, 235 ГК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", на основании утвержденного Губернатором Свердловской области, согласованного Главным управлением МЧС России по Свердловской области перечня защитных сооружений гражданской обороны, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации полномочий в сфере защиты населения. Более того, Истцом в адрес Ответчика не направлялся мотивированный отказ о невозможности принятия спорных объектов с учетом объективно сложившихся обстоятельств.
От Прокуратуры Свердловской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает, что требования Администрации Арамильского городского округа удовлетворению не подлежат.
Администрацией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители заявителя выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, просят в ее удовлетворении отказать, решение - оставить без изменения.
Представитель Прокуратуры Свердловской области доводы, изложенные в отзыве на жалобу, поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил), что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части, поскольку доводы жалобы заинтересованного лица сводится к обжалованию решения суда в части удовлетворенных судом требований заявителя и признания оспариваемых распоряжений недействительными, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в марте 2023 года на основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 17.03.2023 N 66-124-р и N 66-126-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Арамильского городского округа" зарегистрировано право собственности Арамильского городского округа на нежилые помещения.
Ссылаясь на нарушение ТУ Росимущества в Свердловской области порядка передачи федерального имущества в муниципальную собственность, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжения не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы администрации. В части требования об аннулировании записей из ЕГРН суд пришел к выводу, что применение указанного заявителем способа восстановления нарушенного права не представляется возможным, с учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал государственный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим изменению с учетом следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 201 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122) в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В силу статьи 8 ФЗ от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8 Порядка).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9 Порядка).
Следовательно, сохранение существующих объектов гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию, относится к функциям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
В соответствии с перечнем поручений Президента РФ от 11.10.2022 N Пр-1918 Росимуществу совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и при участии органов местного самоуправления по согласованию с МЧС России на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны поручено сформировать и утвердить перечень таких защитных учреждений, которые введены в эксплуатацию до 21.01.1992, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ полномочий в сфере защиты населения и подлежат передаче в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в целях реализации данного поручения Президента РФ ГУ МЧС России по Свердловской области согласован, Губернатором Свердловской области и руководителем ТУ Росимущества в СО утвержден соответствующий Перечень защитных сооружений гражданской обороны.
Поименованные в распоряжениях N 66-124-р, N 66-126-р от 17.03.2023 объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны, введенными в эксплуатацию до 21.01.1992, указанными в перечне защитных сооружений, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденным ТУ Росимущества в Свердловской области, Губернатором Свердловской области и согласованным с ГУ МЧС России по Свердловской области.
Данным перечнем в отношении каждого из указанных в перечне защитных сооружений установлено наименование субъекта Российской Федерации или муниципальное образование в чью собственность передается ЗСГО.
В отношении спорных объектов ГО указано, что муниципальным образованием, в чью собственность они передаются, является Арамильский городской округ.
Таким образом, оспариваемые заявителем распоряжения N 66-124-р, N 66-126-р от 17.03.2023 правомерно изданы управлением во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2022 N Пр-1918, не противоречат положениям Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 и ФЗ N 28-ФЗ от 12.02.1998, не препятствует фактической передаче и приему имущества в установленном порядке, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы Администрации о том, что оспариваемые распоряжения вынесены в одностороннем порядке, без согласования с заявителем, без его волеизъявления на передачу имущества, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, учитывая, что в распоряжении Территориального управления, указано, что перечень передаваемых защитных сооружений гражданской обороны из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальных образований утвержден Губернатором Пермского края, Территориальным управлением Росимущества в Пермском крае и согласован Главным управлением МЧС России по Пермскому краю, в связи с чем отсутствуют основания утверждать, что перечень имущества, подлежащего передаче не был утвержден, а волеизъявление на передачу спорных объектов из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования не было выражено. Соответствующий перечень имущества был утвержден Губернатором Пермского края.
Кроме того, в данном случае заявитель не представил доказательств того, что Администрацией в адрес Территориального управления направлялся мотивированный отказ о невозможности принятия спорных объектов с учетом объективно сложившихся обстоятельств, на что обоснованно указало заинтересованное лицо апелляционной жалобе.
Ссылки Администрации на неудовлетворительное состояние объектов, требующих капитальных вложений и материальных затрат, подлежат отклонению, поскольку в рамках рассматриваемых правоотношений правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах, оспариваемые распоряжения соответствуют требованиям действующего законодательства, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания их недействительными у суда не имеется.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии распоряжений закону в связи с отсутствием на передачу объектов волеизъявления Арамильского городского округа, обусловленного неудовлетворительным состоянием ЗСГО, являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат, решение суда подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 апреля 2024 года по делу N А60- 71637/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"В удовлетворении заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-71637/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, АРАМИЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА УПРАВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МЧС РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Сысертская межрайонная прокуратура, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ