г. Чита |
|
28 августа 2024 г. |
Дело N А19-1972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Слесаренко И.В., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством организации видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области, апелляционную жалобу Администрации Куретского муниципального образования - Администрации сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2024 года по делу N А19-1972/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ольхонская производственная компания" к Администрации Куретского муниципального образования - Администрация сельского поселения, Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области,
с привлечением третьих лиц: Службы по тарифам Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, прокуратуры Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кучеров А.В., представитель по доверенности N 5 от 30.06.2024,
от ответчика 1 - Травкин А.В., представитель Администрации Куретского муниципального образования по доверенности от 07.09.2023,
от третьего лица - Касьянникова А.Л., представитель прокуратуры Иркутской области по доверенности N 8/2-03-2024 от 10.01.2024
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ольхонская производственная компания" (далее - истец, ООО "Ольхонская ПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Куретского муниципального образования - Администрация сельского поселения (далее - ответчик, Администрация) о взыскании с Администрации Куретского муниципального образования администрации сельского поселения убытки в размере 208 044 руб. 70 коп. за период с 01.05.2020 по 14.08.2020, с Иркутской области в лице министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области убытки в размере 452 554 руб. 44 коп. за период с 01.05.2020 по 14.08.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области и Служба по тарифам Иркутской области.
Определением суда от 27.12.2021 Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области привлечено в качестве соответчика (далее - ответчик 2, Министерство).
Определением суда от 04.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области).
Определением суда от 16.05.2022 к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены частично.
Производство по делу в части требований о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки прекращено.
С Иркутской области в лице Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ольхонская производственная компания" взысканы 244 509 руб. 74 коп. недополученных доходов и 4 899 руб. 95 коп. расходов по госпошлине, а всего 249 409 руб. 69 коп.
С администрация Куретского муниципального образования-администрация сельского поселения (ОГРН 1053827059021, ИНН 3836003497) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ольхонская производственная компания" (ОГРН 27 1203800008191, ИНН 3827062947) взысканы 208 044 руб. 70 коп. убытков и 4 168 руб. 45 коп. расходов по госпошлине, а всего 212 213 руб. 15 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Куретского муниципального образования обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания с Администрации убытков, расходов по госпошлине, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Заявитель считает, что истцом не доказано, что именно действия Администрации по принятию постановлений об установлении тарифов на подвоз воды привели к образованию взысканных убытков в заявленном размере.
Ответчик указывает, что Администрация установила тариф на подвоз воды для истца, в том числе на экономически обоснованном уровне, исходя из тех сведений, которые были предоставлены истцом. Заключением эксперта установлен экономически обоснованный тариф на подъем 1 куб.м воды в размере 308,90 руб./куб.м. При этом экономически обоснованный тариф на подвоз 1 куб.м воды экспертизой не определен, поскольку такой вопрос перед экспертом судом поставлен не был.
Апеллянт полагает, что вывод суда о нарушении Администрацией основ формирования предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку такие предельные индексы в Куретском муниципальном образовании ранее не устанавливались, тем более в отношении платы, вносимой гражданами за подвоз питьевой воды.
Служба по тарифам Иркутской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Иркутской области в лице Министерства за счет казны Иркутской области в пользу ООО "ОПК" недополученных доходов вследствие поставки холодной воды для населения в размере 244 509, 74 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 899,95 руб.
Прокуратура Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу полагает, что решение суда подлежит отмене в части взыскания убытков с Администрации Куретского муниципального образования, указывая на то, что подвоз воды не относится к категории коммунальных услуг по смыслу жилищного законодательства, с учетом Закона Иркутской области от 01.10.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения" правовые основания для возмещения недополученных доодов в связи с оказанием услуги по подвозу воды отсутствуют.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец ООО "Ольхонская производственная компания" в своем отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации Куретского муниципального образования поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда необоснованным и незаконным, просит отменить решение суда в части взыскания с администрации 208044,70 руб. убытков и 4168,45 руб. и принять по делу новый судебный акт. Представитель ответчика пояснил, что действительно Администрация установила тарифы ниже экономически обоснованных, однако соглашение о возмещении субсидии с истцом заключено не было, так как Администрация впервые устанавливала такой тариф, поэтому не знала о заключении указанного соглашения с истцом.
Представитель ООО "Ольхонская производственная компания" поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение арбитражного суда считает обоснованным и законным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель прокуратуры поддержала доводы отзыва прокуратуры Иркутской области на апелляционную жалобу, считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в части взыскания убытков с администрации Куретского муниципального образования.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Между администрацией Куретского муниципального образования администрации сельского поселения (арендодатель) и ООО "Ольхонская производственная компания" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества, по условиям пункта 1.1. которого арендодатель обязался предоставить арендатору во временное возмездное владение и пользование имущество, находящееся в муниципальной собственности Куретского муниципального образования, с целью осуществления арендатором обеспечение населения Куретского муниципального образования водой.
Постановлением администрации Куретского муниципального образования - администрации сельского поселения от 29.04.2020 N 28 "Об установлении временного тарифа на подвоз воды на период с 1 мая 2020 года по 30 июня 2020 года" установлен временный тариф на подвоз воды (холодная вода), осуществляемый ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на период регулирования с 01.05.2020 года по 30.06.2020 года для всех групп потребителей в размере 250 рублей за 1 куб.м.
Постановлением администрации Куретского муниципального образования - администрации сельского поселения от 29.04.2020 N 28/1 "Об установлении временного тарифа на подъем воды на период с 1 мая 2020 года по 30 июня 2020 года" установлен временный тариф на подъем воды из артезианской скважины потребителям ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на период регулирования с 01.05.2020 года по 30.06.2020 года для всех групп потребителей в размере 50 рублей за 1 куб.м
Постановлением администрации Куретского муниципального образования - администрации сельского поселения от 09.06.2020 N 34 "Об установлении долгосрочных тарифов на подъем воды из артезианской скважины потребителям ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского МО" на 2020-2024 годы установлены долгосрочные тарифы на подъем воды для потребителей ООО "Ольхонская производственная компания" с календарной разбивкой и дифференциацией по группам потребителей.
Постановлением администрации от 09.06.2020 N 35 "Об установлении тарифов на услуги по подвозу воды из артезианской скважины для потребителей услуг ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на 2020 год" с 1 июля 2020 года установлен тариф на подвоз воды из артезианской скважины для потребителей услуг ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования, с календарной разбивкой и дифференциацией по группам потребителей, в том числе:
1) с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в следующих размерах:
- прочие потребители - 1408,93 руб./куб.м;
- население - 250,00 руб./куб.м;
2) с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в следующих размерах:
- прочие потребители - 1408,93 руб./куб.м;
- население - 252,00 руб./куб.м.
В соответствии с предписанием Службы по тарифам Иркутской области от 15.07.2020 N 3-Пр "Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)" по результатам рассмотрения вышеназванных постановлений администрации Куретского муниципального образования, предписано:
1. Прекратить нарушение действующего законодательства в сфере водоснабжения путем принятия в срок до 15 августа 2020 года тарифных решений:
1) об отмене постановлений администрации от 29 апреля 2020 года N 28 "Об установлении временного тарифа на подвоз воды на период с 1 мая 2020 года по 30 июня 2020 года", от 29 апреля 2020 года N 28/1 "Об установлении временного тарифа на подъем воды на период с 1 мая 2020 года по 30 июня 2020 года";
2) о внесении в постановление N 34 изменений в части установления тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в отношении ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на экономически обоснованном уровне для всех групп потребителей со сроком их действия на период с 15 августа 2020 года по 31 декабря 2021 года;
3) о внесении в постановление N 35 изменений, направленных на установление тарифа на подвоз воды в отношении ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на экономически обоснованном уровне для всех групп потребителей со сроком их действия на период с 1 августа 2020 года по 31 декабря 2020 года, указание на включение (исключение) в (из) тариф(а) суммы налога на добавленную стоимость в зависимости от системы налогообложения ООО "Ольхонская производственная компания", а также признание утратившими силу в пункте 1 строк "с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 250,00 руб.", "с 01.01.2020 по 30.06.2020 -1408,93,00 руб." (исключение обратной силы тарифа).
Во исполнение предписания службы по тарифам Иркутской области администрацией Куретского муниципального образования - администрацией сельского поселения проведена повторная экспертиза предложений об установлении тарифов и постановлением от 14.08.2020 N 38 "О внесение изменений в постановление от 09.06.2020 N34 "Об установлении долгосрочных тарифов на подъем воды из артезианской скважины потребителям ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского МО", а постановлением от 14.08.2020 N 39 "О внесение изменений в постановление от 09.06.2020 N35 "Об установлении тарифов на услуги по подвозу воды из артезианской скважины для потребителей услуг ООО "Ольхонская производственная компания" на 2020 год".
Так, в частности приложением N 1 к постановлению N 38 установлены тарифы на питьевую воду для потребителей услуг ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования, в том числе: с 15.08.2020 по 31.12.2020 в размере 190,27 руб./куб.м; с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 190,27 руб./куб.м; с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 194,06 руб./куб.м. Согласно пункту 1 постановления N 39 пункт 1 постановления N 35 изложен в следующей редакции: "Установить тариф на подвоз воды в отношении ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования на экономически обоснованном уровне для всех групп потребителей со сроком их действия на период с 01 августа 2020 года по 31 декабря 2020 в размере 434,0 руб. за 1 куб. м (НДС не облагается).
Полагая, что в результате оказания услуг по подъему и подвозу воды ООО "Ольхонская производственная компания" понесло убытки в результате межтарифной разницы, Общество 21 июля 2020 года обратилось в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 11 Положения министерство на основании расчётов размера недополученных доходов подготовило сводный расчёт размера недополученных доходов и направило его для согласования в службу по тарифам Иркутской области.
По результатам проверки службой по тарифам Иркутской области отказано в согласовании сводных расчётов, в связи с чем распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 03 августа 2020 года N 58-477-мр Обществу отказано в предоставлении в 2020 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов по услугам холодного водоснабжения.
Причиной отказа в согласовании сводных расчётов явилось выявленное службой нарушение действующего законодательства при установлении льготных тарифов для населения Куретского муниципального образования.
Отказ ответчика в возмещении убытков, возникших у ООО "Ольхонская производственная компания", в связи с оказанием услуг по водоснабжению населения Куретского муниципального образования, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая спор со ссылкой на статьи 15, 16, 401, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", положения Закона Иркутской области от 06.11.2012 N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения", Закона Иркутской области от 01.10.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения", Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, учел правовую позицию, изложенную в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем иск удовлетворил частично, взыскав в пользу истца с Иркутской области в лице министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области за счет казны Иркутской области недополученные доходы за услуги по подъему воды, оказываемые с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, администрация Куретского муниципального образования-администрация сельского поселения - убытки в виде недополученных доходов по оказанию услуг по подвозу воды для населения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
При указанных обстоятельствах принятый судом первой инстанции судебный акт проверяется в обжалуемой части, касающейся удовлетворения судом требования истца к администрации Куретского муниципального образования о взыскании убытков в виде недополученных доходов за услугу по подвозу воды населению в размере 208 044,70 руб.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация водоснабжения населения.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила).
В соответствии с п. 71 Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (п. 74 вышеуказанных Правил).
Как следует из дела, в период с 01.05.2020 по 14.08.2020 ООО "Ольхонская производственная компания" оказывало услуги по обеспечению водой населения с использованием имущества, переданного администрацией Куретского муниципального образования - администрация сельского поселения по договору аренды муниципального имущества от 27.04.2020.
Забор воды производился со скважин - водонапорная башня д. Алагуй Ольхонский район Иркутской области и водонапорная башня д. Куреть Ольхонский район Иркутской области.
Не оспаривается, что истец поставлял питьевую воду по льготному тарифу в соответствии постановлениями администрации Куретского муниципального образования - администрации сельского поселения от 29.04.2020 N 28 и N 28/1 и от 09.06.2020 N 34 и N 35. Указанные постановления от 29.04.2020 N 28/1 и от 09.06.2020 N 34, утвердившие для истца льготные тарифы на питьевую воду, приняты администрацией в рамках реализации государственных полномочий субъекта Российской Федерации - Иркутской области (пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 01.10.2014 N 103-ОЗ "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения" ФЗ).
Статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи (пункт 1).
Согласно положениям статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежит тариф на подвоз воды (часть 2).
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 3).
Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 и 9 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5 Закона N416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 06 ноября 2012 года N 114-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Закон N 114-ОЗ), органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделяются государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Куретское муниципальное образование наделено полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций (часть 2 статьи 2 Закона Иркутской области N 114-03).
В соответствии с Законом Иркутской области N 114-ОЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении осуществляется администрацией.
По смыслу положений статьи 31 Закона N 416-ФЗ тарифы на холодное водоснабжение (питьевое водоснабжение) и подвоз воды являются разными тарифами, и разными видами регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения.
На основании пункта 18 Основ ценообразования расходы на подъем воды учитываются в рамках тарифа на холодное водоснабжение (питьевую воду) отдельно от расходов на подвоз воды, которые учитываются в тарифе на подвоз воды.
Как правомерно указал суд первой инстанции, расчет тарифа на подвоз воды осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N406 Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Пункт 13 Методических указаний определяет, что тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат), в которые включаются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.
При этом, как верно установил суд первой инстанции, исходя из системного толкования пункта 4 Правил N 354, статей 3, 7 и 31 Федерального закона N 416-ФЗ, подвоз воды не является услугой, оказываемой с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, а также не относится к категории коммунальных услуг и не подпадает под действие соответствующих предельных индексов.
Поскольку истец выполнял перевозку воды в интересах и по заданию ответчика, именно Администрация является лицом, обязанным оплатить оказанные услуги (возместить убытки за услугу по подвозу воды).
Довод ответчика о том, что Администрация не заключила соглашение с истцом на возмещение недополученных доходов, так как впервые устанавливала данные тарифы, отклоняется как не основанный на праве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками; наличие вины ответчика.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23 (далее - Постановление N 23) разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные к Администрации требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 74 Правил от 29.07.2013 N 644 при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.
Как следует из материалов дела, постановлением от 29.04.2020 N 28 Администрацией был установлен временный тариф на подвоз воды (холодная вода), осуществляемый истцом на территории Куретского муниципального образования на период регулирования с 01.05.2020 по 30.06.2020 для всех групп потребителей в размере 250 рублей за 1 куб.м. (из них 50 руб. на компонент "холодная вода").
В последующем постановлением от 09.06.2020 N 35 с 1 июля 2020 года установлен тариф на подвоз воды из артезианской скважины для потребителей услуг ООО "Ольхонская производственная компания" на территории Куретского муниципального образования с календарной разбивкой и дифференциацией по группам потребителей, в том числе: прочие потребители - 1408,93 руб./куб.м; население - 252,00 руб./куб.м. (из них - 52 руб. на компонент "холодная вода").
Таким образом, истец, оказывая услуги по обеспечению водой населения по договору аренды муниципального имущества от 27.04.2020, взимало плату с населения исходя из установленных администрацией тарифов.
Между тем, в рамках рассмотрения настоящего дела была проведена судебная экспертиза с целью определения фактических затрат истца по оказанию услуг населению Куретского муниципального образования по компоненту "подвоз воды".
Согласно заключению эксперту, затраты истца по оказанию услуг населению Куретского муниципального образования по компоненту подвоз воды составляли 349 538,14 руб. (обоснованный размер общехозяйственных расходов отнесенных на подвоз воды из расчета 60,54% установленных экспертом затрат истца на подвоз воды).
При этом экспертом установлено, что объем поставленной истцом воды в период с 01.05.2020 по 14.08.2020 состави 707,467 куб.м.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных администрацией льготных тарифах на подвоз воды постановлениями от 29.04.2020 N 28 и от 09.06.2020 N 35 в размере 200 руб. на подвоз воды, согласно расчету эксперта, доход истца за период с 01.05.2020 по 14.08.2020 составил 141 493 руб. 40 коп. (707,467 куб.м * 200 руб.), а соответственно недополученные доходы по оказанным услугам на подвоз воды населению Куретского муниципального образования в период с 01.05.2020 по 14.08.2020 составили 208 044 руб. 70 коп. (349 538 руб. 14 коп. - 141 493 руб. 40 коп.).
Физические показатели, примененные экспертом в расчете стоимости услуг, ответчиком не оспорены, контррасчет не представлен.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принятое администрацией тарифное решение в отношении ООО "Ольхонская производственная компания" в части установления льготных тарифов на подвоз воды для населения не соответствует требованиям действующего федерального и регионального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом суд правомерно отклонил доводы о том, что недополученные доходы по оказанию услуги водоснабжения - подвоз воды - должны быть отнесены на субъект федерации - Иркутскую область, поскольку в процессе транспортирования воды задействовано два вида деятельности - подъем воды на скважине водозабора и подвоз воды автотранспортом до конечных потребителей, из которых субсидирование за счет средств местного бюджета предусмотрено только в отношении услуги по подвозу воды, и смешение установленных тарифов на подъем воды и подвоз воды в одном тарифе противоречит основным принципам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), предусматривающим дифференциацию тарифов.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, именно Администрация является надлежащим ответчиком по требованию истца о возмещении затрат за услугу по подвозу воды.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком представленный в рамках проведения судебной экспертизы, расчет убытков по оказанным услугам на подвоз воды населению Куретского муниципального образования в период с 01.05.2020 по 14.08.2020 не оспорен, суд первой инстанции верно нашел обоснованным и подлежащим удовлетворению требование ООО "Ольхонская производственная компания" о взыскании с администрации Куретского муниципального образования - администрации сельского поселения убытков в виде недополученных доходов по оказанию услуг по подвозу воды для населения в размере 208 044 руб. 70 коп.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2024 года по делу N А19-1972/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
И.В. Слесаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1972/2021
Истец: ООО "Ольхонская производственная компания"
Ответчик: Администрация Куретского муниципального образования-Администрация сельского поселения
Третье лицо: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области, Прокуратура Иркутской области