г. Москва |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А41-4806/24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мехтиевым М.Ш.,
при участии в заседании:
от ООО "УК "Победа" - Богомолов Ю.М., по доверенности от 01.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области - Михайлов Е.В., по доверенности от 02.07.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от МБУ "Благоустройство" - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
от администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Победа"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 мая 2024 года по делу N А41-4806/24
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Победа"
к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области
при участии в деле третьих лиц: муниципального бюджетного учреждения Павлово-Посадского городского округа Московской области "Благоустройство" и администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области,
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Победа" (далее - ООО "УК "Победа", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным и отменить постановление от 14.12.2023 N 14/1689/43Р о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.12 КоАП РФ;
- признать незаконным и отменить решение (по результатам проверки жалобы) начальника Гальченко А.С. территориального отдела N 14 территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области от 26.12.2023.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены муниципальное бюджетного учреждение Павлово-Посадского городского округа Московской области "Благоустройство" и администрация Павлово-Посадского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2024 года по делу N А41-4806/24 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 149-154).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "УК "Победа" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей МБУ Павлово-Посадского городского округа Московской области "Благоустройство" и администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "УК "Победа" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 декабря 2023 года с помощью программного комплекса "Безопасный регион" в 16 час. 48 мин. по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Герцена, д. 12 (дворовая территория многоквартирного жилого дома, земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021321:100), выявлено невыполнение установленного нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, выразившееся в наличии снежно-ледяных образований на тротуарах, расположенных во дворе многоквартирного жилого дома и имеющих усовершенствованное твердое покрытие, обработка покрытий противогололедными материалами не проведена.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.12.2023 N 14/1689/43Р общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.12 КоАП МО, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15 000 руб. (т. 1 л. д. 33-35).
Решением (по результатам проверки жалобы) начальника Гальченко А.С. Территориального отдела N 14 территориального управления Главного управления содержания территорий Московской области от 26.12.2023 указанное выше постановление оставлено без изменения (т. 1 л. д. 36-42).
Полагая, что указанные постановление и решение являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "УК "Победа" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 6.12 КоАП МО за невыполнение установленного нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В качестве объективной стороны правонарушения обществу вменяется невыполнение порядка уборки снега, наледей на прилегающей территории (наличие снежно-ледяных образований на тротуарах, расположенных во дворе многоквартирного жилого дома и имеющих усовершенствованное твердое покрытие, обработка покрытий противогололедными материалами не проведена).
Согласно части 1 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон N 191/2014-ОЗ) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Решением Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области от 26.11.2020 N 460/60 утверждены Правила по благоустройству территории городского округа Павловский Посад Московской области (далее Правила).
Пунктами 1, 17, 19, 20 статьи 59 Правил установлено, что период зимней уборки - с 1 ноября по 31 марта. В случае значительного отклонения от средних климатических особенностей текущей зимы. Сроки начала и окончания зимней уборки могут изменяться решением организаций, выполняющих функции заказчика работ по содержанию сети дорог и улиц.
В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории городского округа Павловский Посад Московской области должны обрабатываться противогололедными материалами. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада.
Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках общественного пассажирского транспорта начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными средствами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов.
Тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно--ледяных образований).
В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования) должны обрабатываться противогололедными материалами и расчищаться для движения пешеходов.
При оповещении о гололеде или возможности его возникновения, в первую очередь, лестничные сходы, а затем и тротуары обрабатываются противогололедными материалами в полосе движения пешеходов в течение 2 часов.
Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, за исключением контейнерных площадок, расположенных на дорогах общего пользования, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. Время на очистку и обработку не должно превышать двенадцати часов после окончания снегопада.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Правил, обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются:
а) по уборке и содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, - на заказчиков и производителей работ;
б) по содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены;
в) по уборке и содержанию мест временной уличной торговли, - на собственников, владельцев или пользователей объектов торговли;
г) по уборке и содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий, территорий после сноса строений - на собственников, владельцев, пользователей данной территории, организации, выполняющие работы по сносу строений;
д) по уборке и содержанию территории автозаправочных станций, станций технического обслуживания, мест мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, рынков, торговых и развлекательных центров, туалетных кабин, расположенных на этих объектах, а также въездов и выездов к этим объектам - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;
е) по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц, - на собственника, владельца или пользователя указанной территории;
ж) по уборке и содержанию водных объектов в зонах отдыха и прилегающих к ним территорий - на собственников (владельцев) указанных зон или на организации, за которыми зоны отдыха закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
з) по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений, - на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;
и) по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов - на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;
к) по благоустройству и содержанию родников и водных источников, - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых они расположены;
л) по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, - на эксплуатирующие организации.
Согласно части 2 статьи 62 Правил установленные частью 1 настоящей статьи обязанности возлагаются: а) по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц;
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2023 года с помощью программного комплекса "Безопасный регион" в 16 час. 48 мин., в месте общественного пользования, по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Герцена, д. 12, дворовая территория многоквартирного жилого дома, земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021321:100, выявлено невыполнение установленного нормативными правовыми актами Московской области, выразившееся в наличии снежно-ледяных образований на тротуарах, расположенных во дворе многоквартирного жилого дома и имеющих усовершенствованное твердое покрытие, обработка покрытий противогололедными материалами не проведена
Довод заявителя о том, что у него отсутствует обязанность убирать придомовую территорию МКД, связи с тем, что земельный участок под МКД не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Подпунктами "б", "е" части 1 статьи 68 Закона N 191/2014-ОЗ обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются по содержанию объектов капитального строительства и объектов инфраструктуры на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
В соответствии со статьей 4 Правила по благоустройству территории городского округа Павловский Посад Московской области, придомовая территория - земельный участок, на котором расположено многоквартирное жилое здание, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты;
дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование; на дворовой территории, многоквартирных домов размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования;
домовладение - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна), бассейн, теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
Так, к понятию "придомовая территория" отнесен земельный участок, на котором расположено многоквартирное жилое здание, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами;
"дворовой территорией", признается сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование; на дворовой территории многоквартирных домов размещаются детские площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В материалы дела представлен договор управления, подписанный заявителем, согласно которому в Перечень услуг по содержанию и текущему ремонту общего жилья входит - уборка придомовой территории, в зимний период: сгребание свежевыпавшего снега, присыпка территории песком.
Подпунктами "е" и "ж" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), установлено, что в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Частью 1 статьи 62 Правил установлена обязанность эксплуатирующей организации по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы, посредством производства работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов, к которым отнесен и тротуар, расположенный на придомовой территории спорного МКД, неуборка от снежных образований которого, вменена заявителю.
Таким образом, отсутствие земельного участка на кадастровом учете не влечет за собой освобождение заявителя от исполнения обязанности по уборке придомовой территории, что указывает на наличие состава вмененного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. ст. 161 - 162 ЖК РФ, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при осуществлении непосредственного управления - несут сами собственники многоквартирного жилого дома, а при выборе иного способа управления - управляющая организация.
С учетом требований действующего законодательства РФ, законодательства Московской области, заявитель, как организация, осуществляющая эксплуатацию (содержание) общего имущества многоквартирного дома по указанному адресу, несет ответственность за соблюдение требований, по содержанию придомовой территории в надлежащем состоянии.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 ст.атьи2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем суду представлено не было.
Довод общества о том, что у административного органа отсутствовали основания для проведения проверки, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в отношении общества не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Камера видеонаблюдения "Безопасный регион", которой присвоен уникальный идентификационный номер ID 40490.
Распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 29.06.2021 N 11-57/РВ внесены изменения в Положение о системе технологического обеспечения региональной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион", в соответствии с которыми комплексы видеонаблюдения, входящие в инфраструктуру системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион", являются специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, позволяющие фиксировать совершенные правонарушения в автоматическом режиме.
Таким образом, вменяемое заявителю правонарушение выявлено путем фиксации камеры видеонаблюдения "Безопасный регион", то есть в рамках полномочий представленных положениями части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, что исключает необходимость составления акта проверки и протокола об административном правонарушении, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Имеющихся в распоряжении административного органа данных было достаточно для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения общества к административной ответственности.
Факт наличия в действиях заявителя события и состава, вмененного правонарушения, подтверждается материалами дела.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.12 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности (ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" административным органом не допущено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наказание назначено с учетом требований положений статей 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 6.12 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2024 года по делу N А41-4806/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4806/2024
Истец: ООО "ПОБЕДА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Территориальный отдел N14 территориального управления Госадмтехнадзор МО
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БЛАГОУСТРОЙСТВО", Территориальный отдел N14 территориального управления Госадмтехнадзор МО