город Воронеж |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А14-15327/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ГЖИ Воронежской области: Кобзева Ю.Р. - представитель по доверенности от 23.11.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, диплом;
от ООО "УК Борей": Смирнова А.В.- представитель по доверенности от 16.10.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, диплом;
от ООО "Наша эра": Яковлева Н.Н.- представитель по доверенности от 10.01.2024, предъявлен паспорт, диплом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "УК Борей" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2024 по делу N А14-15327/2023, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наша эра" (ОГРН 1223600004825, ИНН 3662299282) о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 31.08.2023 N 69-05-20/1236,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК Борей" (ОГРН 1203600033130, ИНН 3662288481),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наша эра" (далее - ООО "Наша эра") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области) о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 31.08.2023 N 69-05-20/1236.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Борей" (далее - ООО "УК Борей").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2024 заявленные требования удовлетворены. Решение о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 31.08.2023 N 69-05-20/1236 признано недействительным. Суд обязал ГЖИ Воронежской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Наша эра".
Не согласившись с принятым решением ГЖИ Воронежской области, ООО "УК Борей" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просят отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Воронежской области, ООО "Борей" в апелляционных жалобах указывают, что на дату принятия оспариваемого решения инспекцией были совершены все действия, предусмотренные жилищным законодательством и Порядком N 938/пр при проведении проверки, ссылаются на невозможность ретроспективного внесения изменений в реестр лицензий и неисполнимость решения суда..
Рассмотрение дела откладывалось.
К материалам дела приобщены письменные пояснения, поступившие от ГЖИ Воронежской области, а также отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО "Наша эра".
В судебном заседании представители ГЖИ Воронежской области, ООО "УК Борей" поддержали апелляционные жалобы, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Наша эра" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом считает, что оспариваемым решением, принятым ранее истечения срока, указанного в решении о приостановлении рассмотрения заявления, нарушены ее права на организацию проведения еще одного собрания собственников о выборе ее в качестве управляющей организации и на получение дохода.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "11" часов "10" минут "15" августа 2024 года.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 17 по ул. Генерала Лизюкова, в г. Воронеже, принято решение о выборе управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключении договора управления с ООО "УК Борей" (протокол N 2 от 22.10.2022).
На основании решения от 22.10.2022 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17, собственниками и с ООО "УК Борей" заключен договор управления многоквартирным домом (протокол N 2 от 22.10.2022).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2023 по делу N А14-23688/2022, рассмотренному по заявлению ООО "Наша Эра", решение ГЖИ Воронежской области от 27.10.2022 N 69-05-20/1077 об отказе управляющей организации ООО "Наша Эра" во внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17области признано незаконным, на Государственную жилищную инспекцию Воронежской области судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Наша Эра".
Во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2023 N А14-23688/2022, Инспекцией принято решение от 12.07.2023 N 69-05-20/916 о внесении сведений в реестр лицензий Воронежской области об управлении с 01.08.2023 ООО "Наша Эра" многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17, на основании решения собственников от 05.07.2022 и о прекращении управления ООО "УК Борей" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.11.2023 по делу N А14-12517/2023, рассмотренному по заявлению ООО "УК Борей" о признании недействительным решения ГЖИ Воронежской области от 12.07.2023 N 69-05- 20/916 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области, в удовлетворении заявленных требований отказано.
02.08.2023 в адрес Государственной жилищной инспекции Воронежской области от ООО "УК Борей" поступило заявление с приложением необходимых документов о включении на основании решения собственников от 02.08.2023 сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17, в реестр лицензий Воронежской области (протокол N 1 от 02.08.2023).
15.08.2023 на основании заключения N 69-05-19/1123 о результатах проверки заявления о внесении изменений в Реестр лицензий (т.1, л.д.57) государственной жилищной инспекцией Воронежской области в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, принято решение N69-05-20/1123 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК Борей" от 02.08.2023 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на срок не более 30 рабочих дней (т.1, л.д. 59).
Инспекция письмами от 15.08.2023 N 69-11/8089 и N 69-11/8090 уведомила ООО "Наша эра" и ООО "УК Борей" о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и предложила в течение 10 дней с момента получения уведомления представить информацию (копию технического паспорта или справки БТИ о составе площадей жилых и нежилых помещений указанного МКД; сведения о поступлении в адрес ООО "Наша эра" уведомления о состоявшемся собрании собственников помещений указанного МКД с приложением копии протокола общего собрания; актуальный реестр собственников помещений).
Документов и информации от ООО "Наша эра" не поступило.
31.08.2023 на основании заключения N 69-05-19/1236 от 31.08.2023 о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий, Инспекцией принято решение N 69-05-20/1236 о включении в реестр лицензий Воронежской области сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17, за управляющей организацией ООО "УК Борей" с 01.09.2023, а также о внесении сведений о прекращении управления указанным домом ООО "Наша эра".
Не согласившись с решением Инспекции ООО "Наша эра" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на момент принятия оспариваемого решения не истек срок предоставления документов, у Инспекции не имелось основания считать, что у заявителя истребуемые документы отсутствовали.
Суд области посчитал нарушенным право заявителя на управление домом на протяжении сентября 2022 года.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из принципов добросовестности поведения участников правоотношений, актуальности и достоверности сведений при ведении реестра.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По правилам статьи 192 Жилищного кодекса РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
В пункте 10 Порядка N 938/пр содержатся основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
После устранения лицензиатом нарушений условий, установленных подпунктами "а", "г" пункта 5 настоящего Порядка, послуживших основаниями отказа во внесении изменений, повторное обращение лицензиата с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке (пункт 12 Порядка N 938/пр).
В силу подпункта "а" пункта 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней (пункт 16 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка (пункт 17 Порядка N 938/пр).
Материалами дела подтверждается, что поводом для обращения ООО "УК Борей" в ГЖИ Воронежской области с заявлением от 02.08.2023 о внесении изменений в реестр лицензий, явилось принятие 02.08.2023 собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 17, о выборе в качестве новой управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключения с ней договора управления.
Из разъяснений, данных в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.06.2020 N АПЛ20-63 следует, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, на время рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр в связи с изменением способа управления многоквартирным домом в отсутствие заявления лицензиата о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом имеется противоречие сведений, представленных заявителем, сведениям, уже содержащимся в реестре. В таком случае приостановление рассмотрения такого заявления о внесении изменений в реестр носит временный характер и необходимо органу государственного жилищного надзора для проведения проверки с целью внесения в реестр актуальных и достоверных сведений.
Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не определяет время, с которого управляющая организация обязана прекратить исполнение договора управления многоквартирным домом, и имущественные последствия неисполнения ею данного требования.
Основанием же для прекращения лицензиатом деятельности по управлению домом является исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, с даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 этого кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Пунктом 16 Порядка N 938/пр установлено, что решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что Порядком N 938/пр установлен предельный срок приостановления, рассмотрения заявления.
Целью приостановления административным органом рассмотрения заявления является получение необходимых в силу правовых норм сведений и документов для проверки заявления.
Основанием приостановления явился факт отсутствия сведений о расторжении договора управления и его прекращении, размещение которых в системе ГИС ЖКХ нормативно возложено на управляющую компанию, от услуг которой собственники отказались.
Следовательно, по устранению причин, послуживших основанием для приостановления, ГЖИ Воронежской области вправе рассмотреть заявление по существу ранее указанной в решение даты.
На момент обращения с заявлением от 02.08.2023 ООО "УК Борей" были представлены все установленные Порядком N 938/пр документы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции (14.08.2024) ООО "Новая эра" пояснила, что документами, запрашиваемыми ГЖИ Воронежской области с целью проведения проверки, не располагало.
На дату принятия оспариваемого Решения ГЖИ Инспекция располагала всеми необходимыми документами, был проверен кворум, ООО "УК Борей" выполнены требования о размещении информации в системе ГИС ЖКХ, отсутствовали признаки ничтожности решения общиего собрания собственников помещений МКД (кворум имелся), заявление и документы соответствуют требованиям п.5 Порядка. Все необходимые документы к заявлению были представлены, их было достаточно для рассмотрения заявления.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства было объективно установлено, что ООО "Новая эра" каких-либо иными сведениями и документами, представление которых было предложено Инспекцией и которые свидетельствовали бы об отсутствии оснований для внесения сведений об ООО "УК Борей" - не располагало и не располагает.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с тем, что одной из целей правового регулирования процедуры рассмотрения соответствующих заявлений собственников МКД является обеспечение "старой" управляющей компании возможности затягивать рассмотрение поступившего заявления о выборе новой и дату прекращения управления.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания, если иное не установлено договором.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Апелляционная коллегия считает, что приоритетной целью нормативного регулирования в данной сфере является обеспечение непрерывного управления МКД, обеспечение благоприятных условий проживания, реализация воли собственников МКД, выраженной и оформленной в установленном порядке, обеспечение органу жилищного надзора возможности проведения проверки решений общих собраний на предмет ничтожности, соблюдение принципов ведения Реестра - актуальности, достоверности и своевременности обновления.
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не предусматривают, что наличие какого-либо судебного спора, связанного с определением лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, должно быть препятствием, влекущим невозможность внесения в установленных законом случаях изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Обязанность по раскрытию соответствующей информации возложена на организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Федеральный законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему.
(Решение Верховного Суда РФ от 13.08.2019 N АКПИ19-474).
Поведение заявителя нельзя признать добросовестным, поскольку им не была исполненная нормативно возложенная обязанность по размещению информации о прекращении управления МКД, то есть фактически направлено на сохранение в реестре лицензий субъекта Российской Федерации недостоверных сведений о лицензиате, управляющем многоквартирным домом, в нарушение требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не обеспечивает свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Неисполнение лицензиатом требований части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для проведения внеплановой проверки.
Предусмотренное оспариваемой нормой основание приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий. при отсутствии заявления лицензиата о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом носит временный характер и необходимо органу государственного жилищного надзора для проведения проверки с целью внесения в реестр актуальных и соответствующих действительности сведений (Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N АКПИ19-920).
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, в порядке и сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N АКПИ19-920).
Кроме того, статья 161 ЖК РФ не устанавливает начало осуществления деятельности с исключением сведений о лицензиате из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Положения, устанавливающие порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми он осуществляет, основания и порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации не определяют ни момент, с которого управляющая организация обязана прекратить исполнение договора управления многоквартирным домом, ни имущественные последствия неисполнения ею данного требования (Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N АКПИ19-920).
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней. (п.16) (Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (ред. от 06.02.2024) Срок рассмотрения заявления не превысил предельный нормативно установленный с учетом приостановления. Необходимые мероприятия фактически были выполнены на дату принятия оспариваемого решения.
Тот факт, что оспариваемое решение инспекции было принято ранее истечения десятидневного предоставленного ООО "Новая эра" срока для предоставления запрошенной информации и документов не свидетельствует о нарушении ее прав, поскольку мероприятия для выполнения которых рассмотрение заявления было приостановлено, направлены на получение инспекций сведений, необходимых для проверки решения на предмет признаков ничтожности, а не в целях соблюдения какие-либо прав заявителя.
В связи с чем, получив все необходимые сведения, инспекция правомерно рассмотрела вопрос по существу
Оснований для принятия инспекцией противоположного решения судом не установлено.
В ходе судебного разбирательства было объективно установлено, что ООО "Новая эра" каких-либо иными сведениями и документами, представление которых было предложено Инспекцией и которые свидетельствовали бы об отсутствии оснований для внесения сведений об ООО "УК Борей" - не располагало и не располагает
Также, суд учитывает, что приостановление рассмотрения заявления было обусловлено незаконным бездействием со стороны заявителя (основанием приостановления явился факт отсутствия сведений о расторжении договора управления и его прекращении, размещение которых в системе ГИС ЖКХ нормативно возложено ООО "Новая эра"), направленое на затягивание рассмотрения заявления и начала управления ООО "УК Борей", что свидетельствует о злоупотреблении правом.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований ООО "Новая эра" о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 31.08.2023 N 69-05-20/1236 следует отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ООО "Новая эра".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.03.2024 по делу N А14-15327/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15327/2023
Истец: ООО "Наша Эра"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО "УК БОРЕЙ"