г. Москва |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А40-2708/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
Г.М. Никифоровой, С.М. Мухина, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Михайловский содовый комбинат"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-2708/24,
по заявлению ООО "Михайловский содовый комбинат"
к Росрыболовству
третье лицо: ФГБНУ "ВНИРО"
о признании недействительным объявления о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на 2024 год в части,
при участии:
от заявителя: |
Бобров Д.А. по доверенности от 25.04.2023; |
от заинтересованного лица: |
Савина Н.Н. по доверенности от 21.06.2022; |
от третьего лица: |
Афанасьев П.А. по доверенности от 20.05.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МСК" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Росрыболовству (ответчик) о признании недействительным объявления о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на 2024 год в части.
Решением от 28.05.2024 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва ответчика на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "МСК" осуществляет промышленное рыболовство водных биологических ресурсов на водных объектах Алтайского края.
Росрыболовство 01.11.2023 разместило на официальном сайте (https://fish.gov.ru/) Объявление о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, на 2024 год.
Не согласившись с указанным объявлением Росрыболовства в части норм примечания (****) Таблицы 1 "Водные объекты Алтайского края" Приложения 2, ограничивающих объёмы добычи (вылова) в 2024 году водных биоресурсов - гаммариды - конкретными озёрами Алтайского края, на которых сформированы рыболовные участки, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "МСК" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемой части ненормативного акта Росрыболовства.
Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству".
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 (далее - Положение), Росрыболовство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Закон о рыболовстве) определены отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Статьей 19.1 Закона о рыболовстве урегулирован порядок осуществления промышленного рыболовства во внутренних водных объектах.
Промышленное рыболовство в отношении видов водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, осуществляется на основании договоров пользования водными биологическими ресурсами, заключенных в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 (далее соответственно - Правила, постановление N 643).
В случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечня рыболовных участков во внутренних водных объектах в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о рыболовстве, в который включены рыболовные участки для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте, промышленное рыболовство в таком внутреннем водном объекте в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, осуществляется на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 Закона о рыболовстве.
В соответствии с пунктом 2 Правил, Федеральное агентство по рыболовству не позднее 1 ноября года, предшествующего году осуществления рыболовства, публикует на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявление о подготовке и заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, Каспийского моря, внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) (далее - объявление) и информирует об этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения исполнения положений постановления N 643 Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (далее - ФГБНУ "ВНИРО") проводит ежегодные научные исследования в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов с целью определения рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, Азовского и Каспийского морей, внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) на соответствующий год осуществления рыболовства.
Специалисты подведомственного Росрыболовству ФГБНУ "ВНИРО" разрабатывают материалы, обосновывающие рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов в пределах Алтайского края, опираясь на результаты мониторинговых работ, выполняемых в рамках государственного задания. Прогноз вылова водных биоресурсов строится на единицах запаса, которыми в отношении короткоцикловых промысловых беспозвоночных, в том числе и для гаммарид Алтайского края являются популяции, обитающие в озерах. Ввиду того, что гаммарусовые водоемы, зачастую изолированы друг от друга, а обитающие в них популяции различаются динамикой численности и биологическими показателями, каждый из них является самостоятельной единицей запаса, для которой формируют самостоятельный прогноз вылова.
Дифференцированное предоставление объемов рекомендованного вылова промысловых беспозвоночных способствует сохранению их запасов на пока еще необследованных водоемах, препятствует перелову на существующих рыболовных участках, а также легализации продукции, полученной при ННН-промысле. Такой подход обеспечивает рациональное использование сырьевой базы, что соответствует принципам, изложенным в Федеральном законе от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", и не противоречит положениям приказа Федерального агентства по рыболовству от 01.06.2022 N 303 "Об организации в Федеральном агентстве по рыболовству работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 643 "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается". Ресурсные исследования на внутренних водных объектах проводятся независимо от наличия действующего рыболовного участка.
Из материалов дела усматривается, что Озеро Бычье Волчихинского района Алтайского края в 2023 году было впервые обследовано специалистами Алтайского филиала ФГБНУ "ВНИРО" в рамках выполнения государственного контракта с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края. Согласно приказу ФГБНУ "ВНИРО" от 01.11.2022 N 313 "Об утверждении Регламента разработки и предоставления материалов, обосновывающих рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается и изменение рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается", при условии наличия запасов, позволяющих осуществлять промышленный лов, материалы, обосновывающие рекомендованные объемы добычи (вылова) гаммарид, будут сформированы на 2025 год.
Озеро Горькое Романовского района было обследовано сотрудниками Алтайского филиала в рамках государственного контракта с Министерством природных Ресурсов и экологии Алтайского края в 2018 году. За последние 5 лет ресурсные исследования на водоеме не проводились. В настоящее время актуальные данные о состоянии запасов промысловых беспозвоночных озера Горькое Романовского района отсутствуют, в связи с чем формирование материалов, обосновывающих рекомендованные объемы добычи (вылова) на 2024 год не представляется возможным.
При получении актуальных научно-обоснованных данных о состоянии запасов промысловых беспозвоночных и возможности осуществления их промыслового изъятия, данный водный объект будет учтен в будущем при формировании материалов рекомендованного вылова.
Протоколом заседания Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Федеральном агентстве по рыболовству (далее - Отраслевой совет) от 21.09.2023 N 6 одобрены рекомендованные объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, в том числе во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации), в целях осуществления промышленного рыболовства на 2024 г.
На основании данного протокола подготовлено и 01.11.2023 размещено на официальном сайте Росрыболовства объявление на 2024 год.
Согласно протоколу заседания Отраслевого совета от 21.09.2023 N 6 и таблице 1 приложения 2 объявления на 2024 год для водных объектов Алтайского края установлены объемы добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе гаммарид - 249,7 т.
На основании данных научных исследований освоение объема указанного вида водных биоресурсов может осуществляться только в озерах Алтайского края, указанных в примечании "****".
При этом объемы добычи (вылова) гаммарид для внутренних водных объектов Курганской, Новосибирской, Омской, Тюменской и - Челябинский областей определены без разбивки по конкретным озерам.
Доводы апелляционной жалобы о неотносимости к делу научных данных и о том, что протокол Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Росрыболовстве от 21.09.2023 N 6 не является научно-обоснованными данными, подлежат отклонению, учитывая, что постановлением Правительства РФ N 643 предусмотрена публикация оспариваемого объявления, указание в них видов и объемов конкретных ВБР именно на основании данных научных исследований, и принятие решения об отказе в заключении договора пользования ВБР определяется также на основании научных данных, исходя из объема заявленного вылова конкретного вида в конкретном водном объекте.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что Объявление на 2024 год подготовлено в соответствии с требованиями Закона о рыболовстве и постановления N 643, требование заявителя об отмене норм примечания "****" таблицы 1 "Водные объекты Алтайского края" приложения 2 объявления на 2024 год, ограничивающих объемы добычи (вылова) гаммарид конкретными озерами Алтайского края, и, соответственно, распространении рекомендованного объема добычи (вылова) указанного вида водных биоресурсов на все озера Алтайского края необоснованно и не соответствует действующему законодательству в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2024 по делу N А40-2708/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2708/2024
Истец: ООО "МИХАЙЛОВСКИЙ СОДОВЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОКЕАНОГРАФИИ"