г. Киров |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А82-3546/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Бычихиной С.А., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2024 по делу N А82-3546/2023
по заявлению государственной жилищной инспекции Ярославской области
(ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612)
к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ИНН: 7604119315, ОГРН: 1077604029590)
о понуждении к исполнению предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - заявитель, Департамент), в настоящее время государственная жилищная инспекция Ярославской области, обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (далее - ответчик, Общество, АО "Управдом Кировского района") обеспечить безопасность жителей многоквартирного дома путем исполнения предписаний от 01.02.2022 N 85-13-8/22-1, от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1, а именно:
- устранить обратную тягу в дымоходах квартиры N 27 многоквартирного дома N 4 по ул. Богдановича города Ярославля, выполнить необходимые работы по приведению дымоходов в надлежащее техническое состояние, выполнить проверку дымоходов на наличие тяги, предоставить акты специализированной организации;
- произвести проверку технического состояния дымоходов, вентканалов и газоходов в квартирах N N 12, 15, 52, 63, 67, 73, 75 многоквартирного дома N 4 по ул. Богдановича города Ярославля.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2024 в удовлетворении требований Инспекции отказано.
Инспекция с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 07.03.2024 и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что предписания от 1.02.2022 являются первичными. Инспекция считает, что на протяжении длительного периода времени (с 2021 года по настоящее время) Обществом требования в части надлежащего содержания системы вентиляции не исполняются.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на исполнение предписаний со ссылкой на постановления мирового судьи судебного участка N 3 Кировского районного суда. Также АО "Управдом Кировского района" отметило, что полномочия на обращение с исковым заявлением о понуждении к исполнению предписания, выданного в рамках лицензионного контроля, у Инспекции отсутствуют.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.05.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.05.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 17.06.2024 на 15.07.2024, с 15.07.2024 на 13 часов 30 минут 26.08.2024.
Определениями от 15.07.2024 и 26.08.2024 в составе суда произведены замены. 26.08.2024 сформирован следующий состав суда: председательствующий Минаева Е.В., судьи Бычихина С.А., Ившина Г.Г.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензии от 28.04.2015 N 076-000103 осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 4 (далее - МКД).
1) На основании приказа Департамента от 26.01.2021 N 311-13-3/21 в рамках государственного лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.02.2021 N 311-13-3/2021, согласно которому Общество, в частности, не произвело проверку технического состояния дымоходов, вентканалов и газоходов в квартирах NN 3, 5, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 20, 24, 25, 28, 37, 40, 41, 43, 47, 50, 52, 53, 57, 58, 59, 63, 66, 67, 73, 75, 76 в МКД; также имеет место обратная тяга в квартире N 26 в МКД.
По результатам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 16.02.2021 N 311-13-3/21-1 об устранении вышеназванных нарушений в срок до 22.04.2021.
2) На основании приказа Департамента от 06.05.2021 N 2280-13-3/21 в рамках государственного лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка выполнения Обществом ранее выданного предписания от 16.02.2021 N 311-13-3/21-1.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.05.2021 N 2280-13-3/21, согласно которому указанное выше требование выполнено частично - в отношении квартир NN 5, 10, 13, 20, 47, 50, 58, 66, 76 в МКД.
По результатам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 12.05.2021 N 2280-13-3/21-1 об устранении оставшихся нарушений в срок до 13.08.2021.
3) На основании приказа Департамента от 16.09.2021 N 4298-13-3/21 в рамках государственного лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка выполнения Обществом ранее выданных предписаний, в том числе предписания от 12.05.2021 N 2280-13-3/21-1.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.09.2021 N 4298-13-3/21, согласно которому указанное выше предписание не выполнено.
По результатам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1 об устранении оставшихся нарушений в срок до 25.11.2021.
4) На основании приказа Департамента от 12.01.2022 N 88-13-8/22 в рамках государственного лицензионного контроля в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка выполнения Обществом ранее выданного предписания от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.02.2022 N 88-13-8/22, согласно которому предписание от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1 выполнено Обществом частично; проверка технического состояния дымоходов, вентканалов в квартирах NN 3, 9, 12, 15, 16, 19, 24, 28, 40, 41, 43, 52, 53, 57, 59, 63, 67, 73, 75, 26 в МКД не произведена, необходимые мероприятия по итогам такой проверки не проведены.
По результатам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 об устранении оставшихся нарушений в срок до 06.05.2022.
5) Кроме того, на основании приказа Департамента от 12.01.2022 N 85-13-8/22 в рамках государственного лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.02.2022 N 85-13-8/22, согласно которому имеет место обратная тяга в квартирах NN 1, 22, 23, 24, 27, 40, 69, 79 в МКД.
По результатам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 01.02.2022 N 85-13-8/22-1 об устранении нарушений в срок до 08.04.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом требований предписаний от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 и от 01.02.2022 N 85-13-8/22-1 в установленные сроки Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (часть 8 статьи 20 ЖК РФ).
В силу пункта 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 95 Закона N 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
Согласно части 2 статьи 95 Закона N 248-ФЗ в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписания от 01.02.2022 N 85-13-8/22-1, от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 являются по своей сути первичными.
Повторно оценив содержание предписаний от 16.02.2021 N 311-13-3/21-1, от 12.05.2021 N 2280-13-3/21-1, от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1, от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 и от 01.02.2022 N 85-13-8/22, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Департамента подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170). Пунктом 5.7.2 Правил N 170 предусмотрено, что персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить:
плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы;
замену сломанных вытяжных решеток и их крепление;
устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах;
устранение засоров в каналах;
устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290).
Согласно пункту 15 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов:
техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;
контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки;
проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них;
устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений;
проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения;
контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления;
сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха;
контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
На основании пунктом 11, 12 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается:
а) в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы;
б) в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов и (или) заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Факт нарушения указанных выше требований зафиксирован в каждом из предписаний от 16.02.2021 N 311-13-3/21-1, от 12.05.2021 N 2280-13-3/21-1, от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1, от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 и от 01.02.2022 N 85-13-8/22.
Однако в предписании от 01.02.2022 N 85-13-8/22 зафиксировано нарушение, выразившееся в наличии обратной тяги в дымоходах квартир NN 1, 22, 23, 24, 40, 69, 79. В ранее выданных предписаниях такое нарушение было зафиксировано лишь в отношении квартиры N 26. В этой связи суд правильно установил, что предписание Департамента от 01.02.2022 N 85-13-8/22 по своей сути является первичным.
В то же время апелляционный суд усматривает основания для признания предписания от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 выданным повторно по причине невыполнения Обществом требований предписаний от 16.02.2021 N 311-13-3/21-1, от 12.05.2021 N 2280-13-3/21-1, от 22.09.2021 N 4298-13-3/21-1.
Право Инспекции обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями прямо предусмотрено частью 2 статьи 95 Закона N 248-ФЗ, пунктом 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ.
Ссылка Общества на постановления мирового судьи судебного участка N 3 Кировского судебного района города Ярославля подлежит отклонению по следующим мотивам. Как видно из материалов дела, постановления от 05.07.2021 по делу N 5.3-25/2021, от 09.08.2022 по делу N 5.3-324/2022 содержат выводы об исключении из состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, действий (бездействия) по непроведению технического состояния дымоходов, вентканалов, газоходов в квартирах NN 3,9,12,15,16,19,24,25,28,37,40,41,43,52,53,57,59,63,67,73,75, по неустранению обратной тяги в дымоходе квартиры N 26 в связи с принятием проверяемым лицом всех возможных мер.
Вопреки аргументам Общества, указанные постановления не содержат выводов об исполнении требований предписания в полном объеме. Само по себе исключение административной ответственности за ряд эпизодов в связи с отсутствием вины привлекаемого к административной ответственности лица, не исключает обязанность Общества в дальнейшем исполнять законные требования Департамента (Инспекции), изложенные в предписании от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1.
На основании изложенного требование Инспекции об обязании АО "Управдом Кировского района" обеспечить безопасность жителей многоквартирного дома путем исполнения предписания от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 путем проверки технического состояния дымоходов, вентканалов и газоходов в квартирах NN 12, 15, 52, 63, 67, 73, 75 многоквартирного дома N 4 по ул. Богдановича города Ярославля подлежит удовлетворению.
При таких условиях решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2024 по делу N А82-3546/2023 подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ярославской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2024 по делу N А82-3546/2023 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично. Обязать акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ИНН: 7604119315, ОГРН: 1077604029590) исполнить требования предписания от 01.02.2022 N 88-13-8/22-1 путем проверки технического состояния дымоходов, вентканалов и газоходов в квартирах NN 12, 15, 52, 63, 67, 73, 75 многоквартирного дома N 4 по ул. Богдановича города Ярославля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3546/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ КИРОВСКОГО РАЙОНА"